Официальный представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко признался, что старается избегать продуктов с пальмовым маслом.
Почему? Это выяснилось уже в разговоре с корреспондентами “РГ”.
Алексей Николаевич, возможен ли ввоз в Россию пальмового масла с истекшим сроком годности, чего так опасаются наши читатели, которые приняли участие в голосовании на сайте “РГ”?
Алексей Алексеенко: Да, возможен, это контролируется не так жестко, как хотелось бы.
Но есть и еще подводные камни.
Например – продукция эта крайне неоднородная, есть легкие фракции, которые достаточно безвредны для нашего здоровья, а есть тяжелые, когда масло состоит из жирных кислот, которые практически сразу же преобразуются в холестерин.
А еще говорят, масло везут к нам в ржавых цистернах!
Алексей Алексеенко: Вполне возможно! Более того – везут часто под видом других продуктов, соответственно и упаковка может быть неподходящая.
И что, за этим вообще никто не следит?
Алексей Алексеенко: Пальмовое масло – продукт уже готовый для употребления. То есть теоретически за этим должен следить Роспотребнадзор. Но из-за отсутствия упорядоченности правового поля получается, что практически не следит никто.
Однако проблема все-таки шире. Она не только в пальмовом масле. Речь идет о любом продукте, который может превратить итоговую продукцию, предназначенную для употребления, в фальсифицированную.
Ну, а с маслом-то что? Надо запрещать его?
Алексей Алексеенко: Необходимо законодательно запретить фальсифицированную продукцию. Надо четко и подробно указывать содержимое товара на этикетке.
К примеру, не писать, как сейчас, “с применением растительного масла”, а прямо указывать – с пальмовым, процентов столько-то. И, главное, чтобы все эти моменты были подкреплены законодательно.
Пиши не пиши, а без контроля все так и останется. И пальмовое масло, в конце концов, из конфет и молочки вытеснит само молоко и более привычные для нашего желудка жиры.
Алексей Алексеенко: Пальмовое масло технологически очень удобное, в кондитерке, например, увеличивает срок хранения продукции. И это действительно проблема.
Но, повторю, это одна из проблем, связанная с фальсифицированием многих продуктов, когда мясо, например, заменяется свиной шкуркой.
Необходим новый принцип контроля – контроль “от поля до прилавка”.
Это достаточно сложно технически, но нужно это обязательно прописать в законодательстве. У нас, например, разработан комплекс электронных систем по анализу. Но, главное, сама цепочка контроля разорвана. И получается, как в старой поговорке про семь нянек – все полномочия заинтересованных ведомств не перекрывают друг друга.
Зазоры в функциях ведомств необходимо срочно убирать. Нужна, по сути, современная контрольно-надзорная служба, которая сможет контролировать весь путь пищевой продукции.