Под крылом России

Реклама

Крымских аграриев поддержали регионы РФ

География агропромышленного комплекса Российской Федерации в нынешнем году расширила свои границы. Сельское хозяйство – одна из перспективных отраслей развития экономики республики Крым, воссоединения с которой с нетерпением ожидала вся страна.

Однако переходный период такого масштаба чреват определенными сложностями для местного населения. Насколько успешно развивалось агропроизводство на полуострове в последние два десятилетия, и с какими проблемами пришлось столкнуться сельхозтоваропроизводителям новой административной единицы России? Каковы ожидания крымских аграриев от регионов и федерального центра и что они готовы дать взамен? Своим видением ситуации и перспектив дальнейшего развития сельского хозяйства Крыма с корреспондентом нашего издания делится заместитель министра аграрной политики и продовольствия Иван Викторович Метельков.

Реклама

На новом поле

– Иван Викторович, как вы оцениваете ситуацию в агропромышленном комплексе республики Крым? Какие проблемы наиболее актуальны для крымских сельхозпроизводителей?

– Сказать, что в течение 23 лет в составе Украины наше сельское хозяйство совсем не развивалось, значит, погрешить против истины. Но нельзя не признать, что общая ситуация в аграрном секторе за этот период сложилась, прямо скажем, непростая. Связано это с тем, что последние годы Украина только декларировала оказание помощи сельхозтоваропроизводителям. А на деле размеры господдержки были ничтожно малы.

Один из последних примеров: аграрии брали кредиты в надежде на то, что государство сдержит обещание и компенсирует производственные затраты по программе развития садоводства и виноградарства. А в результате они фактически оказались в долговой яме. В настоящее время обязательства погасить кредиторскую задолженность бюджета Украины перед аграрным сектором взяла на себя Россия. Важность такого шага сложно переоценить. Это дает крымским аграриям веру в стабильность и в перспективы дальнейшего развития сельского хозяйства республики.

– Воссоединение Крыма с Россией одновременно означает и переход республики в новое правовое поле. Насколько гладко проходит этот непростой процесс?

– Мы столкнулись с необходимостью максимально быстро изучить нормативно-законодательную базу, действующую в Российской Федерации. Как вы понимаете, это далеко не просто. И хотя в федеральном центре с пониманием относятся к сложностям переходного периода, какого-то дополнительного времени на то, чтобы влиться в реализуемый в стране производственный цикл, нам никто предоставить не сможет. Теперь только от нас зависит, как скоро мы сможем развить в регионе индустрию программ поддержки сельхозтоваропроизводителей. Если сумеем правильно сработать, то в республику придут столь необходимые для аграрного сектора бюджетные средства в рамках программ поддержки АПК. Не сможем – значит, будем сидеть у разбитого корыта. Сравнивая ситуацию с той, что мы видим в регионах Российской Федерации с развитым сельским хозяйством, нам есть, чему учиться и к чему стремиться. Мы хотим иметь не худшие результаты. А потому готовы активно перенимать такой опыт.

– Удалось ли наладить деловые  связи и контакты Крыма с другими регионами РФ?

– Без преувеличения скажу: население Крыма, в том числе и сельхозтоваропроизводители, обласканы вниманием Российской Федерации. За каждым районом республики закреплен регион-куратор. Так, Краснодарский край взял «под крыло» Ленинский район. Активную поддержку оказывают Белгородская, Курская, Ростовская, Тульская области, республики Башкортостан и Татарстан. Одна из главных целей создания представительства  регионов – помочь крымским сельхозтоваропроизводителям адаптироваться в новых условиях и разобраться в нюансах российской нормативно-правовой базы. Мы рады столь доброму, дружескому отношению к нам. Но принимая эту помощь, мы понимаем степень своей ответственности. Став частицей мощного агропромышленного комплекса Российской Федерации, мы готовы нести обязательства в реализации поставленных перед аграрным сектором задач.

«Изюминка» Крыма

– Россиянам хорошо знакомы целебные свойства крымских курортов. А каковы природно-климатические особенности региона, с точки зрения сельского хозяйства?

– Республика Крым находится в зоне рискованного земледелия. Чтобы понять, что именно подразумевается под этой фразой, достаточно привести данные синоптиков: количество выпадаемых осадков в земледельческих районах составляет 350-370 миллиметров в год. Причем основной процент влаги поступает во время летних ливневых дождей, а не тогда, когда она жизненно необходима для большинства сельхозкультур. Вот почему столь актуальным для нас остается вопрос орошения и развития систем мелиорации, что затруднительно в нынешней ситуации. Другая особенность: мы близки к Краснодарскому краю не только территориально, но и по времени созревания культур, однако серьезно проигрываем Кубани по плодородию почв.

Но, как известно, современные технологии способны максимально минимизировать природно-климатические факторы. Поэтому мы настроены оптимистично и отнюдь не собираемся в будущем занимать скромные места в рейтинге агропромышленных регионов России. У крымского сельского хозяйства есть «точки роста». Это традиционные для нас отрасли сельского хозяйства, которые при должном подходе и модернизации агропроизводства способы обеспечить нам пальму первенства. 

– Какие направления в этой связи видятся вам наиболее перспективными?

– То агропроизводство, которое находилось на высоком уровне 30 лет назад, сегодня не менее актуально. Крым знаменит виноградарством, корнями уходящем в глубокую древность. Республика всегда славилась садоводством, особенно косточковыми плодовыми культурами. Есть у наших аграриев и многолетняя практика выращивания ягод и овощей. Не менее перспективным видится и зернопроизводство. Но все эти направления необходимо развивать, обращая первоочередное внимание на рентабельность и повышение производительности. Впрочем, все то же самое в полной мере касается и животноводства, причем не только разведения крупного рогатого скота. Природно-климатические условия Крыма отлично подходят для выращивания овец. Правда, баранина у нас не слишком популярна, но, думаю, мы сможем поучиться культуре ее потребления на Кавказе (смеется – прим. авт.).

Если подытожить, задача перед нами стоит непростая, но предельно ясная: нам необходимо создать все условия, чтобы обеспечить население и гостей Крыма свежей продукцией собственного производства. Статус курортного региона накладывает на нас особые обязательства. Это должна быть качественная, экологически чистая органическая продукция.

– Перечисленные вами отрасли сельского хозяйства актуальны для большинства аграрных регионов России. Есть ли у Крыма своя «изюминка»?

– Я думаю, что все регионы России имеют яркую аграрную палитру. Но в каждом из них, как вы можете заметить, есть и свои особенности. Что же касается Крыма, то полуостров – прекрасная территория для выращивания эфироносных и эфиромасличных культур, в том числе шалфея, кориандра, аниса, фенхеля. Когда-то до десяти тысяч гектаров земли в республике были выделены под лавандовые насаждения, которые давали стабильную прибыль. Убежден, что это направление нужно возродить, но для развития отрасли необходимо принять действенный федеральный закон, который регламентирует этот вид деятельности и позволит занятым в ней аграриям получать дополнительные преференции. Только тогда Крым сможет стать поставщиком востребованной экологически чистой эфиро-масличной продукции. 

Благодарность потомков

– Если говорить об аграрном секторе Крыма, то какие формы хозяйствования на предприятиях являются наиболее распространенными?

– На территории региона действуют и агрохолдинги, и фермерские хозяйства, и общества с ограниченной ответственностью, и кооперативы. Имеет место и частно-государственное партнерство. Однако вопрос о форме собственности вряд ли можно назвать злободневным. Я убежден в том, что когда сельхозтоваропроизводители ведут бизнес не в экстремальных условиях, а в законном русле, это дает возможность целеустремленным и перспективным хозяйственникам плодотворно трудиться, получая прибыль, вне зависимости от того, фермер это или агрохолдинг. Иными словами, главное не форма, а содержание.  Со временем эта тема исчезнет сама собой: бизнес сам выберет свой путь развития.

— Какова в таком случае роль государства и властных структур?

— В первую очередь, это создание комфортных условий для агробизнеса и контроль за соблюдением законности. Нужен организованный, ответственный подход к решению вопросов сельского хозяйства и развития сельских территорий. Нельзя позволять обкрадывать землю, лишая ее плодородия: даже самая плодородная почва может стать бесплодной, если не соблюдать севооборот, не вносить удобрений и микроэлементов. Нельзя допускать обмана людей, которые работают на земле: труд этот очень тяжелый, и оплачен он должен быть соответственно. 

Кроме того, сельхозпроизводители и те, кто хочет вложить средства в агробизнес, должны иметь возможность выбора сферы деятельности. Задача госслужащих – проанализировать ситуацию и подсказать наиболее перспективные направления в рамках существующей нормативно-законодательной базы. И база эта соответственно должна обеспечивать эффективное и бережное использование земельных ресурсов. Создание такого механизма также забота государства. Все мы несем ответственность перед будущими поколениями. А потому должны выбирать тот путь, который позволит нашим потомкам о нас вспоминать с благодарностью.

Александра РАШИДОВА

Реклама
Предыдущая статьяТорнадо 500 — смерч сорнякам!
Следующая статьяКомпания BASF: В союзе с природой