Ответы на «неудобные» вопросы

993

Заседание комитета Думы Ставропольского края по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству под председательством Ивана Богачева состоялось 14 июня  2014 года. На повестке дня комитета, как всегда, рассматривался целый ряд вопросов, основными из которых были – вопрос «О реализации противоградовых мероприятий  на территории Ставропольского края», информацию по которому предоставил по поручению вр.и.о. Губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова министр сельского хозяйства Ставропольского Александр Мартычев, выступивший с докладом «О практике проведения противоградовых мероприятий», а также вопрос «О практике применения Закона Ставропольского края «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае», информацию по которому предоставило Министерство сельского хозяйства в лице его руководителя.

На заседание комитета были приглашены: начальник ФГБУ «Ставропольская военизированная служба по активному воздействию  на метеорологические и другие геофизические процессы» Василий Лозовой, начальник отдела активных воздействий и контроля ФГБУ«Ставропольская военизированная служба по активному воздействию  на метеорологические и другие геофизические процессы», первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края Николай Великдань, первый заместитель министра сельского хозяйства Василий Егоров, заместитель министра сельского хозяйства Татьяна Бреева, председатель Ставропольской краевой организации Профсоюза работников АПК РФ Сергей Марнопольский, представитель губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края.

Защита слабеет 

Министр сельского хозяйства Ставропольского края Александр Мартычев доложил депутатам информацию краевого министерства сельского хозяйства о реализации в крае противоградовых мероприятий. В частности, он напомнил депутатам, что территория Ставропольского края защищается от градобойных явлений с  1998 года. Выполнение этих работ обеспечивает ФГБУ «Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы». За это время защищаемая территория была увеличена с 200 тысяч гектаров до 839 тысяч гектаров. Соответственно, расходы бюджета росли. В прошлом году объем финансирования защитных мероприятий совместно с Росгидрометцентром составил более 167 млн рублей. Причем, министр отметил, что Минсельхоз РФ не участвует в финансировании этого мероприятия с 2010 года. В текущем году затраты на противоградовую защиту составят 107 млн рублей.

В 2014 году ФГБУ «Ставропольская ВС» в соответствии с государственным контрактом проведены работы по приобретению противоградовых изделий, подготовке комплекса средств воздействия, разворачивание сети пунктов воздействия, открытию командного пункта, организации круглосуточного наблюдения. С 1 мая ФГБУ «Ставропольская ВС» приступила ко второму этапу противоградовых работ – реализации противоградовых мероприятий.

На сегодняшний день, по информации министра, ситуация складывается следующим образом: нарастают проблемы по защите территорий, связанные с недостатком средств краевого бюджета для приобретения противоградовых изделий. Александр Мартычев подчеркнул, что наблюдается значительный рост цен на изделия. Так, в 2011 году одно изделие стоило 4,7 тысяч рублей, в текущем году оно стоит уже свыше 14 тысяч рублей, в то время как финансирование мероприятий осталось на прежнем уровне, в 107 млн рублей. Соответственно, в настоящее время остро ощущается их дефицит. В связи с этим, с 1 июля по 8 пунктам воздействия было приостановлено выделение средств, а их работа осуществляется только в режиме визуального наблюдения. Работа продолжается только на 31 пункте воздействия. Там находится около тысячи противоградовых изделий, а после 20 июля ожидается поставка еще 750 ПГИ, которыми пункты защиты будут вынуждены работать до конца года. Вследствии сложившейся ситуации губернатором подписано письмо в адрес руководителя Росгидрометцентра с просьбой о дополнительном выделении 35 млн рублей на защитные мероприятия в Ставропольском крае. Министр отметил, что рассчитывать приходится только на поддержку Росгидромета, а все усилия министерства по получению дополнительных средств из краевого бюджета пока ни к чему не привели.

По прогнозам, до конца года краю необходимо дополнительно 2,5 тысячи противоградовых изделий.  По мнению министра, ситуация меняется, она мало предсказуемая, а для достижения цели полной защиты Ставропольского края от градовых явлений необходимо дополнительно развернуть порядка 40 пунктов воздействия. Однако Мартычев считает, что в некоторых случаях целесообразность развертывания дополнительных пунктов воздействия достаточно сомнительная, например, в глубинных районах края эффективность этой защиты будет спорной.

Министр отметил, что, к сожалению, стоимость этих работ значительна. Содержание только одного пункта противоградного воздействия составляет около 4 млн рублей. В целом же, для защиты по предлагаемой схеме с ее наращиванием по Новоалександровскому, Кочубеевскому, Кировскому, Курскому, Минераловодскому районам необходимо порядка 158 млн рублей. А с увеличением затрат на содержание – еще более 300 млн рублей. В настоящее время по этому вопросу ведется переписка с Росгидрометцентром, к сожалению, безрезультатная.  Александр Мартычев сообщил депутатам, что Росгидрометцентр в решении этой проблемы исходит из того, что субъект должен самостоятельно защищать свои территории.

Есть еще одна проблема по техническому оснащению службы со стороны ФГБУ «Ставропольская ВС» – дополнительная установка локаторов. Решение было принято в прошлом году, есть решение текущего года на выделение локатора. В настоящее время рассматривается его дислокация. Министр отметил, что сегодня нагрузка на один локатор более, чем в два раза превышает нормативы.  При выделении локатора возможно будет обойтись минимальными средствами из краевого бюджета, которые составят около 40 млн рублей.

Оставшийся 31 пункт воздействия сможет работать до первого фронта, потом потребуется новое решение. Александр Мартычев рассказал о сложностях, связанных с тем, что с ФГБУ «Ставропольская ВС» контракт текущего года был заключен в рамках предыдущего закона «О контрактной системе», в этой связи ФГУП «Ставропольская ВС» не может войти в формат требований этого закона из-за обеспечения контракта при его заключении денежным залогом. Сумма залога значительная, кроме того, Устав предприятия этого не допускает. Министерство сельского хозяйства обратилось в Минприроды РФ  для принятия решения. Росгидрометцентром готовится постановление Правительства РФ, в котором ставропольская противоградная служба будет обозначена как  поставщик услуг. Это даст право заключать контракт на 2015 год. Если это решение будет принято в течение нескольких недель, то министр уверен, что получится выделить дополнительные деньги на приобретение средств защиты. К сожалению, министерство не располагает информацией с Чебоксарского завода о схеме поставок. Возможно поэтапное приобретение ПГИ с последующим продлением поставок с 15 сентября, в том случае, если не получится получить гарантию по оплате выделенных средств.

Что делать?

По окончании доклада депутат Айдын Ширинов задал министру прямой вопрос: доволен ли он  работой службы? На что министр ответил, что речь не идет о том, доволен ли он работой службы. Он подчеркнул, что может говорить только об объективных фактах. Контракт заключается, исходя из нормативных требований, из возможностей ФГБУ «Ставропольская ВС», из достижения критерия эффективности.

«Ниже 90 % эта служба не работала все предыдущие годы по эффективности воздействия. Надо понимать, что мы делим круг ответственности с Краснодарским краем, республиками Северного Кавказа. Мы получаем объективную информацию из Краснодарского края. Хотя с его территории иногда приходит облако 4 категории, на которое мы не имеем возможности воздействовать. Сложнее идет работа по коридору с КЧР и совсем плохо с Кабардино-Балкарией, где защитные мероприятия не ведутся, и мы получаем оттуда уже сформированное градовое облако. А в целом по службе нет вопросов. Довольны и мы, и сельхозпроизводители, которые защищены», – сказал министр.

Однако депутата ответ не удовлетворил, он считает, что сельхозпроизводители не совсем довольны работой службы, так как в этом году град нанес значительный ущерб садам, ударил по пшенице и подсолнечнику.

На что министр возразил, что территория Минераловодского района защитой прикрыта косвенно с территории Андроповского и Предгорного районов. В свое время там не были размещены установки, потому что разрешение не давал аэропорт. Нарастив защиту в Андроповском и Предгорном районе, возможно дополнительно прикрыть Минводы. Но для этого нужны затраты капитального характера, которые министерство обеспечить не может.

«На затраты капитального характера мы не имеем сегодня финансирования. Не смогли его отстоять и в процессе текущего года», – ответил министр.

Тем не менее, депутат Айдын Ширинов предложил не мирится с таким положением дел. И продолжить работу по созданию Северокавказской противоградовой службы.

«Может нам сосредоточится на этом вопросе, письма писать от губернатора, от Думы не с просьбой о выделении дополнительных средств нам в край, а о том, чтобы все-таки создавать такую службу?», – задал вопрос депутат.

Министр ответил, что есть целесообразность еще раз повторить аргументацию, и еще раз выйти с этим вопросом на Росгидромет.

«На этапе 2012 года мы получили отказ. В Росгидрометцентре считают, что система их мониторинга носит завершенный характер. Кроме того, соседние регионы вообще не занимаются защитой своих территорий. И пусть эта служба будет хоть трижды единой, ничего не получится», – считает Александр Мартычев.

Депутат возразил, что не стоит так относиться к этой теме и предложил министру помощь от аграрного комитета. Он отметил, что у Ставропольского края есть представители и в Думе РФ, и в СФ, и в Правительстве России, которых также нужно подключать к этой работе. Айдын Ширинов также поинтересовался у министра, сколько у было градобойных площадей в крае в этом году, и вообще есть ли такая информация. Оказалось, что такая информация есть, в режиме он-лайн она фиксируется, и при необходимости можно поднять отчет по каждому факту воздействия. Тем не менее, депутат настаивал на точной цифре количества градобойных площадей на текущий год. Оказалось, что на защищенной территории на эту дату на 100 % погибло более 1 470 гектаров насаждений.

Председатель Думы и член аграрного комитета Юрий Белый задал вопрос технического плана. Его интересовало есть ли в министерстве служба слежения за процессами градообразования. Оказалось, что такой службы нет.  А министерство не имеет возможности ее создать, так как весь процесс воздействия находится в ведении Федеральной службой. Но Юрий Белый ответом министра остался не доволен. Он отметил, что на эту работу выделяются серьезные средства, а получается, что министерство ее не контролирует и не следит за процессами градообразования.

«И потом, как получилось, что мы сегодня говорим только о сельхозугодьях, а от града страдают и населенные пункты. Мы знаем коридоры по которым проходят градовые облака. Как же, если вы не отслеживаете это? Град ходит по одному и тому же коридору. Что касается Минеральных Вод, то мы когда-то их защищали. И я буду рад если цифры градобоя к концу года не увеличатся», – высказал свое мнение депутат.

От также отметил, что посты Росгидрометцентра находятся в районных центрах, да и то не во всех. А когда дело доходит до справки, то там утверждают, что осадков и не было.

«И никто ничего не докажет, потому что град выпал на хуторах, побил крыши. Нужно сделать выводы. Мы готовы и дальше поддержать финансирование в пределах ста с лишним миллионов рублей. Это серьезные деньги. Надо подумать о новых способах защиты, есть же Высокогорный Геофизический Институт в Нальчике, с которым мы работали. Не такие уж там большие затраты, когда министр, первый заместитель министра будет видеть ситуацию, тогда легче будет вам осуществлять контроль за противоградовой службой. А так будем все говорить, что все хорошо. Но ответа на свой вопрос я не получил», – заявил парламентарий.

Слово взял председатель аграрного комитета Иван Богачев, его интересовали сведения экономического характера, а именно, каковы потери от града в текущем году. Министр ответил, что итоги будут подведены после уборки, а пока есть только частичная информация. Мартычев отметил, что нельзя все сводить к ответственности градобойной службы, особенно, там, где территории не защищаются. Здесь, по его мнению, нужен механизм страховой защиты.

Иван Богачев задал министру и вопрос: насколько эффективно используются средства, выделяемые на противоградную защиту, и о том, как сейчас повысилась защита от этого природного явления. По его мнению, именно об этом сегодня надо говорить.

«Никто не хочет никого обидеть. Мы собрались обсудить проблему. И мы, как сельскохозяйственный комитет, хотим знать эффективность расходования средств. Конечно, это сложный вопрос. Но служба должна этим заниматься, это их дело. И говорить, что ошибок там нет – это информация для очень наивных людей», – подчеркнул руководитель комитета.

В завершении дискуссии, которая была достаточно острой, Председатель Думы края Юрий Белый, депутаты Айдын Ширинов, Иван Киц, Олег Губенко выразили министру Александру Мартычеву готовность и в дальнейшем оказывать поддержку противоградовой службе. При этом члены комитета подчеркнули, что министерство должно возобновить мониторинг градовых процессов на территории края, чтобы иметь собственную оперативную информацию о текущей ситуации, не дожидаясь ее от специалистов военизированной службы. А депутат Айдын Ширинов высказал предложение проработать вопрос о создании единой Северо-Кавказской службы с целью повышения эффективности противоградовых мероприятий, проводимых на территории всех регионов, которые страдают от градобоя.

Государственная поддержка АПК последовательно сокращается

По второму вопросу о практике применения Закона Ставропольского края «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» также докладывал министр сельского хозяйства края Александр Мартычев. Он проинформировал депутатов об уровне государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, отметив, что есть определенная положительная динамика по ее наращиванию. Так, в 2012 году уровень господдержки составлял – 5 млрд 300 рублей, в 2013 – более 6 млрд По полугодию текущего года в сельское хозяйство региона привлечено 4 млрд 853 млн рублей.

Однако, не все так здорово. В 2014 году приостановлено направление по дистанционному зондированию земель, объем финансирования которого в 2013 году составлял 4,9 млн рублей. Это было сделано в целях оптимизации расходов бюджета.

Но ситуации на сегодняшний день складывается далеко не радужная. Мартычев сообщил, что краевым бюджетом уменьшено финансирование процентных ставок по инвестиционным и коротким кредитам. Причина здесь, по мнению министра, общая – софинансирование расходов федерального бюджета, а чисто краевых средств по субсидированию нет.

По направлению по уходу за многолетними насаждениями часть средств выведена на чисто краевое направление, часть осталась на софинансирование федеральных мероприятий. Это направление полностью сохранено. Однако, динамика отрицательная – из федерального бюджета в 2012 году было получено 30 млн рублей, в 2013 году – 21 млн и 18,5 млн рублей на текущий год по виноградникам, по плодовым соответственно 75, 23, 23 млн рублей.

По поддержке овцеводства федеральный бюджет последовательно уменьшает финансирование. Начиная с 2013 года по требованию оптимизации бюджета оставлены средства только на софинансирование  расходов федерального бюджета, которые в 2012 году составили 23 млн, в 2013 году – 5  млн, в текущем году почти 6 млн рублей.

По племенному животноводству также объемы финансирования снижаются, из федерального бюджета в текущем году выделено 131 млн рублей, а краевой бюджет остался только на софинансирование. По молочному животноводству с 20 млн в 2012 году финансирование сократилось до 10 млн в текущем году. По мясному скотоводству из 10 млн осталось  8 млн рублей.  Программа по овощеводству в закрытом грунте закончилась в 2013 году. Также закрыта программа по АЧС, которая признана неэффективной. 

По программе «Начинающий фермер» в 2012 году было получено 12 млн рублей, а в последние два года она финансируется на уровне 9,1 млн рублей. Кроме того, средства федерального бюджета здесь привлекаются без утвержденной ставки софинансирования только на условиях рейтингового отбора. Такая же ситуация сложилась и по программе «Семейная животноводческая ферма». В 2012 году она финансировалась в объеме 50 млн рублей, в 2013 – 29 млн,  2014 – 20 млн.

По улучшению жилищных условий граждан финансирование составляло 55 млн рублей в 2012 и 2013 годах. Сегодня оно находится на уровне 50 млн рублей. К сожалению, Правительство РФ пересмотрело свое отношение к программе, где условия софинансирования были 70 % – средства федерального бюджета, 30 % – краевое софинансирование. Сегодня условия софинансирования составляют 50 на 50 %. 

Последовательно сокращается финансирование краевого направления по приобретению технических средств. В 2012 году на эти цели был выделен 61 млн рублей, в 2013 году – 55 млн, и 30 млн по текущему году. Также сужен перечень технических средств, по которым осуществляется финансирование, в нем осталась только продукция регионального машиностроения. 

По искусственному осеменению финансирование осуществляется на прежнем уровне – около миллиона рублей. Объем средств соответствует потребности. По поддержке производства яиц выделено 20,5 млн рублей. По субсидированию на литр молока, производимого в ЛПХ, предусмотрено 65 млн рублей. 

Кроме того, целый ряд направлений вошел в несвязанную поддержку. Полностью сохранены направления – элитного семеноводство, охраны особо важных объектов, по борьбе с иксодовыми клещами, противоградовые мероприятия. 

Увеличено финансирование направлений по субсидированию процентной ставки по кредитам для малых форм хозяйствования на селе, выросла несвязанная поддержка, направление по возмещению затрат по страхованию в растениеводстве и животноводстве, поддержка племенного скотоводства мясного направления, овощеводства защищенного грунта, субсидирование на один килограмм реализованного молока, на мелиорацию земель, а также на мероприятия связанные с социальным развитием села. По виноградарству и виноделию увеличена поддержка на мероприятия по раскорчевке. На 700 тысяч рублей выросло финансирование ученических производственных бригад. 

Министр уверен, что уровень привлечения средств федерального бюджета прошлого года будет выдержан. Краевой бюджет останется в объеме 1 млрд 400 млн рублей. Однако Александр Мартычев отметил, что министерство настораживает уровень софинансирования средств федерального бюджета. По всем направлениям федерация большую часть расходов перекладывает на плечи субъектов. Это касается и кредитов, и экономических программ, и программ по страхованию, по несвязанной поддержке, а также по социальному развитию села, и по мелиорации. Более того, у министра нет уверенности, что по каким-то направлениям будет получена обратная тенденция.

Неосвоенные средства и криминальные субсидии

Выслушав доклад министра, Председатель Думы Ставропольского края Юрий Белый поинтересовался, сколько средств из 186,7 млн рублей, выделенных на программу социального развития села на 2014 год, было уже освоено. На что министр ответил, что на прошлой неделе было перечислено 2,5 млн рублей на лицевые счета граждан по приобретению жилья. По мнению министра, – это очень сложная проблема. И у министерства есть опасение, что эти средства не будут освоены в полном объеме, хотя есть надежда, что эти деньги все таки будут освоены через строительство жилья.

Юрий Белый ответом министра остался не доволен. Он подчеркнул, что социальное развитие села – это вода, газ, жилье, а за этим стоят живые люди. Он уверен, что когда речь идет о молоке, мясе, зерне, о помощи АПК – это все правильно.

«Но люди нашу работу оценивают и по показателю уровня жизни на селе. Если нет воды, газа, если человек жилье не может получить, то это не есть хорошо», – выразил мнение депутат.

Председатель Думы заострил  внимание депутатов на программе поддержки овощеводства, которая была разработана в министерстве. Он  отметил, что Контрольно-счетная палата проверила работу МСХ по этому направлению и высказала целый ряд серьезных замечаний. В данной программе отсутствует система. Получается, что заключив договор субаренды с собственниками земли, достаточно принести справку, что выращено 5 тыс тонн овощей и получить соответствующие деньги. Причем, суммы фигурируют достаточно серьезные – по 5-7 млн рублей. Кроме того, в основном в программе принимают участие три района – Нефтекумский, Степновский и Арзгирский. Второй важный вопрос касается программы  по социальному развитию села. Там сложилась похожая ситуация. 

«С одной стороны, мы говорим об оттоке русского населения с Востока края, а приобретение жилья идет нашими жителями, но приехавшими из Дагестана, но никак не касается тех, кто там родился и вырос», – высказал свое мнение депутат.

На что Александр Мартычев ответил, что министерство работает с документами, которые предоставляют муниципальные районы. Именно они принимают решения о предоставлении жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий. Районные комиссии формируют список участников программы. Более того, состав списка никогда от министерства не зависел.

Что касается программы по овощеводству, министр сообщил, что с предварительным актом Контрольно-счетной палаты специалисты министерства работали. Но этот акт, уверен министр, не носит никакого нормативного последствия.

«Да, есть преимущество участия в программе населения трех степных районов, есть участие целого ряда районов традиционного овощеводства, отсутствуют участники из Туркменского и Петровского районов. Все остальные моменты будут изучаться. Будут вноситься коррективы, необходимо разобраться с нормативными документами. Мы действуем в краевых и федеральных нормативно-правовых рамках», – подчеркнул Александр Мартычев.

Тем не менее, Айдын Ширинов не согласился с доводами министра. Он сообщил, что каждый день приходит информация о возбуждении уголовных дел, больше 50 уголовных дел было возбуждено только по субсидиям, которые были получены через министерство по различным программам.

«Это не нормально, как бы вы тут мне доказывали. Значит, или в правовом поле, на которое вы ссылаетесь, или в документах, которые вы готовите, есть изъяны. А потом вокруг АПК создается мнение, что там воры собрались. Необходимо навести порядок в документации. И к тому же – зачем давать деньги на субсидии, если возбуждаются уголовные дела?», – задал резонный вопрос депутат.

Он напомнил членам комитета о неприятном случае, когда в одном из районов человек получил деньги по субсидированию и потратил их на скупку земельных паев. Депутаты попросили министерство разобраться в этом вопросе. Возможно, закон позволяет найти здесь какие-то лазейки. Тогда необходимо создать преграду таким действиям на законодательном уровне. Но прошло уже несколько месяцев, а министерство совершенно не отреагировало на просьбу депутатов, а вопрос остается нерешенным.

По мнению парламентариев, министерство сельского хозяйства также должно более активно отстаивать интересы региона перед федеральным центром.

На заседании были рассмотрены и другие вопросы, в том числе депутаты поддержали обращения белгородских и карельских коллег в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и к Президенту РФ Владимиру Путину по вопросу поддержки отечественного садоводства и сокращения роста тарифов на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей, также было принято решение о принятии Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между аграрным комитетом Думы и Ставропольской краевой организацией Профсоюза агропромышленного  комплекса РФ.

Елена Осипенко