Жить во всю мощь!

941

Когда с человеком случается несчастье, ведущее к инвалидности, он становится перед выбором. Смириться с мыслью о том, что прежние мечты отныне недостижимы, и плыть «по воле волн», или стиснуть зубы, сказать себе «Мне не больно!» – и стараться жить так, как будто этого несчастья нет.

Виталий Муль ещё в десятилетнем возрасте лишился обеих ног. Он был, как сейчас сказали бы, лидером в своём классе мужской средней школы №11 Пятигорска – лихим, жизнерадостным и гораздым на всякие выдумки. Вскочить на ходу на подножку трамвая у него и его сверстников не считалось чем-то особенным, а тем более опасным. Но в тот роковой ноябрьский день ноги Виталия попали не на подножку, а под колёса. Когда уже в больничной палате мальчик очнулся, то обнаружил, что одна нога ампутирована выше колена, другая – выше ступни.

В послевоенные годы было много инвалидов, вернувшихся с войны без рук и ног. Может быть, то, что Виталий не раз видел таких людей, помогло ему осознать, что это несчастье не означает конец жизни. Он научился перемогать непредставимые для здорового человека боли. Очень поддерживала его любовь и постоянная забота матери, учительницы, помогало внимание других людей.

– В третьем классе, когда я лежал, ко мне, на окраину города, два раза в неделю на дом ходила учительница – пешком, потому что никакой транспорт туда не доезжал, – рассказывает Муль. – Она приносила мне книги из городской биб­лиотеки. И я с увлечением читал Гоголя, Маршака – с коптилкой, поскольку освещения не было. Подражая Маршаку, в четвёртом классе начал писать стихи.

А ещё в ту пору он прочитал «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Эта книга сыграла решающую роль. Виталий решил по примеру героя повести, лётчика Алексея Маресьева, жить «на всю катушку». Прежде всего он нашёл способ передвигаться по двору с помощью рук, опираясь на «пятую точку». Потом научился ходить на костылях. На смену костылям пришли протезы. Конечно, поначалу он часто падал, но быстро вскакивал и как ни в чём ни бывало продолжал путь. А со временем он даже научился ездить на велосипеде.

Для того, чтобы Виталию было легче, его тётя поступила работать дворником и получила комнатку рядом с вокзалом. В трёх сотнях метров от неё была школа. Виталий переехал жить к тёте и начал ходить в эту школу. Прошло некоторое время, и он стал там авторитетным человеком, можно сказать, признанным поэтом.

Встречались ли бывшие выпускники, наступили майские праздники – на общем собрании учеников я выступал со своими стихами, – рассказывает Виталий Иванович.

Закончив школу, он поступил на филфак Пятигорского педагогического института (теперь это лингвистический университет). Продолжил традицию семьи, в которой было 25 учителей – в том числе и родители Виталия.

В институте Виталий был не менее популярен, чем в школе. И не только благодаря стихам. Он стал серьёзно заниматься волейболом, играл за факультетскую команду. Старался прыгать не хуже других, легко и красиво. И, наверное, поначалу многие не догадывались, что проделывает это парень на протезах… Несмотря на проблемы со здоровьем, Виталий Муль оставался жизнерадостным и активным. Ходил в литературный кружок, где познакомился с некоторыми поэтами, а когда с 1957 года студенты стали выпускать институтскую газету «Учитель» – один лист, тираж 700 экземпляров – Виталий там пуб­ликовал свои стихи и басни. Не для газеты сочинял «дружеские шаржи» на университетских педагогов. А вообще студент относился к своим учителям с должным пиететом.

Учёбу их курсу продлили на один год, поскольку факультет стал историко-филологическим, теперь студенты выходили из института преподавателями литературы, русского языка и истории. Два года Виталий Муль работал председателем студенческого профкома. Тогда же нашёл и свою судьбу: первая жена тоже заканчивала этот институт. И хотя перед самым выпуском у молодых родилась дочь, они написали в краевой отдел образования заявление, чтобы их направили в отдалённую сельскую школу. Напомним: институт заканчивали в Пятигорске, Виталий был коренным пятигорчанином. Из шести предложенных районов выбрали Аполлонский – в 60 километрах от дома. В районном отделе народного образования сказали: есть вакантное место директора школы в Кановской школе, которая как раз в тот год переходила на восьмилетнее обучение. Там же было место учителя иностранных языков для жены Виталия Ивановича. Когда супруги в июне приехали в Каново, им там сразу понравилось. Особенное впечатление произвело водохранилище. В школе молодым специалистам сказали, что приказ об их приёме на работу уже есть. Так Виталька, как его звали в институте сокурсники, стал директором школы Виктором Ивановичем. И при этом преподавателем русского языка и литературы. Впрочем, не только.

– В сельской школе чему только ни научишься! – смеётся он. – Мне приходилось вести чуть не все предметы. Хоть я заканчивал историко-филологический факультет и всего два года изучал немецкий язык, когда ушла в декрет жена, учительница немецкого, я её заменял. Потом у нас не было физика, пришлось мне и физику вести.

И вот что интересно: с учениками директор держался демократично, они воспринимали его как друга (это ему однажды даже поставили в вину несколько пожилых учителей. Тогда на защиту директора выступила вся школа). И в то же время не послушаться Муля было для учеников немыслимо. Надо быть прирождённым педагогом, чтобы к тебе так относились.

Виталий Иванович был этаким «играющим тренером» от педагогики. Директорская ноша никогда, с самого начала, не тяготила молодого специалиста. Решать хозяйственные и организационные вопросы, составлять сметы ему приходилось в студпрофкоме пединститута, делать что-то собственными руками он тоже умел.

 – У меня дед, Кузьма Агапиевич, был мастер золотые руки, – рассказывает Виталий Иванович, – сам себе дом в Пятигорске построил. Всё умел делать! И я частенько смотрел, как он работает, пробовал делать то же, что и он. А в школе мне сразу понравились и ребята – их было 200 человек, и учителя. Мы как-то сразу нашли общий язык.

Начал молодой директор, приехав к месту работы летом, с ремонта школы.

– Раньше там никогда полы не красили, а добела отмывали, скоблили, – вспоминает Виталий Иванович. –.Печки топили соломой, водяного отопления и в помине не было.  А потом совхозу выделили деньги на коровник, а директор совхоза направил их на строительство школы. И мы строили её хозяйственным способом. Меня директора совхоза всегда поддерживали. А ребята тем более. Потому что жили мы интересно. Мы с женой очень любили своё дело, и дома у нас был как будто штаб. Жена чуть ли не круглые сутки с детьми работала. Они к ней приходили, что-то рисовали, писали до вечера. (При том, что у нас вскоре стало двое детей, потом ещё родилась дочь…) Некоторые школьники тогда настоящего мяча не видели, не знали такой игры, как волейбол. А некоторые и паровоза не видали. Кое-кто за пределы села не выезжал. Я выпрашивал у руководителя хозяйства грузовик, клал в кузов матрасы, сажал ребят в машину и возил их сначала по району, потом дальше. Мы бывали даже в Грузии, ездили в Тбилиси, заезжали в Сухуми, Батуми, потом через Орджоникидзе (нынешний Владикавказ) возвращались домой. В традицию вошла поездка с выпускниками школы на Чёрное море, в Севастополь. Так что нынешней весной я радовался воссоединению Крыма с Россией от всей души! Там мы ставили на берегу палатки и неделю отдыхали. До сих пор с удовольствием вспоминаю, как всё это было.

Но мы не только хорошо отдыхали. У нас была отличная ученическая бригада, ребята работали на комбайнах, можно сказать, убирали половину совхозного урожая кукурузы. На каждом совхозном комбайне был взрослый комбайнер, а с ним два помощника – ребята из бригады. Правда, я в эти дни не знал отдыха, боялся, как бы с моими учениками чего-нибудь не случилось, даже ночевал рядом с ними на культстане. Культстан хозяйство сделало прекрасный: мы же встречали участников Всероссийских и Всесоюзных слётов ученических бригад! Благодаря работе ребят в нашей школе появился телевизор. Я купил телеприёмник и всё необходимое к нему в Пятигорске. Вначале шли новости, а потом показывали кинофильмы. Посмотреть кино в школу собиралось всё село – телевизоров тогда ни у кого не было!

А ещё неугомонный директор придумал делать детские площадки с качелями и каруселями. Это теперь их требуют устанавливать во дворах, а тогда они были редкостью. Виталий Иванович поехал в гараж, где стояла старая сельскохозяйственная техника, что уже не работала на полях.

– Я просил, чтобы нам отдавали колёса, – вспоминает он. – Два колеса соединяли вместе, очень прочно устанавливали, и можно было крутить ребёнка на таком «космическом» тренажёре. Это детям очень нравилось. Правда, потом сочли, что это опасно, и разобрали. Но у нас не было ни одного ЧП.

Подрастая, бывшие ученики помогали своему учителю. Нынешний председатель колхоза «Ростовановский» Виктор Затолокин, один из лучших его учеников, в 60-е годы работал парторгом хозяйства. На его машине они вместе объездили весь район в поисках экспонатов для музея истории гражданской и Великой Отечественной войн. Школьный музей стал тогда одним из лучших в крае.

Вот так Виталий Иванович Муль и проработал 46 лет директором Кановской средней школы. Оставил эту должность в 70 лет. А потом ещё пять лет работал учителем истории.

Все годы напряжённой педагогической деятельности он урывками писал стихи. А как вышел на заслуженный отдых, словно прорвало.  Пишет Виталий Муль о родной земле, о замечательных людях, которые живут и трудятся на ней, о войне – Великой Отечественной и доставшейся на долю нынешних поколений, о комсомоле… Вышло уже пять поэтических сборников. Два из них помог выпустить уже упомянутый нами Виктор Затолокин. Он вообще опекает своего учителя, дарит легковые автомобили (хорошее подспорье для человека, которому трудно передвигаться). Затолокин же ходатайствовал перед краевыми властями о присвоении Мулю звания Героя труда Ставропольского края. Прежние краевые руководители обещали, но до дела не доходило. А Владимир Владимирович Владимиров отреагировал мгновенно. И сам приехал, чтобы познакомиться с замечательным человеком и лично вручить ему награду.

…Когда думаешь о судьбе таких людей, как Виталий Иванович Муль, собственные неприятности кажутся мелкими. И недостойными того внимания, которое мы на них обращаем. Приходит понимание: надо ценить главное. И жить так, чтобы окружающим от этого было хоть чуточку лучше.

[divider]

 Уважаемый Виталий Иванович!

Позвольте мне от имени руководства Курского муниципального района и от себя лично поздравить Вас с присвоением звания «Герой труда Ставрополья»! Для всех жителей района это большая радость и гордость.

Ребёнок войны, родившийся в довоенную пору и воспитанный семьёй педагогов, советской литературой и комсомолом, Вы своей жизнью доказали, что сила духа способна творить чудеса. Работая учителем и руководя жизнью сельской школы как директор, Вы учили своих питомцев не только русскому языку, литературе и истории по программе. Вы рассказывали им об истории края, о том, как ставропольцы боролись с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Вы создали в школе музей боевой славы, чтобы воспитывать своих учеников патриотами, активными гражданами своей страны. Вы учили их не бояться трудностей, несмотря ни на что идти к намеченной цели. Пример Вашей собственной жизни убеждал ребят лучше любых книжных примеров. Наверное, потому среди Ваших учеников немало достойных людей, замечательных тружеников и руководителей.

Свой поэтический дар Вы тоже поставили на службу общему благу, откликаясь стихами на события в жизни села и района, рассказывая о замечательных представителях сельских профессий, славных земляках, которые не меньше известных героев достойны уважения.

Мы благодарны Вам за активную жизненную позицию, которую Вы всегда прививали и своим ученикам. Желаем Вам творческих успехов и здоровья! Пусть Ваша жизнь и дальше будет плодотворной!

Сергей Иванович Калашников,
глава администрации Курского муниципального района

[divider]

Известие о том, что Виталий Иванович Муль стал Героем труда Ставрополья , порадовала многих и в нашей станице, и в разных уголках Курского района, – там, где живут ученики уникального педагога.

Всей своей жизнью он заслужил высокое звание Героя. Многие из его воспитанников, в том числе и я, давно окончили школу, стали взрослыми людьми, заняты серьёзными делами. Но какими бы опытными и умудрёнными жизнью мы ни стали, Виталий Иванович всё равно остаётся для нас Учителем, наставником в жизни, другом и непререкаемым авторитетом. Всем хорошим, что есть в нас, мы обязаны в равной степени своим родителям и Виталию Ивановичу. Он не только давал нам знания по своим предметам, но учил преодолевать трудности, работать и добиваться в жизни своей цели. Учил не столько словами, сколько собственным примером.

Нас, учеников, в жизни Виталия Ивановича было очень много, но он не забывает никого. Наверное, потому, что будучи педагогом по призванию, для каждого из нас нашёл уголок в своём большом сердце. И мы всегда отвечали и будем отвечать нашему Учителю большой искренней любовью.

От всей души поздравляю Вас, дорогой Виталий Иванович, с наградой! Желаю Вам долгих лет, вдохновения и творческих успехов!

Михаил Иванович Матусевич,
глава администрации муниципального образования
Курского сельсовета

[divider]

Виталий Иванович Муль – человек легендарный. Такие встречаются в жизни не каждому. Одно дело читать в книге про подвиг лётчика Маресьева, и совсем другое – встретить подобного ему героя на своём жизненном пути, воочию убедиться, как много значит сила духа.

Несчастье постигло Виталия Ивановича, когда он был совсем юным, но его характера хватило, чтобы не просто не опустить руки, а добиться в жизни того, чего редко достигают люди, гораздо более здоровые физически. Долгие годы Виталий Иванович был директором школы в селе, он создал там ученическую бригаду и музей боевой славы, вместе со своими учениками отправлялся в дальние поездки. Это довольно утомительно, а кроме того, это ещё и огромная ответственность, которую не каждый педагог добровольно возьмёт на себя. Виталий Иванович Муль ни ответственности, ни работы никогда не боялся. Он очень надёжный и порядочный человек, добросовестный труженик, который к любому делу подходит творчески. К Виталию Ивановичу можно обратиться с любым вопросом, он всегда даст дельный совет.

А ещё Виталий Иванович Муль – талантливый поэт, откликающийся на многие события в жизни района своими стихами. Открывается ли в станице новое кафе, начинает ли работу мельница, отмечается ли окончание строительства водохранилища – ничто не проходит мимо его внимания, обо всём можно прочесть в своеобразной поэтической летописи района, которую он неустанно ведёт уже много лет. Сейчас, когда для него наступило время заслуженного отдыха, он занимается этим особенно активно.

Звание Героя труда Ставрополья присуждено Виталию Ивановичу Мулю по праву. Он заслужил его всей своей жизнью – активной, творческой, яркой, направленной на общее благо.

Я от всей души поздравляю дорогого Виталия Ивановича! Мы рады, что Вы живёте среди нас, и гордимся таким земляком! Будьте счастливы, уважаемый Виталий Иванович, и долгих Вам лет счастливой творческой жизни!

Александр Васильевич Цыбин

[divider]

Уважаемый Виталий Иванович!

О Вас и Вашей работе я знаю от своих братьев и сестер, которым посчастливилось у Вас учиться. Они всегда рассказывали о Вас с огромным уважением и любовью, как об очень умном и разностороннем человеке.

На Ваших уроках им всегда было интересно, а потому учились они с удовольствием. А ещё я понял, что, начнись у нас параолимпийское движение раньше, Вы, с Вашим характером, непременно были бы на этих соревнованиях чемпионом. Но главную победу – победу над собой, над своей бедой – Вы одержали. И сделали в жизни столько, что под силу далеко не каждому. И сейчас, на заслуженном отдыхе, продолжаете радовать людей своим творчеством.

Низкий Вам поклон за все Ваши труды! Поздравляю Вас от имени всей нашей семьи с заслуженной наградой! Желаю Вам благополучия и долгих плодотворных лет! Будьте счастливы!

Виктор Петрович Богаевский,
глава КФХ «Богаевский»

[divider]

Дорогой Виталий Иванович!

То, что Вы стали Героем труда Ставрополья, для нас, Ваших учеников, большая и долгожданная радость!

В детстве мы не задумывались о том, что весь день проводить вместе со своими учениками, как это делали Вы и Ваша супруга, очень непросто.  Нам это казалось естественным. И только став взрослыми, мы поняли, какую огромную работу Вы проделывали ежедневно. Вы трудились увлечённо, любили своих учеников, наверное, именно это помогало Вам. Нам повезло, что Вы были нашим учителем и директором школы. Жизнь в ней всегда кипела ключом и была интересной. Вы помогли нам понять, что всё в жизни достигается трудом, научили нас не бояться никакой работы и трудиться от души. Мы благодарны Вам за эту науку и за наши счастливые школьные годы!

Примите искренние поздравления с наградой от своих учеников! И пусть Вас всегда согревает тепло нашей любви!

Владимир Георгиевич Ложкин,
председатель СПК колхоза «Кановский».