Продукты питания: подорожание на 10% — только начало?

Реклама

В ближайшие две недели ритейлеры должны будут поменять цены в прайсах на ряд продовольственных товаров. Причина — рост цен у поставщиков.

Реклама

Поставщики продуктов питания начали уведомлять сети о повышении цен по ряду категорий. Кроме того, от ритейлеров требуют снова, как минувшей зимой, сократить сроки рассмотрения и принятия новых прайсов — с 45 дней до 14. Магазины признаются, что со ссылкой на курс доллара новые ценники им выставляют поставщики хлебобулочных изделий, овощей, фруктов, алкоголя, бытовой химии, пишут Известия.

«Несколько поставщиков «Дикси» действительно уведомили сеть о намерении повысить цену поставки до 10%. Каждое такое уведомление является предметом анализа и переговоров вне зависимости от экономической обстановки. Наиболее зависимыми от валютных колебаний являются категории импортных алкоголя, бытовой химии, овощей и фруктов», — рассказала директор по внешним связям компании Екатерина Куманина.

Однако она отметила, что пока динамика розничных цен в магазинах остается в рамках сезонных изменений. Сглаживает ситуацию и то, что, к примеру, в категориях овощей и фруктов в летний сезон на полках магазинов представлена в основном продукция российских предприятий (овощи «борщевого» набора, зелень, грибы, огурцы, перцы, кабачки, арбузы, дыни, яблоки и проч.).

«Дикси» предприняла ряд мер уже сейчас — расширила представленность продукции российских поставщиков. Так, доля российских продуктов в категории молочной гастрономии за год увеличилась на 10%. Кроме того, более 13% товарооборота сегодня составляют собственные торговые марки, их выпуск позволяет максимально контролировать конечную стоимость товаров из базовой корзины покупателя», — говорит Куманина.

В торговой сети «Ашан» говорят о получении уведомлений пока только от поставщиков бытовой химии и хлебобулочных изделий.

«Речь идет о таких товарных категориях, как «бытовая химия» и «хлеб и хлебобулочные изделия». Если поставщики заявят о повышении цен (речь идет об обоснованном решении), компания «Ашан Россия» предпримет все необходимые меры для нивелирования негативного эффекта», — рассказала директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова.

В отраслевой ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» констатируют, что основания для роста цен есть. Но уверяют, что пока от торговых сетей не требуют пересматривать сроки рассмотрения и принятия новых расценок.

«Рост курса иностранной валюты в первую очередь сказывается на поставщиках импортных товаров с высокой оборачиваемостью и низким сроком хранения. Или товаров, сырье для которых не производится внутри страны или производится в малых количествах, — например, чай и кофе. Такие товары с низкой оборачиваемостью и долгим сроком хранения, как правило, закупались заранее по более выгодному курсу, поэтому сегодня у поставщиков таких товаров есть некий временной запас для сдерживания цен», — поясняет директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.

Он указал, что себестоимость большинства российских продуктов сильно, напрямую или косвенно, зависима от курса иностранной валюты, так как значимая часть упаковки, сырья, ингредиентов, оборудования — импортные.

Как отмечает эксперт, ряд производителей заняли выжидательную позицию, наблюдая за дальнейшим колебанием валюты, они не спешат сильно поднимать цены, так как покупательная способность населения неуклонно снижается. Многие из них при последних повышениях цен уже закладывали в цену товара стоимость доллара в 60 рублей.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский уверен, что массовой тенденции удорожания хлеба не будет и это лишь частные случаи повышения цен поставщиками.

«У нас цена на хлеб очень мало зависит от цены на сырье, то есть на зерно. Цена на хлеб традиционно одна из самых низких (в 3-4 раза ниже, чем в Европе и США), на нее обращает внимание государство в первую очередь, поэтому темпы роста цен на хлеб у нас ниже темпов роста инфляции. Так, за прошлый год цена на хлеб выросла на 7%, тогда как инфляция была 14%», — сказал Злочевский.

Производители чая и кофе убеждены, что нынешняя ситуация с ослаблением рубля существенно отличается от прошлогодней, хотя формирование цены на их товар зависит от курса доллара на 80-85%.

В прошлом году ритейлеры рапортовали, что им удается сдерживать рост цен. Но происходило это все за счет производителей, с которыми отсрочки по платежам достигали 50 дней, а отсрочки по принятию цен были снижены с 45 дней до 14 лишь в декабре.

За последние два месяца российская национальная валюта подешевела с 49,2 рублей за доллар до 65 рублей, с 55 рублей за евро — до 72 рублей. Ослабление рубля, как и в конце 2014 года, связано с падением цен на нефть на мировом рынке. Собственно мировой спрос на нефть меняется в пределах 1% в год, но цены на нефть в последний десяток лет волатильны, поскольку фьючерсы на покупку нефти превратились в инструмент инвестиций и спекуляций — что поставило цены на нефть в зависимость от комплекса других макроэкономических показателей и ожиданий, вроде программ финансовых госвливаний в США или роста китайской экономики. Также на снижение нефтяных цен повлиял рост добычи нефти в Штатах, прогнозы о переизбытке нефти, ожидания возврата на рынок иранской нефти и прочее.

Реклама
ИСТОЧНИКИзвестия
Предыдущая статьяНа Дону зафиксирован очередной случай бешенства быков
Следующая статьяВ Чечне собрали 225 тысяч тонн озимых