Ягодное лукошко

Реклама

Насущные проблемы и тревожные перспективы российских производителей ягод обсудили на IV Конференции «Ягоды России»

Реклама

Четвёртая конференция «Ягоды России» в этом году собрала очно и в онлайн-формате огромное количество производителей и переработчиков ягод, представителей питомников, производителей удобрений, средств защиты растений, оборудования и материалов для выращивания, упаковки и переработки ягодной продукции, а также представителей оптово-розничной торговли и научного сообщества. О необходимости и актуальности мероприятия говорил тот факт, что работа кипела как в зале заседаний, где проводились тематические секции деловой программы, так и на выставочной площадке. Организаторами конференции выступили Ягодный Союз и информационное агентство FruitNews.

В течение двухдневной деловой прог­раммы успели обсудить перспективы и проблемы развития ягодной отрасли, поделиться опытом и идеями по развитию и оптимизации ягодного бизнеса. Производители представили новые технологии выращивания саженцев и урожая, рассказали об особенностях использования автоматизированного оборудования для орошения растений и сбора ягод, о новых технологиях в производстве укрывных материалов. Долгожданными для многих участников стали сессии, посвященные новым сортам ягод и вопросы поставок в Россию качественного посадочного материала.

Представители крупнейших компаний представили свои удобрения, биологические средства защиты ягодных культур, а также рассказали о новейших способах опыления. На конференции по традиции подвели итоги 2020 года, обсудили возникшие проблемы и попытались совместно выработать решения и рекомендации для участников ягодной отрасли.

В работе мероприятия приняли участие: директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ Роман Некрасов, председатель Совета Ягодного союза, директор ЗАО «Совхоз им. Ленина» Павел Грудинин, генеральной директор «Ягодного союза» Ирина Козий.

Рабочие руки

Вне зависимости от тематики доклада выступающего большинство тем так или иначе сводились к вопросам ценообразования грядущего сезона и подготовки к нему с учетом трудностей 2020 года. Ягодоводы во всем мире, в том числе и в России, сильно зависят от иностранной рабочей силы. Сезон сбора ягоды – ​обычно период от месяца до четырех, в зависимости от количества выращиваемых культур. И как бы производители ни стремились к максимальной автоматизации всех процессов производства, в ягодоводстве повсеместно необходимо использовать ручной труд. Получить любую качественную десертную ягоду можно только собирая ее руками. Механизмов, которые бережно снимали бы ягоду с кус­та или грядки и укладывали ее в тару, пока просто не изобретено. Поскольку труд сборщиков не квалифицированный, местные жители на такую работу обычно не идут. К тому же аграрии отмечают существенную разницу в количественных показателях работы: временные сборщики способны за день собрать 30‑40 кг ягоды, а те, для кого этот вид заработка является постоянным, приносят до 250 кг урожая.

Из-за пандемии с опытными сборщиками возникла сложность во всем мире. В Европе такими работниками являются поляки, румыны, русские. В США – ​пуэрториканцы, мексиканцы. В России – ​приезжие из Узбекистана, Таджикистана.

Обратите внимание

Другая острая проблема, названная производственниками, – ​политика государства по отношению к сортам да и ягодоводству в целом. Ввести в нашу страну новые сорта крайне сложно. Участники Ягодного союза сейчас стремятся решить вопрос хотя бы с ввозом новейших сортов земляники, поскольку она является основной по выращиваемому объему. Такие сорта в необходимом для промышленных посадок количестве могут поставлять только иностранные селекционеры или немногие российские питомники, сотрудничающие с иностранными предприятиями. Наши производители ягод заинтересованы в расширении поставок качественного посадочного материала от иностранных поставщиков, а также в построении партнерского взаи­модействия между иностранными селекционерами, правооб­ладателями и российскими питомниками.

В целом проблемы селекции в ягодоводстве сейчас требуют максимально пристального внимания государства. Новых сортов малины, голубики, земляники, которые могли бы конкурировать с западными сортами по качеству ягоды, ее лежкости, по вкусовым параметрам, увы, нет. Весь посадочный материал завозится в Россию из-за границы.

Одним из решающих факторов в получении качественного урожая является вопрос выбора средств защиты растений. Большинство сельхозпроизводителей ратуют за скорейшее внесение изменений в существующий реестр разрешенных и запрещенных препаратов на территории нашей страны. Многие экологически безопасные разработки до сих пор недоступны российским аграриям. А существующий набор СЗР уже не отвечает требованиям интенсивного ягодоводства и безопасности продукции.

Поддержки всё ещё не хватает

В советское время закладку и уход за многолетними насаждениями оплачивало государство. Такая же система сейчас работает в Европе. К примеру, Польша успешна в выращивании ягод и яблок потому, что 70% всех расходов на закладку и уход оплачивает государство. 50% затрат на специализированную технику тоже субсидируется государством. Дополнительно покрывается 70% всех расходов, связанных с хранением, модернизацией складов. Создание столь благоприятных условий для развития отрасли позволяет этой стране обеспечивать не только свое население, но быть крупнейшим мировым поставщиком качественной продукции садоводства и ягодоводства. Только в Россию Польша поставляла более 1 млн тонн яблок до 2014 года.

Эти важные вопросы государственной поддержки и политики стали предметом обсуждения в ходе конференции. Поэтому переняв успешный мировой опыт выращивания и продаж ягод, мы сможем в достаточном количестве обеспечить качественное питание населения, которое в современном мире невозможно представить без фруктово-­ягодной продукции.

Попасть в сети

В ходе конференции были озвучены и другие проблемы ягодной отрасли, такие как потребность в надежных каналах реализации продукции и отсутствие механизма агрострахования для ягодников. Представители Ягодного Союза не исключили возможность создания собственной сети магазинов.

В обсуждениях рынков сбыта приняли участие «Азбука вкуса» и «Магнит». Представители ритейла едины в стремлении торговать качественной отечественной ягодой, которая пока занимает менее 10% на сетевом рынке.

Мониторинг продаж ягод, осуществленный «Ягодным союзом» в 9 розничных торговых сетях Москвы и Санкт-­Петербурга в 2020 году, показал, что земляника – ​одна из самых популярных культур, и по представлен­ности она конкурирует лишь с голубикой. Малина представлена значительно меньше и преимущественно импортная, а значит достаточно дорогая. Хорошо представлены и пользуются спросом также ежевика и красная смородина. А вот черная смородина и крыжовник на полки сетей практически не попадают. При этом все чаще в продаже оказывается свежая клюква и брусника.

Представитель «Азбуки Вкуса», категорийный менеджер категории «фрукты/овощи» Антон Берко рассказал, что последние 2‑3 года в компании стали активно работать с отечественными поставщиками сезонной ягоды. Доля товарооборота ягод достигает сейчас 25%. В рамках своего выступления он обсудил с аграриями требования к поставщикам, документам, видовые, вкусовые и упаковочные приоритеты компании, необходимые для соблюдения тем, кто хочет попробовать свои силы в работе с сетью.

Топ-менеджеры «Магнита» рассказали о проблемах и трудностях внутри сети, возникающие при планировании сотрудничества с производителями ягод. Основным камнем претк­новения, чтобы охватить оте­чественной продукцией всю гео­графию присутствия «Магнита», была назвала недостаточная лежкость ягоды. При этом сеть ежегодно наращивает объемы поставок фермерской клубники. С января по апрель на полках представлена импортная продукция, в основном из Марокко и Турции. А в сезон активными поставщиками ягоды стали фермеры Белореченского района Краснодарского края, а также ставропольские производители.

Показатели мировых сетевых компаний сейчас показывают ежегодный прирост продаж ягод в 20‑25%, что говорит о хороших темпах развития отрасли в целом.

Пусть меня научат

Об отсутствии квалифицированных кад­ров говорят сельхозпроизводители всех отраслей, и ягодники – ​не исключение. Российские учебные программы по подготовке агрономов сильно устарели, оставаясь на уровне 90‑х годов. Также устарели и знания большинства преподавателей и иных специалистов ягодной отрасли в стране. Агрономов выпускается очень мало, но еще меньше тех, кто, получив профильное образование, остается в профессии. А направления «подготовка агрономов-­ягодоводов» у нас просто нет.

В этой связи важным для успешного развития отрасли становится участие представителей образовательных учреждений в подобных конференциях. От РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева выступили преподаватели факультета садоводства и ландшафтной архитектуры. Они представили доклад на сессии «Голубика, жимолость и другие культуры». Выступление тимирязевцев было посвящено перспективам возрождения производства вишни в России. Сотрудники университета провели переговоры с представителями питомников и руководством «Ягодного союза» по вопросам трудоустройства своих студентов.

В целом конференция показала, что рынок ягод в России остается малоосвоенным. На качество производимой продукции ­влияют устаревшие во многом технологии выращивания, слабая селекционная работа, недостаточное количество современных фруктохранилищ, а также нехватка предприятий с современными упаковочными ли­ниями и оборудованием.

Большинство из этих проблем производители пытаются решить самостоятельно, но без увеличения господдержки не обойтись. Учитывая тот факт, что мировое производство ягод растет, в России этот процесс также неизбежен, поэтому важно быть готовым к этому с технологической точки зрения.

Ольга МИРОНЮК

Реклама
Предыдущая статьяСельхозтоваропроизводители Республики Крым привезли на реализацию 26 тонн собственной продукции в Керчь
Следующая статьяАграриям Ставрополья возместят затраты на производство шерсти