В саду родилась яблоня. Каких усилий это стоило питомниководу?

Садоводство завоёвывает всё более прочные позиции и становится одним из приоритетных направлений развития сельскохозяйственной отрасли Краснодарского края. Сегодня на Кубани располагается порядка 31 тыс. га плодовых многолетних насаждений. В регионе выращивается около 40% всех российских яблок. За последние годы объёмы производства питомников края выросли в 3 раза. Одним из таких высокотехнологичных питомников является К(Ф)Х Савенко Николая Александровича (Красноармейский район). О том, как на площади 80 га удаётся выращивать до 1 млн сертифицированных саженцев, нам рассказал главный агроном предприятия Евгений Стрелков.

Реклама

Продукция садоводства в существенной степени определяет физиологические основы здоровья человека. Фрукты и ягоды – ​незаменимые источники витаминов, минеральных и других полезных веществ, что обусловливает необходимость серьезного научного подхода к выращиванию плодовых деревьев. Эффективность садоводства напрямую зависит от качества закупленного посадочного материала, которым закладываются товарные сады.

Чего изволите?

Питомниководство – ​крайне интересное направление в садоводстве. Это сложный и наукоемкий конструктор, в котором сорта и подвои определяют те модели плодовых насаждений, которые в будущем будут наиболее востребованы как наименее энергозатратные и подходящие под те или иные природно-­климатические условия.

— Мы выращиваем до 1 млн сертифицированных саженцев семечковых и косточковых пород. Основной упор делаем на яблони. Под заказ выращиваем груши, сливу и черешню. В нашем хозяйстве посадочный материал выращивается в полном цикле. Есть маточно-­подвой­ные и маточно-­черенковые насаждения, – ​рассказал Евгений Стрелков.

Саженец плодового дерева состоит из 2‑х частей: привоя и подвоя. Подвой влияет на зимостойкость, срок вступления в товарное плодоношение и урожайность.

— Основной подвой, используемый у нас в питомнике, – ​М9. Это один из самых популярных подвоев. Для средней полосы России мы производим саженцы на подвое Парадизка Будаговского – ​он более зимостоек, а, следовательно, наиболее подходящий для данного региона, – ​пояснил Евгений Стрелков.

Мода на сорта у потребителей меняется достаточно часто. Выделить один или два самых популярных невозможно, равно как и вести долгосрочное планирование в области питомниководства. Еще 10 лет назад основная масса яблок были зеленого окраса. Самый потребляемый в России – ​Ренет Симиренко. Зеленое яблоко долгое время пропагандировалось как наиболее предпочтительное в связи с его неаллергичностью, большим количеством антиоксидантов и низким содержанием сахара.

Спустя время потребитель все же «распробовал» более сладкие красные яблоки, которые сейчас занимают главенствующие позиции в рейтинге покупателей. Сорта Ред Делишес, Ред чиф, Супер чиф, клоны Галы, Айдаред и др., а также другие красно­окрашенные сорта выращиваются в К(Ф)Х Савенко. Питомниководы не выбирают, какие сорта им выращивать в ближайшие годы, это определяется потребителем.

«Ручные» саженцы

В этом году российские садоводы испытывают большие проблемы: спрос снизился, яблоко сильно упало в цене. Основная причина – ​ввоз во время уборки и реализации отечественного яблока дешевой импортной продукции.

— Поэтому мы сейчас как питомниководы понимаем, что в ближайшие годы спрос на саженцы летних сортов будет очень низким. Нам необходимо оперативно реагировать на эти изменения, – ​продолжил Евгений Стрелков.

Несмотря на огромные для небольшого предприятия средства, вложенные в механизацию, и частичное решение проблемы ручного труда, отказаться от него полностью в питомниководстве просто невозможно. Даже самые современные питомники Европы используют ручной труд. В К(Ф)Х Савенко трудятся 65 человек, из которых два агронома и шесть механизаторов.

— Мы можем механизировано бороться с травой, можем посадить механизировано, выкопать. В остальном нужен ручной труд. Окулировку, прививку, подштамбовку, выделение центрального проводника может сделать только человек, – ​уверен Евгений Стрелков.

Предприятие испытывает дефицит квалифицированных кад­ров. Для питомниководства – ​это вообще сложный и труднодобываемый ресурс. В институтах дают слишком широкую специализацию. Студентам не хватает практических знаний, поэтому тот уровень профессиональной подготовки, который они имеют к выпуску, часто не соответствует реальным запросам современного агробизнеса.

— В этой отрасли много специфических работ – ​подштамбовка, окулировка и т. д. Для простого человека это выговорить даже сложно, не то чтобы понять. А наши рабочие все это должны знать и делать. Приходится вкладывать в обучение персонала очень много сил и времени. Конечно, у нас есть определенный штат постоянных рабочих, которые много лет посвятили питомнику и могут дать фору любому начинающему агроному, – ​рассказал Евгений Стрелков.

Точно в яблочко

К(Ф)Х завозит исходный оригинальный подвой­но-­привой­ный материал для закладки маточников и производства саженцев из Италии, Голландии. Раньше возили из Германии, сейчас такой возможности нет ввиду закрытых границ. К выбору иностранных партнеров на предприятии подходят очень серьезно, вся продукция выбирается только при очном присутствии руководства. Только так можно гарантировать приобретение качественного посадочного материала.

— География наших клиентов широкая, от Дагестана до Орловской области. Есть собственные мощности по хранению саженцев. Хранение доступно по заказу, в среднем весной своего часа у нас ждут около 200 тыс. саженцев, преимущественно для клиентов из средней полосы России, – ​пояснил Евгений Стрелков.

По словам главного агронома питомника, предлагаемый ими посадочный материал находится в среднем ценовом сегменте с упором на качество. А вырастить одновременно дешево и качественно просто невозможно. На цену конечного продукта влияет и техника, которая в хозяйстве в основном зарубежная – ​бельгийская, итальянская, немецкая.

— Хорошее дешевым не получается, к сожалению, как бы мы ни хотели. Этот год показал, что мы не можем поднять стоимость своего товара. При этом все вокруг дорожает, те же удобрения. А оптовая цена на яблоко при этом вообще падает, хотя для конечного потребителя она остается высокой. Если такая тенденция сохранится, то экономическое состояние садоводческих предприятий не позволит им вести закладку новых садов, и наши саженцы останутся невостребованными, – ​посетовал Евгений Стрелков.

Постоянный переход с одних сортов на другие, погодные и экономические условия отражаются на работе питомника. Себестоимость саженца повышается.

Но опускать руки в питомнике не намерены. Сейчас активно занялись развитием грушевых садов. Это достаточно тяжелая культура, у нее свои болезни, вредители, особенности агротехники.

Пищевые привычки

Давно остались в прошлом времена, когда купить фрукты можно было только в ограниченный сезон их созревания и у каждой культуры было свое время. Благодаря современным технология выращивания, развитию теплиц, доступности импорта любые фрукты доступны круглый год, и у яблока появилось много конкурентов. Даже зимой можно купить арбуз, бананы и персики. Поэтому пищевые привычки людей меняются.

В Европе очень развита культура потребления яблока, а в России этим вопросом пока никто не занимается. В Китае, например, в учебных заведениях детям каждый день в обязательном порядке дают яблоко. Когда с детства тот или иной продукт постоянно присутствует в рационе, человек привыкает и следует этой пищевой привычке всю жизнь. В Италии яблоки местных производителей продают даже на заправках.

От успеха работы питомниковода во многом зависит качество посадочного материала, его приживаемость после посадки, а также рост, долговечность и урожайность закладывае­мых садов. Посадочный материал, выпускаемый питомником, определяет характер, структуру и направление закладываемых насаждений, а значит, и столь ценного по питательным свой­ствам конечного продукта – ​яблока.

Ольга МИРОНЮК

Фото
Екатерины ЧЕРНЫШЕВОЙ

Реклама
Предыдущая статья«Эффективный АПК» № 5 (7)
Следующая статьяСоболезнования родным и близким Ивана Андреевича Богачева