Реклама

DSC08973Не так давно на Ставрополье прошёл первый международный инвестиционный форум «АгроЮг-2015». На мероприятии присутствовали члены правительств субъектов юга России, представители бизнессообщества, включая зарубежные страны, учёные. Здесь обсуждались самые различные вопросы, касающиеся развития агропромышленного комплекса.

Реклама

Наш корреспондент встретился с руководителем Центра поддержки развития малого и среднего бизнеса Чеченской Республики Х.А. Яндарбиевым, чтобы выяснить подробности об одном инвестиционном проекте, который имеет непосредственное отношение к Ставропольскому краю.

Халид Абдуллаевич, вначале скажите несколько слов о форуме. Каковы Ваши впечатления?

Здесь собрались экономисты, финансисты, аналитики, руководители разных уровней, бизнесмены – нам есть о чём поговорить, есть что обсудить. На мероприятии затрагивались проблемные вопросы по всем направлениям агропромышленного комплекса, переработки, хранения и т.д. Тут мы смогли услышать объективную оценку экономической ситуации в условиях кризиса, коснувшегося всех без исключения регионов России.

Но данное мероприятие меня заинтересовало не только этим. На форуме появилась возможность заявить о себе.

Что Вы имеете в виду?

Прежде всего, хочу сообщить, что со своими, так сказать, единомышленниками мы подготовили инвестиционный проект, связанный со строительством завода по глубокой переработке зерна кукурузы. Он уже защищён в Министерстве по делам Северного Кавказа. Получено одобрение и в других инстанциях, в том числе имеется государственная поддержка в виде госгарантии. Его стоимость – почти 600 миллионов рублей. Однако не это главная цель визита на форум – мы привезли на обсуждение другой, более масштабный проект.

В чём он заключается?

Мы разработали бизнес-план кластера «Глубокая переработка зерна пшеницы», который здесь и представляем. Конечная его цель – производство лекарственных препаратов и препаратов, используемых в пищевой и кондитерской промышленности. Это – сухая клейковина – глютен, органические кислоты, фруктозо-глюкозные сиропы, подсластители и прочая продукция. Проект многоступенчатый, состоящий из нескольких звеньев – отдельных предприятий, выполняющих свои функциональные обязанности. Предусматривается чёткое разделение труда: одни будут заниматься сырьевым обеспечением, другие – переработкой, третьи – хранением, продажей и т.д.

На форуме были проведены консультации со специалистами Фармацевтической академии г. Пятигорска и Высшей школы экономики, банкирами, бизнесменами и другими лицами. Особый интерес к данной теме проявило правительство Ставрополья, в том числе министр сельского хозяйства Владимир Николаевич Ситников. В ближайшее время у нас с ним намечена ещё одна встреча.

Проект затрагивает развитие интеграционных связей между Чеченской Республикой и Ставропольским краем. К тому же воплощать идею в условиях экономического кризиса совместными усилиями, на мой взгляд, – самый оптимальный вариант. Он предусматривает каждому внести свою долю инвестиций в общую «копилку».

Халид Абдуллаевич, где предполагается размещение предприятий?

В основном они будут базироваться на территории наших соседей – в Ставрополье. К тому же край издавна славится как аграрный регион России с высокой культурой земледелия. Хлеборобы выращивают в большинстве своём продовольственное зерно. Именно оно как раз таки и нужно для осуществления проекта – это сырьё для переработки.

Тогда в чём заключается Ваша роль в столь, я бы сказала, грандиозном проекте?

Мы вкладываем частные инвестиции.

Кто ещё готов финансировать эту идею?

У нас функционирует АО «Корпорации развития Северного Кавказа», которая создана специально для поддержки проектов подобного характера в СКФО за счёт заинтересованности инвесторов и участия в развитии производственных и инфраструктурных программ на территории округа. Главными её приоритетами являются содействие реализации государственных программ, направленных на развитие СКФО, привлечение в регион инвестиций и создание новых рабочих мест. Корпорация позволяет эффективно соединять интересы отечественных и зарубежных инвесторов с одной стороны, и государственных органов – с другой, что гарантирует динамичную реализацию проектов и повышает привлекательность региона. Я уже общался с её генеральным директором: по роду своей деятельности корпорация может выступить в качестве соинвестора и выкупить 49 % акций будущего предприятия. Это станет очень хорошим подспорьем для дальнейшего развития всего задуманного. Имеются ещё дветри компании, готовые вложить средства в данное дело. К примеру, у предпринимателей из Турции есть желание взять на себя до 20 % затрат, которых хватит на приобретение оборудования.

Бесспорно, это дорогостоящий кластер. Если мы уладим все формальности с «Корпорацией развития Северного Кавказа» и получим одобрение на те мощности, которые предусмотрены бизнес-планом, договоримся с нашими соседями из Ставрополья, то в общей сложности понадобятся около 4-4,5 миллиардов рублей.

Думаю, без участия банков Вам не обойтись?

 Вы правы! Банки сегодня заинтересованы кредитовать подобные безрисковые, высокоэффективные предложения. Отрадно и то, что они стали более демократичными – идут навстречу заёмщикам. Могут предоставить «каникулы» на отсрочку платежа до запуска проекта или на погашение процентов. С каким из двух – Россельхозбанком или Внешэкономбанком – будем сотрудничать, окончательное решение ещё не принято.
Подразумевается ли здесь государственная поддержка?
Безусловно. Так как предлагаемый нами проект имеет высокую социальную и бюджетную значимость, то он автоматически получил статус приоритетного. В таком случае Министерством финансов России возможно выделение 60 %, а регионом – 10 % от общей суммы кредита, который мы будем брать на реализацию кластера. Кроме того предусмотрены субсидии на погашение процентной ставки по кредитам. Имеются и другие формы поддержки, нужно только их изучать и умело ими пользоваться.

Каковы, на Ваш взгляд, шансы, что этот кластер будет воплощён в действие?

Он интересен многим – сельхозтоваропроизводителям, фармацевтам, промышленникам, переработчикам и даже банкирам. В 2003 году я разработал аналогичный проект для предпринимателей Казахстана. Он был реализован. Забегая наперёд, сообщу, что бизнесмены, заинтересовавшиеся глубокой переработкой зерна, очень быстро стали миллионерами. На сегодняшний день на территории СНГ такой завод только один – находится в в Казахстане в г. Джамбуле, ныне – Таразе. В России подобного пока не имеется. Есть ещё один факт того, что завод востребован. Все мы прекрасно знаем, что Канада является постоянным экспортёром зерна. Но в последнее время там снизилось качество пшеницы. Они начали закупать в Казахстане сухую клейковину. Добавив её в небольших количествах в тесто из неудачной муки, всё равно получишь изумительную сдобу, хлеб с высокими вкусовыми качествами. Останется в выигрыше и отечественная фармакология. Вот какого уровня и эффективности завод!

Следующее, на что следует обратить внимание, – проект активизирует деятельность фермеров по производству высококлассной пшеницы. С ними заранее будут заключены договоры, то есть селяне получат себе постоянного делового партнёра. За качественную продукцию они будут получать и соответствующую цену. Если и дальше перечислять положительные моменты, то завод – это дополнительные рабочие места, налоги в бюджеты всех уровней, социальная значимость. Но главное, максимум через пять лет подобное производство станет целой системной отраслью в России, потому что это как раз и есть высокие технологии. Уверен, в нашем регионе немало прогрессивно мыслящих людей. Так что кластер имеет право на «жизнь».

Скажите, сколько времени понадобится на осуществление задуманного?

При благополучных стечениях обстоятельств в общей сложности потребуется 25-26 месяцев. То есть практически за два года следует

построить все необходимые помещения, закупить и установить оборудование, запустить завод в действие и выйти на требуемые производственные мощности.

А какова его доходность?

Проект по глубокой переработке зерна предусматривает безотходное производство. Если он будет запущен в том виде, как представлен в бизнес-плане, то его внутренняя рентабельность должна составлять 41,8 %. Чистую прибыль рассчитываем получать на уровне 35-36 %.

Халид Абдуллаевич, спасибо за содержательную беседу. Желаю Вам осуществить задуманный проект.

Евгения ДУБ

Марина СМОЛЯНКО

фото Евгении ДУБ

Реклама
Предыдущая статьяРоссийским потребителям – ​отечественные овощи, фрукты и ягоды
Следующая статьяНовые условия – ​иные возможности