Fresh vegetables and fruits at a farmer's market

Под таким девизом прошёл специализированный круглый стол плодоовощного сегмента «Лаборатория идей» на первом международном инвестиционном форуме «АгроЮг». IMG_9777

В столь масштабном мероприятии приняли участие генеральный директор ССПК «Сады Ставрополья» Сергей Тюльпанов, директор племенного совхоза «Турксад» Магомед-Шарип Джамладинов, исполнительный директор ООО ТК «Эко-культура» Вячеслав Селивоненко, заместитель генерального директора по производству ОАО Агрокомбинат «Южный» Мухамед Аубеков, менеджер по продажам в странах СНГ Unitec SpA Александра Камински и многие другие руководители и специалисты предприятий, связанных с данной отраслью агропромышленного комплекса.

Модератором мероприятия выступил Сергей Тюльпанов. Он в частности отметил, что Ставрополье имеет мощный потенциал для производства продовольствия, в том числе овощей и фруктов. Сейчас площадь садов в крае составляет 4,7 тысячи гектаров, а к 2020 году её планируется довести до 7,2 тысячи гектаров, то есть увеличить в 1,5 раза, закладывая каждый сезон саженцы на 550-700 гектарах. Если в 2010 году было произведено 234 тысячи тонн овощей, то в 2014 – уже 508 тонн. Идёт наращивание объёмов и в тепличном овощеводстве. Ведь сегодня потребители отдают предпочтение свежей продукции, нежели консервированной. Появившиеся технологические возможности позволяют и зимой приобретать не переработанные овощи и фрукты. В связи с учётом выбора покупателей овощеводство закрытого грунта, как узкое звено, находится в поле зрения и государства, и инвесторов.

Примеров положительного опыта деятельности в данной отрасли в нашем регионе немало.

Тепличный бизнес – довольно капиталоёмкая отрасль, требующая больших вложений. Поэтому, чтобы добиться успеха, необходимо постоянно соблюдать агротехнологию и получать не менее 30 килограммов продукции с одного квадратного метра. Однако нас сегодня совсем не устраивает показатель и в 40 килограммов. А для достижения высоких результатов требуются как опыт, так и хорошие специалисты, – поделился своим мнением Вячеслав Селивоненко.

Но и проблем здесь тоже хватает. Так, директор тепличного комплекса считает, что нужно срочно решать вопрос с обеспечением семенным материалом. Производство семян овощных культур, особенно для закрытого грунта, в России имеет серьёзный пробел.

Отечественная селекция только набирает обороты. Радует, что на данном этапе уже имеются хорошо зарекомендовавшие себя сорта и гибриды помидоров. Однако выбор должен быть намного большим, – продолжил беседу Вячеслав Селивоненко.

В работе приходится сталкиваться и с таким природным явлением, как туман. В ряде районов он часто ложится сплошным густым ковром, не пропуская свет. Это важно учитывать в осенне-зимний период при возделывании огурцов

– солнцелюбивых растений. Значит, без дополнительного обильного освещения не обойтись. Вообще, в теплицах выращиваются обычно помидоры и огурцы, в небольших объёмах редис и зеленные культуры, которым принято отводить самый морозный период, поскольку им требуется меньше освещения.

В настоящий момент во всех регионах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов активно осуществляется строительство тепличных комплексов. К примеру, на Ставрополье работают сразу пять агрокомпаний. Так что в 2016 году площадь закрытого грунта планируется увеличить ещё на 100 гектаров. В совокупности с имеющимися мощностями общая площадь теплиц практически удвоится, превысив 200 гектаров. Только этих объёмов всё равно не достаточно для полного обеспечения населения отечественными овощами. Норма потребления этой витаминной продукцией с осени до весны составляет 13-15 килограммов на человека, а производится всего 3,7 килограмма, то есть одна треть от необходимого. Значит, 70 % приходится на импорт, что пока мы и наблюдаем на прилавках магазинов.

Как видно из сказанного, агропромышленникам есть над чем работать. Тем более, если учесть, что конкуренции здесь ещё пока нет, поэтому проблем с реализацией выращенной продукции не будет, – подвёл итог первой части беседы Сергей Тюльпанов.

Затем выступила Александра Камински. Она является представителем компании Unitec SpA в странах СНГ в том числе и в России, которая занимается поставками оборудования для сортировки и калибровки плодоовощной продукции. Сотрудничать с нашей страной начали три года назад и уже запущены несколько линий в различных городах.

Мы работаем по принципу: стандарт плюс качество. И никогда не снизим качество ради удешевления, что оказалось самой большой сложностью, с которой столкнулись в России. Чем наша компания отличает от других поставщиков? Проводим предварительное изучение потребностей. Затем предоставляем высокотехнологичные решения в сфере сортировки, разработанные с учётом индивидуальных нужд каждого клиента: комбинированные проекты, включающие в себя передовые технологии, являющиеся плодом наших исследовательских программ, направленных на совершенствование оценки качества продукции, – прокомментировала Александра Камински.

В России, считает она, выращиваются яблоки низкого качества – сами по себе они очень вкусные, но не красивые, и пока нет мотивации, чтобы изменить ситуацию. К тому же их производится всего 20 % от потребности. Хотелось бы видеть на прилавках супермаркетов отечественные фрукты, которые могли бы конкурировать с зарубежными.

Согласен, пока мы не всегда можем довести до логического конца производство, чтобы предложить потребителю товар на высшем уровне. Почему в краевых торговых сетях редко встретишь ставропольские яблоки? Потому что они быстро вывозятся за пределы региона, так как являются одними из самых вкусных в России, – ответил Сергей Тюльпанов.

Действительно, в данной отрасли ещё предстоит урегулировать немало вопросов, и не только связанных с выращиванием, но и с сортировкой, переработкой, причём глубокой. Первой ступенью в решении сложностей может стать строительство в крае завода, который будет специализироваться на производстве пюре из овощей, фруктов и ягод. После того, как он начнёт функционировать, удастся уйти от проблемы некондиционных плодов – предприятие планирует забирать полностью такую продукцию, а также овощи и плоды у частного сектора. Помимо яблок, в пюре планируется перерабатывать груши, черешню, землянику, абрикос, тыкву и помидоры.

Ставропольские садоводы зависимы от капризов погоды. Серьёзный урон им наносят заморозки и дожди во время цветения, а также градобой. Только в 2015 году от стихии, прошедшей в июне и августе, пострадали многолетники на 500 гектарах, потеряно около 300 тонн урожая. Так как градобойная служба претерпевает изменения в финансировании, сельхозпроизводители вынуждены приобретать специальную сетку. Есть фирмы, готовые её предложить. А вот найдутся ли инженеры, которые смогут механизировать сбор орехов, вопрос остаётся открытым. Дело в том, что в крае на 60 гектарах выращивается фундук, на 40 – грецкий орех. Пока они не плодоносят – саженцы молодые, но время промчится быстро и наступит момент сбора урожай. Сделать это вручную на таких площадях – немыслимо.

Любой сад и ягодник начинается с посадочного материала, для чего нужен привой и подвой. Соответственно требуется закладывать маточники, используя оздоровленный, безвирусный исходный материал, – рассказал аспирант агрономического факультета кафедры экологии и ландшафтного строительства Ставропольского государственного аграрного университета Иван Чурсин.

Нам приходится закупать его в Италии и Польше, но те болезни и вирусы, которые были неактивны на родине, у нас начинают развиваться. Чтобы добиться успеха в селекции садоводства, нужны лаборатории, причём находиться они должны на конкретной территории, – пояснил Чурсин, – Есть надежда, что вуз выиграет грант на работу в этом направлении. И тогда в крае точно появятся здоровые саженцы.

Итоговую черту встречи подвёл модератор Сергей Тюльпанов:

Продукция, производимая ставропольскими овощеводами и садоводами, не может быть некачественной, ведь она меньше, чем за границей, подвергается химическим обработкам. Соответственно, натуральные фрукты и овощи не могут храниться на прилавках неделями. Экологическая чистота выращенных аграриями продуктов питания подтверждается не только в лабораториях, но и самими потребителями, легко отличающими отменный вкус нашей плодоовощной продукции. Это наш бренд, который мы ещё не раскрутили в должной степени.

Василий АЛЕКСЕЕВ

фото Евгении ДУБ