АПК Дагестана: Новые грани возможностей

Реклама

Мы встретились с Заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан после того, как наш небольшой журналистский коллектив посетил Кизлярский и Хасавюртовский районы Республики. А беседа с Шарипом Исмаиловичем, как всегда, была долгой и откровенной. На этот раз мы говорили о том, как развивается растениеводческая отрасль АПК региона.

Реклама

Многим кажется, что Дагестан – это животноводческий регион, где есть только бескрайние степи, пастбища и горы. Но часто, приезжая в эту Республику мы постоянно открываем ее новые грани. О том, что сегодня в Дагестане активно развивается растениеводство, знают в других регионах России немного. По мнению Шарипа Шарипова, мощный толчок к развитию этой отрасли дал приоритетный президентский проект «Эффективный агропромышленный комплекс», который предусматривает выявление «точек роста» в агропромышленном секторе с концентрацией усилий и имеющихся ресурсов на их стимулировании, что и ведет, в конечном итоге, к формированию высокорентабельного конкурентоспособного агробизнеса. Залогом успешного решения поставленных задач по приданию АПК устойчивости является всемерная поддержка и определение агросектора ключевым приоритетом региональной социально-экономической политики Главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. Стоит отметить, что этот проект активизировал работу всех, без исключения, уровней управления, поскольку работа каждого чиновника на виду, ей дается объективная оценка первым лицом региона, что, безусловно, обеспечивает необходимость повседневного и, главное, личного участия руководителей в решении насущных проблем отрасли. Именно поэтому сегодня во всех сферах работа строится на принципах применения проектного управления.

«Кому-то он помог преодолеть административные барьеры, кого-то просто заметили и поддержали», – подчеркнул Шарип Шарипов. 

Особенно яркий пример такого поступательного развития растениеводства – это предприятие ООО «Нива», которое находится в Кизлярском районе Республики.

«Таких людей, как руководитель хозяйства Загидин Касумов, необходимо поддерживать. Достаточно было им просто расчистить дорогу, и процесс пошел. Да, мы говорим, что Краснодарский край – это лидер рисосеющей отрасли России, но если посмотреть в масштабах Республики, то это предприятие вполне может конкурировать по урожайности риса с лучшими хозяйствами Кубани, собирая 70 центнеров риса с гектара. Это предприятие – наша «точка роста» в рисоводстве. В скором времени там будет запущен завод по переработке риса. Мы ценим это предприятие, которое не только решает проблемы продовольственной безопасности, но и успешно выполняет социальные функции, выполняя функции селообразующего предприятия. В свою очередь, власти Республики оказывают ему помощь, в настоящее время решается вопрос, связанный с обеспечением предприятия инфраструктурными объектами. То есть, тем, кто включился в реализацию наших приоритетов и демонстрирует результаты, мы помогаем, и именно им нужно помогать, чего требует от нас Глава республики, говорит Шарип Исмаилович. 

Но он уверен, что это только первые, но вполне уверенные шаги, которые делает регион в восстановлении и развитии зернового производства. Запредправительства привел нам впечатляющие цифры, которые будут интересны читателям именно своей динамикой. Так, в 1990 году Дагестан производил 530 тысяч тонн зерна, а в прошлом году его было произведено 270 тысяч тонн. Казалось бы скромная цифра, но это на 72 % больше, чем в 2012 году. В этом году земледельцы Дагестана планируют выйти на такой же уровень, хотя засушливые погодные условия изрядно и потрепали нервы, что и сказалось на снижении урожайности. И для этого, уверен Шарип Шарипов, в Республике есть все предпосылки. Озимых в этом году здесь убирают почти на 81 тысяче гектаров. В прошлом году эта цифра составляла всего 69 тысяч гектаров. Яровой сев был произведен на 183 тысячи га, что почти на 11 % больше, чем в прошлом году. Сегодня в Дагестане обрабатывается почти 320 тысяч гектаров посевных площадей, хотя в 1990 году их было 435 тысяч гектаров. Что, по мнению Шарипа Исмаиловича, дает дополнительные перспективы отрасли.

«Здесь есть простор, есть объем», – подчеркнул он.

Кроме того, уверен Зампредправительства, растениеводство в Дагестане неразрывно связано с животноводством. Есть корма – значит будет и молоко, и мясо. Более того, сдерживающим фактором в развитии животноводства выступал низкий уровень развития зернового производства, выращивания кормовых культур. Стоит отметить, что сегодня Дагестан – один из лидирующих регионов России по темпам роста посевных площадей под многолетними травами, в первую очередь, люцерной. Сегодня уже прошел второй сенокос, скоро будет третий, а там, где есть орошение, и четвертый. Естественно, что здесь сказались достаточно благоприятные погодные условия. В этом году Дагестану удалось избежать засухи. Погода стояла засушливая, и снегов в горах выпало на 30-40 % меньше, тем не менее, год складывается удачно. 

В основном в Дагестане орошаемые земли, рассказал нам Шарип Исмаилович. И если в РФ орошается только 3-4 % пашни, то в регионе почти 55-60 % поливаемых земель. И это вполне обьяснимо, поскольку осадков в год выпадает 250-350 мм. в основных зонах земледелия республики, к тому же орошение это возможность промывки солей из наших почв.  Есть вода, есть всходы, есть урожай. А опыт таких успешных хозяйств, как ООО «Нива» в Кизлярском районе и СПК «Гранит» в Хасавюртовском районе, ЗАО «Дарада-Мурада» Гергебильского района и др. показывает, что в условиях рискованного земледелия Дагестана, используя современные виды машин, опираясь на новые технологии, маневрируя сроками сева, обработки, примененяя актуальные агроприемы, можно вести вполне успешную деятельность и получать достойные прибыли. 

Вопрос о земле 

В Дагестане земельный вопрос особый, считает Шарип Шарипов. К земле привлечено огромное внимание сельского населения Республики. Для селян земля является своего рода гарантией, символом безопасности. В Дагестане на душу населения приходится всего 15 соток пахотной земли, и с учетом позитивных демографических процессов, этот размер устойчиво снижается. Вопросы решаются достаточно сложно. Но, тем не менее, и в этих условиях немало «гуляющей» земли. Вот и вопросы вовлечения в сельхозоборот неиспользуемых земель, повышения эффективности ее использования приобретают особую актуальность, все это требует кропотливой работы, прежде всего, в правовом поле.

«У нас есть свой «Закон о земле», есть российский Земельный Кодекс. Но необходимо, чтобы механизм оборота земель, здесь имеется ввиду не только купля-продажа, которая кстати у нас запрещена, а переход земельных угодий от плохого хозяина к рачительному и эффективному землепользователю, заработал. И когда мы видим, что человек, некогда воспользовавшийся возможностями, закрепил сотни гектаров земли про запас, и сам ее не обрабатывает и другому не отдает, а другой хочет работать и развивать производство, но землю получить не может, вот это в наших условиях недопустимо, и эти вопросы перед нами Руководитель республики ставит крайне жестко», – говорит Шарип Шарипов.

Он рассказал, что 8 мая у Главы Республики прошло совещание «О мерах повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения». А осенью на Совете Безопасности РД будет рассматриваться вопрос о принимаемых органами местного самоуправления мерах по эффективному использованию земли. Земля должна и будет работать, потому что истоки именно здесь, здесь и ключ к решению многих проблем сельского хозяйства региона.

«Вопрос в том, чтобы существующие нормативные документы начали работать. А решение этой проблемы находится в руках чиновников различного ранга. Глава Республики не доволен уровнем эффективности принимаемых решений, начиная от самого низового сельского поселения до Махачкалы, и требует от нас предложить внятный инструмент, механизм, который смог бы распутать клубок проблем в вопросе вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот», – заявил Шарип Исмаилович.

Вопрос о воде

Мелиорация – достаточно сложный вопрос, считает Шарипов. Недавно в Дагестан с рабочим визитом приезжал руководитель Департамента мелиорации МСХ РФ Даниил Путятин. Он встречался с председателем правительства Абдусамадом Гамидовым, провел рабочее совещание с руководителями всех мелиоративных подразделений Республики. Он четко обозначил принципы мелиоративной политики федерального Минсельхоза, поставил перед службой мелиорации Республики задачи, направленные на эффективное использование каждой капли такой ценной для Дагестана воды.

«Да, проблем много, многие гидротехнические сооружения были построены в 50-е годы прошлого века. Но наши сельхозпредприятия пока не в состоянии взять на себя все расходы по их восстановлению и содержанию. Но мы не можем сегодня жаловаться на отсутствие внимания и поддержки со стороны федеральных структур. Сегодня в Дагестане почти 5 тысяч км межхозсетей, которые находятся в федеральной собственности, а 12 тысяч км составляет внутрихозяйственная сеть. До 2012 года на обслуживание внутрихозсетей деньги не выделяли, но с прошлого года действует экономически значимая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения». Мы там активно представлены», – сообщил Зампредправительства.

Но средств недостаточно, туда не идет частный капитал, отмечает он. Сегодня наступает момент, когда за воду придется платить. Но аграрии не хотят платить за то, что, по их мнению, должно даваться бесплатно. И их можно понять. Сегодня в силу многих неблагоприятных факторов уровень рентабельности в сельском хозяйстве составляет 7-8 %. Это с учетом субсидий, а если субсидии убрать, то она составит минус 5-7 %. Да, платить за воду – это непонятно, непривычно, сложно. Но, с другой стороны, государство, как на федеральном, так и на региональном уровне не имеет достаточно средств на эти цели. Возникает дилемма: или воду подать на поля, или прийти и начать работать. Кроме того, в Дагестане мелиорация отягощена другими проблемами. Основной поставщик мелиоративной воды – Терек. А Терек – очень мутная река, поэтому каналы быстро заиливаются.

«У нас 95 % мелиоративных каналов проложены в земляном русле. Потери воды огромные. Это наша головная боль и большая проблема. Но мы уже определили подходы, у нас есть резервы, есть ресурсы. Регион сегодня не мало средств выделяет на мелиорацию, поскольку без воды нет урожая. Но вешать все на бюджет нельзя. У бюджета есть и другие обязательства, прежде всего, социальные. И бизнес должен нести свои обязательства, тем более тот, который крепко стоит на ногах. Кроме того, сегодня необходимо вспомнить и о социальной ответственности бизнес-структур», – считает Шарипов.

Вопрос о холдингах

Не секрет, что в Дагестане сегодня реализуется десятки инвестиционных проектов в сфере АПК. И на этом фоне выделяется один из приоритетных агропроектов, реализуемый в Республике – компанией ДАГАГРОКОМПЛЕКС, которому оказывается значительная поддержка за счет региона. Шарип Шарипов считает, что эта поддержка оправдана, потому что для того, чтобы быть эффективным, предприятию АПК нужно иметь диверсифицированный бизнес, что особенно актуально в условиях Дагестана и позволяет минимизировать риски сельскохозяйственного производства. Особенно важна и опора на современные технологии, а это возможно только тогда, когда есть высокопроизводительная мощная техника.

Шарип Исмаилович с сожалением отметил, что по ряду позиций Дагестан отстает от многих регионов России по техническому оснащению сельхозпредприятий. В целом по стране в прошлом году рынок сельхозтехники составил 85 млрд рублей, из которых доля отечественной всего около трети. Согласитесь, высокопроизводительная импортная техника обеспечивает таким территориториям дополнительные конкурентные преимущества. Поэтому на этой площадке в Республике создается мощный кластер, своего рода полигон по отработке, внедрению, популяризации и демонстрации передовых агротехнологий для дальнейшего их распространения в АПК Дагестана.

«Да, рискованно, сложно, ново. Но менеджмент компании «держит нос по ветру». И это только первые шаги. Ребята пришли всерьез и надолго», – говорит Шарип Шарипов.

Вопрос о страховании

Мы не случайно задали Шарипу Исмаиловичу вопрос, касающийся сельскохозяйственного страхования, который очень сложно решается сейчас в России. Об этом говорят на разных уровнях, а воз и ныне там. Как-то не находят общего языка страховые компании и сельхозтоваропроизводители, нет взаимного доверия, есть и случаи, когда страховые компании плохо работают со своими клиентами и не обеспечивают нормальный уровень страховой защиты. Оказалось, что и в Дагестане дела с агрострахованием обстоят точно также, как и везде. Однако, по мнению Шарипа Шарипова, страхование – это эффективный инструмент АПК, который пока не работает должным образом. Здесь ситуация сложная и включает в себя множество аспектов. Во-первых, сами сельхозпроизводители неохотно идут на страхование своих рисков. Человек думает – пронесет, год выдастся удачный, мол, деды не страховались, и я не буду. Но сегодня очевидно, насколько изменилось само сельское хозяйство, его техника и технологии, насколько оно стало уязвимым. И привел простой пример – как сегодня будет чувствовать себя человек, лишившись мобильного телефона, это будет очень чувствительно. А что говорить о такой сложной отрасли, как сельскохозяйственное производство, где риски присутствуют на каждом шагу. С другой стороны, по его мнению, сельхозтоваропроизводители и страховые компании не достигли еще понимания, что они работают в одной упряжке. Сегодня принят закон об агростраховании, который предусматривает защиту от катастрофических и чрезвычайных рисков. Нужно подтвердить гибель не менее 30 % урожая, чтобы случай был объявлен страховым, и производители могли рассчитывать на получение соответствующего возмещения. Это высокий процент и к тому же очень сложно доказуемый. Закон меняли, думали, что он откроет широкую дорогу, но пока не вышло. Хотя закон действительно прогрессивный, но в него нужно вносить коррективы, в том числе и по снижению слишком высокого потолка подтверждения ущерба. Более того, сложно доказать, что страховой случай произошел не по вине страхователя. Но не только законодательную базу необходимо приближать к реалиям, но и с самими аграриями нужно вести определенную просветительскую работу. Они должны понять, что государство не придет им на помощь в случае катастрофических или чрезвычайных ситуаций, и стоит уже рассчитывать на свои возможности, а в условиях рыночной экономики работать по рыночным принципам и механизмам. А агрострахование – это ключевой инструмент регулирования аграрного сектора. Но к тем страховым компаниям, которые не выполняют условия договоров и мучают производителей, заставляя их обращаться в суды, должна быть предусмотрена определенная мера ответственности.

«Черная дыра» или локомотив

Уже много лет прошло, когда с легкой руки реформаторов к сельскому хозяйству стали применять термин «черная дыра российской экономики». Сегодня, уверен Шарип Шарипов, это категорически необоснованно. На современном этапе сельское хозяйство и в федеральном, и в региональном масштабе рассматривается как локомотив роста экономики. Тем более, что сегодня вопрос продовольственного обеспечения, продовольственной безопасности стоит очень остро. И очевидно, что руководство страны изменило свое отношение к этому сектору экономики и заинтересовано в поддержке села и сельского хозяйства.

Как живет село

«В Дагестане 1 600 сел, где проживает 1 млн 650 тысяч человек. По этому показателю нас опережает только Краснодарский край. Хотя по общей численности населения мы занимаем 12 место в России, но по количеству сельского населения мы вторые. А ведь сельская жизнь – это и контроль над территориями, их сохранение», – говорит Шарип Шарипов.

Он отметил, что сегодня в этом направлении уже закладываются новые подходы, есть поручения руководства страны, разрабатывается новая концепция устойчивого развития сельских территорий. Но сегодня проблемы социального развития села поднимают на качественно другой уровень. Больше внимания стали уделять инфраструктуре, социальным объектам. Однако в Дагестане еще не полностью решен вопрос по газификации сельских территорий, уровень которой составляет 53-54 %, не решен полностью вопрос по водообеспеченности. 

«Работа еще предстоит. Но, как писал великий русский поэт Александр Блок – «…дорога дальняя легка..». Она легка, когда есть надежда, когда человек видит, что он не брошен, и государство в меру своих возможностей поддерживает его. Сегодня в Дагестане идет строительство спортивных площадок, социально-культурных объектов. Причем во многом эти социальные проекты реализуются спонсорами, выходцами из этих сел.

«В Дагестане особенно тонкая и остро воспринимаемая тема – что ты сделал для своего села? Это тяга к корням, к истокам. Остается прочная нить, которая связывает каждого дагестанца с землей своих предков. Кто-то родник восстанавливает, кто-то строит мечеть или спортзал. Люди дарят оборудование для клубов, оснащают школы компьютерными залами. Они понимают, что государство все это взять на себя не может. У нас есть приоритеты, есть усилия, но все это требует времени, а живем мы здесь и сейчас», – сказал Шарип Шарипов. 

Он рассказал нам, что когда в далекие 40-е годы прошлого столетия в Дагестан с экспедицией приезжал академик Вавилов, он написал: «В Дагестане можно видеть изумительные земледельческие террасы, расположенные применительно к рельефу огромными многоэтажными амфитеатрами. Вряд ли можно лучше использовать землю, чем это делали в горном Дагестане».

Но настали другие времена, наша страна вошла в рыночные отношения и сегодня перед крестьянами стоят другие задачи. Земледельцы обоснованно требуют от государства наращивать поддержку, но жесткие регулирующие нормы не всегда не учитывают самой специфики аграрного производства, где дело имеем с живыми организмами – землей, растениями, животными, и где дела невозможно отложить на завтра. Вот поэтому и занимаемся в приоритетном порядке обустройством села и укреплением сельской экономики при активной поддержке федерального центра. 

Галина Шишкина

Реклама
Предыдущая статьяИнновационный центр Dekalb: такого ещё не было
Следующая статьяАндрей БОДИН, председатель правления Союза сахаропроизводителей России: Субсидий не надо – дайте нам цену!