В основе агробизнеса должна лежать экономика
– Одних трудности закаляют, других – уничтожают, – такими словами начал свой рассказ о непростом становлении своего предприятия глава крестьянско-фермерского хозяйства Кировского района края Виктор Егорович Муруев. – Всякое время было. Многое пришлось перевидать. Но я всегда помнил о том, что за мной стоит моя семья. А для меня нет ничего важнее.
Наперекор трудностям
Первопроходцам всегда приходится непросто. Особенно, если ты не из тех, кто сидит у «кормушки», а кто достигает результатов собственным трудом и невероятным упорством. Работая в колхозе, Муруев всегда был на особом счету. Председатель знал, что может положиться на опытного механизатора.
– Я и зарплату тогда получал больше, чем другие, – вспоминает Виктор Егорович, – но и трудиться приходилось, что называется, за двоих, поскольку попутно и в других хозяйствах подрабатывал.
А когда началось фермерское движение и появилась возможность получить землю в собственное ведение, Муруев, несмотря на отговоры родных, принял решение: хватит работать на других.
– Легко говорить, когда трудности остались в памяти, – продолжает он. – А тогда землю нам дали на отшибе, выбирая, что похуже. Видимо, хотели посмотреть, что затея провалится. Три раза землю давали, дважды – забирали. Лоскуты земли получили мы по разным краям. Никто не подумал о нас и о том, какие расходы придется нам понести, гоняя технику за десятки километров.
Одним из залогов успеха стал небольшой, но крепкий коллектив. Как говорит Виктор Егорович, выбрал людей знающих, лучшие кадры бывшего колхоза.
– У меня работает мощная бригада, – объясняет фермер. – В оплате никто не обижен – недаром и по сей день многие просятся на работу в хозяйство. Все люди, задействованные в производстве, проверены временем. С ними я всегда уверен, что во всем будет порядок. Это недалекие руководители думают, что проще иметь дело с дураками. Я же убежден, что гораздо легче трудиться с умными людьми. Главное, чтобы они были заинтересованы в конечном результате.
Основа основ
Вместе с Виктором Егоровичем мы объезжаем земли хозяйства. В прошлом году на полях, где убрали подсолнечник, он впервые засеял по нулевой технологии 300 гектаров озимой пшеницы. Нынешним состоянием растений глава КФХ доволен. Говорит, что главное, чтобы погода не подвела.
С полей, ровных, как биллиардный стол, открываются удивительные виды на предгорья Кавказа. Влагообеспеченность в хозяйстве очень высокая, но и холода наступают быстрее – сказывается близость гор. А потому, как и в любом другом сельхозпредприятии, здесь есть свои производственные особенности, связанные с природно-климатическими условиями: осенью с посевными работами лучше не задерживаться.
Мы подъезжаем к полю, где по технологии прямого высева будет посеян подсолнечник. Земля с пожнивыми остатками, поросшая сорняком, смотрится жутковато. Однако Муруев настроен оптимистично.
– Я, конечно, волнуюсь, – говорит он. – Но страха нет. Я уверен, что на этом поле мы получим хороший урожай.
Уверенность фермера зиждется отнюдь не на голом оптимизме. Узнав однажды о системе No-TILL, он по собственной инициативе приехал в составе делегации Кировского района в ООО «Добровольное», где убедился в том, что нулевая технология не только работает, но и максимально эффективна.
Как и многим другим фермерам, которые выбрали эту прогрессивную систему земледелия, ему не раз пришлось выслушать коллег-аграриев, убеждавших его отказаться от планов.
– Мне говорили: зачем тебе это нужно? – вспоминает Виктор Егорович. – Если уж так сильно хочешь внедрить No-TILL, начни с одной «клетки» в сто гектаров. Мол, мы сами уже обожглись на нулевом земледелии. Но я хоть и не считаю себя умнее других и всегда готов выслушать чужое мнение, но решение принимаю самостоятельно, тщательно продумав и оценив все «за» и «против».
Во-первых, если внедряешь систему No-TILL, нужно полностью соблюдать все требования технологии. Это – основа основ. Кроме того, есть и другие нюансы. Одна из основных проблем, с которой изначально приходится сталкиваться при применении системы No‑TILL – это борьба с сорняками. Вопрос очень серьезный, поскольку есть одна важная особенность. При традиционной технологии возделывания существует много способов справиться с вновь появившейся сорной растительностью. Здесь же если что-то упустил, можно считать, что потерял. Вот почему эта технология возлагает гораздо большую ответственность на агронома.
Кроме того, многое зависит от правильного выбора сельхозтехники, без которой невозможно достичь ожидаемого результата.
Вот и сейчас Муруев говорит, что после того, как решение было принято, самым сложным стал выбор сеялок. В настоящее время в хозяйстве уже два посевных агрегата: один – для зерновых культур, другой – для пропашных. В машинно-тракторном парке два трактора TERRION мощностью 180 и 280 лошадиных сил, а также несколько тракторов МТЗ-80. Уборку проводят собственными силами. Благо, на балансе хозяйства два высокопроизводительных роторных комбайна TORUM.
Богатое наследство
Мы спрашиваем у Виктора Егоровича, что побудило его к внедрению в хозяйстве системы No-TILL? Он отвечает не задумываясь:
– Сколько у нас в стране помощь сельхозпроизводителям? Около 400 рублей на гектар. А сколько на Западе? На порядок больше. Недавно мой коллега купил трактор Джон Дир американского производства. Стал выяснять, сколько стоит такой же в США? Оказалось, в два раза меньше. Все это и заставляет задуматься, что же нам делать дальше? Россия вступила в ВТО. Как нам тягаться в такой неравной конкуренции? Единственный выход – повышать рентабельность.
Как любой крепкий хозяйственник, Муруев, в первую очередь, думает о прибыли. Большой подмогой в решении любого из возникающих в процессе производства вопроса стал сын Максим, получивший высшее экономическое образование. Тот поддержал идею отца, поскольку технология прямого сева тем и примечательна, что дает прямую выгоду сельхозпроизводителю.
– Важно не то, какая у тебя урожайность в центнерах с гектара, – поясняет глава КФХ, – а то, у кого больше прибыль. Пусть даже я соберу меньший урожай, но и затраты будут существенно ниже.
Важный аспект – амортизация техники. Поскольку трактор будет задействован в разы меньше – не придется ни пахать, ни культивировать, его ресурса хватит, как минимум, на 20 лет. Расход топлива уменьшается в четыре раза, что в условиях ежегодно дорожающих ГСМ становится определяющим фактором. Но есть и другой момент, особо значимый для руководителя.
– Для меня важно, чтобы земля, на которой я работаю, с каждым годом становилась все лучше, лучше и лучше, – говорит Виктор Егорович. – Важно, что я оставлю в наследство своей семье, которая для меня – главная ценность. Тем и привлекла меня нулевая технология, что в основе ее лежит забота о земле и бережное к ней отношение.
Серьезный подход в его хозяйстве виден во всем: собственными силами возвели склады, которые позволяют хранить урожай в ожидании достойной цены; построили мехток. Сам Муруев мечтает о том, что когда-нибудь займется животноводством, к которому всегда лежала душа. Но по-настоящему гордится он не производственными результатами, а красавицей-женой, дочерью, двумя сыновьями и внуками. О себе говорит: «Я нормальный мужик. За чужими спинами не прячусь. В колхозе не выступал на собраниях, в партии не был. Просто хорошо работал. Вот, детей всех жильем обеспечил. Хотя и погулять от души любил. Но – не в ущерб делу».
На таких и держится Россия…
Александра МОЛОЧНИКОВА