Реклама

Геномная селекция произвела революцию в отрасли молочного животноводства, удвоив скорость генетического прогресса. Знание базовых принципов селекции позволяет специалистам в области сельского хозяйства улучшать продуктивность животных, их устойчивость к болезням и адаптацию к различным условиям содержания. Какие инструменты управления генетическим прогрессом есть в арсенале зоотехников – селекционеров и как внедрить их опыт в условиях современного производства молока?

Реклама

Мы вспомнили, что в октябре этого года на международном сельскохозяйственном конгрессе «ASIAEXPO 2023» тема генетики обсуждалась довольно активно. В том числе, на практической сессии «КРС.Генетика.» затрагивали вопросы применения и интерпретации результатов геномного тестирования, рассматривали влияние геномной оценки первотелок на фактическую молочную продуктивность, и особенно вызвала интерес аудитории модель коровы будущего.

Мы решили обратиться со своими вопросами к модератору этой практической сессии, директору по инновациям и развитию ключевых партнеров ООО «МК Генетика», Анне Зелениной.

Редакция: Здравствуйте, Анна. Расскажите для начала, какие генетические факторы наиболее влияют на производительность и эффективность стада?

Анна Зеленина: На руководителях молочных ферм лежит ответственность за управление многими факторами, влияющими на прибыльность хозяйства. Среди них – эффективная конверсия денежных средств, кормов и трудовых ресурсов в молоко.
В сегодняшних условиях мы мало можем повлиять на закупочные цены, но в наших силах управлять затратами. Это осуществимо только в том случае, если селекционная стратегия способна реагировать на тенденции рынка и направлена на создание животных, генетическая ценность которых значительно превосходит ценность предыдущего поколения.
Теперь с помощью генетики у нас появилась возможность строить отбор на основе конверсии корма. Крупным коровам нужно больше энергии на поддержание жизнедеятельности и передвижение своего тела, функционирование клеток, дыхание и т.п. У коров среднего размера, согласно исследованиям, меньше риск выбытия.
В формуле LNM (индекса пожизненной прибыли) неспроста вес тела имеет отрицательный коэффициент из-за расходов на корма.

Р.: А какие новые тенденции и инновации в области генетики применяются для улучшения качества мяса и молока у КРС?

А.З.: Если говорить о КРС молочного направления продуктивности, то все большие обороты набирает мясная программа Shift — осеменение дойных коров мясным семенем в условиях товарных хозяйств. При принятии этого решения руководитель предприятия совместно с селекционером должны быть уверены, что используемые быки мясных пород имеют в своей оценке минимальные баллы по легкости отела и положительную оценку по оплодотворяемости семени, так как необходимо знать наверняка, что коровы станут стельными, и отел пройдет без особых осложнений.

Следует рассмотреть возможность использования мясной программы, когда ремонтное стадо по размерам превосходит группу лактирующих коров, либо если вы просто хотите получить дополнительную финансовую выгоду от продажи телят первого поколения F1.
Первое, что стоит учитывать, это ранжирование животных по генетике (родословной или результатам геномной оценки): от коров с самой элитной генетикой до коров с самой низкой плем.ценностью. Используйте разделенное по полу молочное семя на коровах с лучшими генетическими показателями, а мясное семя — на коровах с наименьшими генетическими показателями для получения телят F1 (это также известно, как «стратегическое разведение»).
В рамках данной стратегии стоит рассматривать семя шароле, лимузинской и бельгийской голубой породы, именно эти сочетания с голштинами обеспечивают высокое качество мяса у кроссбредных телят. Дополнительным плюсом является повышение эффективности осеменений.

На качественные характеристики молока мы можем повлиять, ориентируясь на передающую способность по жиру и белку в оценке закрепляемого быка, данные признаки имеют высокую степень наследуемости.

Р.: Поделитесь, как вы считаете, какие новые направления и технологии в области генетики КРС наиболее перспективны в будущем?

А.З.: Инновационный подход в генетике – отказ от использования живых животных и переход на работу с эмбрионами, тканями и культурами стволовых клеток исключительно в лабораторных условиях, определяя генетический потенциал тканей. Процесс будет заканчиваться тогда, когда ученые получат культуры ткани идеальных быка и телки, а полученный от них идеальный эмбрион подсадят к корове.

Р.: Если чуть-чуть здесь углубиться..Как применение биотехнологий изменяет подходы к селекции?

А.З.: Эмбриотрансфер позволяет повысить скорость генетического прогресса в 20-24 раза в сравнении с традиционным семенем (от традиционного семени мы получаем 0,5 телки в год от одной матки, при эмбриотрансфере – 10-12 телок). Однако, данная технология невозможна без полного представления о племенной ценности стада (генотипирования) и хорошо отлаженного менеджмента.

Эмбриональная программа также позволяет сократить интервал между поколениями в быкопроизводстве. Зная генетический потенциал телки, уже в двухмесячном возрасте у нее берут яйцеклетки, оплодотворяют и подсаживают полученный эмбрион. Это существенно повышает интенсивность селекции.

Генетик Джон Коул в своей презентации на конференции в Милане представил биологический метод сексирования семени. Данная технология заключается в том, что бык-производитель сразу дает семя, разделенное по полу. В проект мало кто верил. Но уже создан бык мясного направления продуктивности, у которого 70% потомства – особи мужского пола. Такая работа ведется и по быкам молочного направления продуктивности.

Р.: Вернемся немного ближе к фермерскому запросу. Какие факторы влияют на выбор родителей для дальнейшей селекции в вашей работе?

А.З.: Предприятия — участники программы быкопроизводства в моей зоне ответственности ведут отбор выдающихся матерей на основе геномной оценки, принимаются во внимание особи с передающей способностью по LNM более 900$, далее происходит закрепление быков из рейтинга.

ТОП – 100 по индексу пожизненной прибыли (LNM$), при этом учитывается родословная пары. В условиях промышленного производства молока мы можем повысить интенсивность генетического прогресса, используя в тактике работы семя, разделенное по полу, на лучшей части стада (телках и первотелках), тем самым, наращивать больший массив маточного поголовья с высоким генетическим потенциалом, принимая во внимание индексную селекцию. При выборе будущих отцов, я рассматриваю быков с LNM от 1000$.

Р.: Пожалуй, зададим главный вопрос на сегодня. Как лучше всего интегрировать новые селекционные достижения в традиционные методы сельского хозяйства?

А.З.: Самый короткий ответ — с умом)). При любом нововведении важна способность задавать вопросы себе и собственнику бизнеса и умение на основе ответов выстроить оптимальную стратегию.

Возьмем для примера технологию трансплантации эмбрионов. Какие вопросы мы должны задать?
•          Окупит ли возросшая ценность ремонтного молодняка дополнительные расходы на его получение и негативное влияние на эффективность воспроизводства в стаде?
•          Есть ли в стаде коровы/телки-доноры, чья генетика значительно превосходит остальных животных?

  • Есть ли уникально превосходные быки?
  • Настолько ли совершенны в хозяйстве технологии и организация воспроизводства и выращивания молодняка, чтобы обеспечить успешность дополнительных инвестиций?

Если опираться на мировые тенденции, то для крупного промышленного комплекса очень нетипична работа с эмбрионами. Все дело в цифрах.

Для того, чтобы этим заниматься на базе своего хозяйства нужны телки, которые значительно перекрывают средний генетический потенциал стада (более 1000$ LNM) для того, чтобы оправдать расходы.

Еще одна причина использовать эмбрионы – это наличие уникального быка, семя которого крайне дорого и имеется в ограниченном количестве. В этом случае, процедура с эмбрионами дает возможность расширить его использование.

Опять же: важно понимать, что нельзя выбирать доноров на основе их собственной продуктивности. Были примеры вымывания эмбрионов у рекордисток по молочной продуктивности с целью приведения всего стада к такой продуктивности, однако, реальность не позволила бы такого достичь, ведь, скорее всего, те коровы использовали еще какие-то возможности, а эти идеальные условия не предаются эмбриону.

Также следует учитывать выход живых телят, при ЭКО их будет на 5-10% меньше.
На мой взгляд, есть только одна причина использования трансплантации эмбрионов с целью возрождения отечественного быкопроизводства.

Р.: Огромное вам спасибо за уделенное время, Анна! И желаем новых свершений в вашем интересном и таком тонком деле!

Реклама
Предыдущая статьяЖивотноводам предлагают использовать новые сорта душицы как альтернативу антибиотикам
Следующая статьяСтавропольский филиал Россельхозцентра вносит вклад в импортозамещение пестицидов