«Чтоб такое есть и пить, надо человеком быть…»

Реклама

– эти строчки стихотворения Андрея Вознесенского про «явившегося» в лес и угощавшего зверей деликатесами горожанина, часто вспоминаются мне на семинарах и конференциях по защите растений. Десятки туров по обработке сада, виноград, из которого можно делать вино, но который есть свежим не стоит, поле кукурузы, которое так обработали против сорняков, что теперь полтора года на нем не рекомендуют сеять целый список культур из севооборота – вот как мы сегодня живем…

Реклама

Почему? И есть ли сегодня, в XXI, выбор, альтернатива? Всероссийский НИИ биологической защиты растений, участвуя сегодня в разработке «Зональных систем земледелия Краснодарского края» в рамках региональной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае».

Практически ежегодно дискуссионные площадки ВНИИБЗР собирают представительные аудитории ученых и практиков аграрного бизнеса. В конце сентября в Краснодаре прошла VIII Международная научно-практическая конференция «Биологическая защита растений как основа экологического земледелия и фитосанитарной стабилизации агроэкосистем». Участники – авторитетные специалисты и молодые ученые, предлагающие сегодня инновационные технологии применения биологической защиты растений в производстве органической сельскохозяйственной продукции. География, как всегда – весь мир: проблемы общие для всех. Аудитория конференции – 200 участников из многих регионов России и 14 стран ближнего и дальнего зарубежья, более десятка фирм-производителей биопрепаратов.

В течение нескольких дней выставки, круглые столы и работа тематических секций собирали многочисленные аудитории. И на каждой площадке выступали, делились опытом, спорили, отстаивая свою точку зрения кубанские ученые.

На открытии конференции директор ВНИИ биологической защиты растений Владимир Надыкта отметил, что именно биологическая защита растений в нашей стране является приоритетным направлением в защите растений и включена в перечень критических технологий в качестве элемента получения безопасной, в том числе органической пищевой продукции, сохранения окружающей среды, биоразнообразия и здоровья населения.

По оценке ученого, современную фитосанитарную ситуацию можно охарактеризовать как сложную и трудноконтролируемую и это обязывает к критическим оценкам, новым требованиям и решениям. Практики все больше убеждаются: химический метод, оставаясь ведущим, не способен исключить риски чрезвычайных ситуаций.

Исследования показывают: при том, что за последние пять лет токсическая нагрузка на посевы и посадки возросла вдвое, происходит нарастание численности и вредоносности вредных организмов, трансформация ранее незаметных видов в экономически значимые.

Льем яды, увеличивая нормы расхода, а эффективность снижается на 40–60 %… Зато жизнеспособность вредителей, сорняков и болезней возрастает.

Расписали на бумаге, да забыли про овраги. А что в них? Капустная моль активно заселяет посевы рапса, хлопковая совка освоилась на подсолнечнике, льне, винограде, в яблоневых садах.

«Темп, масштабы и многообразие происходящих фитосанитарных изменений таковы, что практики не могут их достоверно прогнозировать, оперативно и адекватно на них реагировать. Отсюда – биотическая неустойчивость агроэкосистем», – отметил академик РАН Владимир Надыкта. По его мнению, приемы, методы и средства биологического контроля развиваются в России недостаточно. Хотя ученые предлагают схему информационной поддержки, в основе которой – компьютерные программы, технические средства для дистанционного мониторинга вредителей и болезней.

В работе международного форума приняли участие кубанские законодатели: краевой парламент представлял первый заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Дмитрий Козаченко. Известно, что Законодательное Собрание края не первый год занимается продвижением органического земледелия. Многочисленные встречи с производителями биопродукции привели в итоге к принятию первого в России нормативного документа по биопродукции – краевого закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае». Гости из других регионов заинтересовались нормативной базой, направленной на развитие производства органической, экологически чистой продукции. Участники конференции отмечали: внедрение биологических методов защиты важно для обеспечения россиян экологически безопасными продуктами питания.

Дмитрий Козаченко, комментируя принятый закон, сказал: «Химзащита и высокие количественные показатели урожаев – это, конечно, хорошо. Но пора думать о повышении качества. Сегодня производство органической продукции – это общественная потребность. Всё больше и больше людей приходят к тому, чтобы приобретать экологически безопасные овощи и фрукты. Закон об органичес­кой продукции мы приняли, но теперь важно его реализовать, чему пока мешают следующие факторы: биопрепараты и биотехнологии не получают широкого внедрения в производство, а кроме того, мы не имеем достаточного количества специалистов, которые умели бы их правильно применять. Но я верю, что проведение таких конференций, где за круглым столом встречаются учёные, производители биопрепаратов и сельхозтоваропроизводители, поможет ускорить внедрение биологических методов защиты».

Сопредседатель в работе секции по теме «Разработка прецизионных методов фитосанитарного и экотоксикологического мониторинга агроэкоситем» Людмила Шуляковская подготовила презентацию о фитосанитарной ситуации на посевах зерновых колосовых, риса, сахарной свеклы. Людмила Николаевна рассказала о работе по микологическому анализу почв, подавлению фитопатогенов на растительных остатках, улучшению плодородия путем обогащения почв препаратами на основе гриба триходермы.

– Многие хозяйства для ускорения разложения растительных остатков вносят под основную обработку азотные удобрения (аммиачную селитру). Посчитаем экономику, – предложила Шуляковская. – Препараты на основе триходермы – 5 л/га = 425 руб. + гумат – 50 г/га = 9 руб/га + аммиачная селитра 7 кг/га = 84 руб/га. Итого: 512 руб/га. Однократное применение аммиачной селитры 100 кг/га = 1200 руб. Поэтому оздоровление почв путем применение препаратов на основе гриба триходермы экономически оправдано.

Свои разработки – системы биологической защиты сельскохозяйственных культур, лазерную технологию в органическом земледелии, новые биологические препараты, устойчивые сор­та и агроценозы в производстве органической продукции – представили ученые ВНИИБЗР.

Итак, альтернатива есть. Но в качестве послесловия хотелось бы предложить мнение известного на юге России ученого, заведующей лабораторией по защите винограда СКЗНИИСиВ Анны Ивановны Талаш:

– Когда я бываю в Геленд­жике, ко мне часто подходят люди, с которыми я еще бригадиром работала на виноградниках – в 1965 году мы делали разбивку, первые посадки привитой культуры в Краснодарском крае.

Тогда какие были болезни? Милдью, оидиум немножко знали. Когда и в связи с чем появился паутинный клещ? Стали применять цинеб, цирам – дитио­карбаматы. И они начали стимулировать развитие оидиума. А этого ж никто не знал! Исследования проводились, да. Но как же так: расхваливают препарат и вдруг о нем что-то плохое говорить!

А у меня получилось так: один участок обработали смесью бордоская жидкость плюс сера. А на другом участке объединили хлорокись меди и цинеб. Виноградники молодые, дорога хорошо их разделяла. И вот все обработали, проходит три-четыре недели – смотрю, где бордоской жидкостью и серой – зеленые листья, хорошие (это было в середине лета), а там, где хлорокись меди да еще цинеб добавили – пожелтело и настолько сильно отличалось! От одной обработки оидиум сразу начал развиваться!..

Заметьте, Геленджик – это не тот участок, где часто нужно проводить обработки.

А через год, когда я собиралась поступать в аспирантуру, узнала, что эта тема – «Влияние фунгицидов на рост, развитие и плодоношение винограда» – уже выполняется. Мне предложили яблоню. Ну яблоня, так яблоня! Точно такую же тему возьму. Был у меня участок – при институте, где росли два сорта яблони, Ранет Семеренко и для взаимоопыления посажен Розмарин Белый.

Но Розмарину Белому не требуется обработок от парши и от мучнистой росы, а у Семеренко их очень много, это провокатор парши! И на яблоне подтвердилось: стимулирует развитие.

Чтобы получить «условно экологическую продукцию», для многолетних культур надо прежде всего подобрать в один массив единые технологии защиты.

Моя методика не только с учетом срока созревания, взаимоопыляемости, но и с учетом будущей защиты. То же касается и винограда. Весь материал представлен на электронном журнале института. Сейчас я пишу монографию, где подвожу итоги за полвека: в каких случаях и как нужно подбирать сорта. Что касается винограда, подбирают с учетом срока созревания и дальнейшего использования. А этого недостаточно: один сорт одного срока созревания болеет оидиумом сильно, или листовая форма филлоксеры, или антракноз, а другие не страдают от этих болезней. Так спрашивается: зачем их вместе сажать?! Когда начинаешь обрабатывать эти участки, что ж тогда получается? Сорта, которые были устойчивыми, теряют свою устойчивость. У нас в Северо–Кавказском зональном НИИ садоводства и виноградарства вышла книга «Столовое виноградарство», в которой я соавтор, там расписаны препараты, которые разрешены. Но надо учитывать одно «но»: если это пойдет на виноматериал – там остаточное количество, все уйдет, а если для детей, лечебного питания – везде прочерки: на столовых сортах эти препараты не применять!

Многие фунгициды, с одной стороны, стимулируют онкообразования, с другой – теряется иммунитет растений.

Или взять филлоксеру: карантинный объект! Но и об этом забыли, говорят, что если это подвойная лоза, то будет листовая форма. Но надо помнить: относительно устойчивые. Этот вредитель настолько приспособился, что многие сорта, европейцы, которые считались никогда не болеющими листовой формой, не повреждаются. Те же шардоне, алиготе, рислинг могут еще сильнее поражаться листовой формой филлоксеры, чем все остальные.

То есть в каждой микрозоне надо подбирать сорта с одной технологией защиты, если это влажный участок (почему в Сочи не выращивают виноград – если сорта неустойчивые к антракнозу, то они погибнут, надо специальную защиту проводить), Горячий Ключ – это примерно как Темрюкский район.

Есть сорта такие, что можно ни одной обработки не проводить – и все будет нормально. Но у нас во многих хозяйствах посажено как? Для разных технологий. И уже 80 % никогда не будет биологической защиты.

И биологическая защита тоже имеет свои «неприятности». Встречается аллергия на пенициллин, а вермикулит из чего сделан? Некоторые не переносят хищных клещей.

Качество посадочного материала – от этого много зависит. Если материал поражен сосудистыми заболеваниями – прежде всего бактериальным раком в латентной форме – то эти виноградники раскорчевывают на второй–на третий год максимум. Если они заселены корневой формой филлоксеры – в первый год. Или посадят корнесобственные виноградники сортов, устойчивых к корневой форме филлоксеры, а если там еще семь лет не прошло и была филлоксера – ну и что?! Много таких случаев, когда мы списывали эти виноградники на третий-четвертый год. И это не один гектар… Учитывайте эти факторы при закладке многолетних насаждений: они прибыльны, но и затратны.

Виктория ВАРНАВСКАЯ

Реклама
Предыдущая статьяКакая ты, аграрная Кубань?
Следующая статьяИнновационный центр DEKALB: начало положено!