Искусство любить землю и коллектив

Реклама

Юбилей! Как много в этом слове… Здесь можно говорить о дне рождения и прожитых годах. А можно – о работе на одном предприятии и трудовых достижениях. У Петра Степанченко сегодня – двойной юбилей: он отметит своё 70-летие и 30 лет, как стоит у руля коллективного сельхозпредприятия, имя которому – СПК колхоз-­агрофирма «Дружба», что в Советском районе Ставропольского края.

Реклама

Большое начинается с малого

Пожалуй, как и у любого руководителя, у председателя Степанченко имеются свои принципы и убеждения. Рассказывая о вверенном ему хозяйстве, он никогда не употребляет слово «я», только «мы», подразумевая коллектив. Все важные решения, касающие­­ся производственной деятельности, в одиночку не принимает, они обсуждаются в подразделениях, на правлении, и лишь потом ставится последняя точка над «i». Живя, он постоянно учится, в том числе и за границей. Довелось Пет­ру Ивановичу, кстати, побывать во многих странах-­государствах, воочию увидеть их расчетливость, выстраивание карьерной «лестницы», техническую вооруженность и десятки других значимых для аграриев вопросов.

Одна из весомых черт Петра Степанченко – дальновидность, умение просчитывать действия на несколько ходов вперед. Видимо, поэтому колхоз и выстоял в череде экономических реформ и, так называемых, рыночных отношениях.

Присущи председателю и лидерские качества, способность повести за собой коллектив, отстоять в высших кругах ту или иную точку зрения. Возможно, поэтому люди и обратились к нему с просьбой возглавить идущее ко дну хозяйство. Первые предпосылки к этому событию произошли в далеком 1986 году во время празднования Первомая, когда в момент шествия зеленокумцев торжественной колонной один из передовых колхозных механизаторов громко выкрикнул, что Петр Степанченко – достойный кандидат на должность председателя. Действительно, вскоре его пригласили на заседание правления и парткома хозяйства, где предложили подать заявку на участие в выборах. Кроме того, домой нагрянула целая делегация тружеников, которая просто уговаривала стать руководителем сельхозпредприя­тия. Вот и возглавляет он его три десятка лет к ряду!

Доверие колхозников Петр Иванович оправдал сполна. С первых дней своего руководства он взял курс на повышение производительности труда и снижение затрат, то есть необходимо было свести к минимуму себестоимость выращиваемой продукции, а рентабельность, наоборот, увеличить. Осуществить подобное во второй почвенно-­климатической зоне Ставропольского края, где за год выпадает всего-­навсего 350-380 мм осадков, непросто. Тем не менее председателю это удалось.

Учиться никогда не поздно

Петр Степанченко – дипломированный агроном. Хотя отец настойчиво рекомендовал ему выбрать инженерное дело, сославшись на то, что с данной профессией можно и в городе неплохо устроиться. Но сын не внял доводам родителя, потому что с детских лет мечтал заниматься растениеводством. Как выяснилось, именно Степанченко-­старший пробудил у Петра интерес к земледелию. А все началось с винограда. На по­дворье у них размещалась целая плантация этой чудо-лианы, причем, разных сортов. Чтобы кисти оказались увесис­тыми, а болезни не одолевали, за ним ухаживали всей семьей. Хватало работы и Петру. Ему были любопытны все процессы, происходящие в растении с момента пробуждения почек до созревания ягод. Уже тогда он пытался разгадать законы природы: как, практически из ничего, в конечном итоге получается почти килограммовая кисть винограда?

Степанченко рос и учился в эпо­ху ученических производственных ­бригад. Часто для них, подростков-­старшеклассников, устраивали трудовой десант в колхозном саду, где требовалось ухаживать за фруктовыми деревьями, собирать урожай. Работы здесь проводились под руководством опытного агронома бригады Николая Шаркова. Между делом специалист рассказывал сельским школьникам много интересной информации о сортах плодовых культур, особенностях их выращивания, условиях хранения. Петр впитывал ее, словно губка. И к моменту получения аттестата об образовании он твердо решил, что будет поступать в Ставропольский сельскохозяйственный институт на агрофакультет. Мечта сбылась: испытательные экзамены выдержал с успехом и стал студентом, годы учебы промчались незаметно. Производственную практику он проходил в колхозе им. Сараева Петровского района. Руководил им тогда легендарный председатель Виктор Иванович Смагин. Он тоже внес свою лепту в формирование Петра Ивановича как личности, по-дружески напутствовал, давал дельные советы. И вот – долгожданный диплом. Первым рабочим местом стал колхоз имени ХХII съезда КПСС, где председателем являлся Николай Павлович Трипольский. Вначале молодого человека назначили старшим агроном, позже – главным. Новая должность, естественно, прибавила новых забот, но с ними Петр Иванович справлялся, как с семечками, потому как получал удовольствие от осознанно выбранной профессии, от дела, в которое вкладывал всю свою душу, никогда не считаясь с личным временем.

Трудолюбие и хозяйственную жилку Петр Иванович унаследовал от отца Ивана Ивановича, который оказался участником трех вой­н, а после победы над фашизмом взял в руки чабанскую ярлыгу и до самого выхода на пенсию пас колхозных овец, не один сезон побывал с отарой на Черных Землях. А вот крестьянская хватка, любовь к земле-­кормилице достались ему от родственников по материнской линии. Варвара Терентьевна была дочерью одного из самых зажиточных в округе крестьян Терентия Тимофеевича Сухорукова. Он владел земельным наделом в сорок десятин. Такой же участок имелся и у его сына Константина. К тому же они еще вместе содержали немалое поголовье скота и лошадей. С таким огромным хозяйством справлялись сами, не нанимая работников, поскольку были крепкими, жилистыми мужиками, не терпящими разгильдяйства и лени. В момент коллективизации их первых зачислили в разряд кулаков. Какие в результате этого возникли последствия, сегодня знают многие.

Человеком, с которого Петр Иванович еще брал пример, является Иван Алексеевич Усанов – бывший председатель колхоз имени ХХII съезда КПСС. Несмотря на то, что с этой легендарной личностью и не довелось работать, тем не менее Петр Степанченко называет его «наигосударственнейшим руководителем». В свое время он многое сделал для развития сельхозпредприятия, вел активное строительство производственных объектов, избирался депутатом Верховного Совета нашей страны. Немало успел возвести и социальных объектов, тот же, к примеру, Дворец культуры. Нынешний городской Совет, депутатом которого является Петр Степанченко, решил увековечить память Ивана Усанова и присвоить Дворцу его имя, разместив на стене здания мемориальную доску.

Путь становления нового хозяйства

В трудовой книжке Петра Степанченко имеется запись о том, что он работал в районном агропромышленном объединении. Недолго, всего три с половиной года. Повторюсь, из колхоза пришли ходоки с уговорами, и в результате Петр Иванович стал председателем хозяйства, которое по желанию большинства нарекли СПК колхоз-­агрофирма «Дружба». Непросто было ему начинать руководить: казна – практические пустая, бартерные сделки, ежедневный рост цен на промышленные товары, отмена государственных заказов на выращенную продукцию, словом, полный раздрай в стране и в сельском хозяйстве в том числе. Но… за спиной находились сотни тружеников, их дети, семьи. Надо было как-то выплывать из пучины. А спасение утопающих, известно всем, – дело рук самих утопающих.

Советский район находится в зоне рис­кованного земледелия, где пашню следует холить и лелеять, а не бездумно к ней относиться. Вот и решил Петр Иванович, что настала пора применять безотвальный способ обработки почвы. Нет надобности переворачивать пласт каждый год. Наоборот, следовало сконцент­рировать все силы на накоплении влаги, улучшении физических свой­ств и структуры пашни. Пахота – дорогостоящий агротехнический прием, отказавшись от него, имеется возможность сэкономить немалые средства. Так что плуг здесь давно заменили на дискаторы в сочетании с посевными комплексами, которые за один проход агрегата сразу выполняют три операции. И вскоре даже подсолнечник стал хорошим предшественником для озимой пшеницы, что подтверждают высокие намолоты.

Ещё одно нововведение председателя Степанченко – использование безрядкового способа сева зерновых и зернобобовых культур, когда семена ложатся не в ряд в бороздку, а рассыпаются по полю произвольно на всю ширину стрельчатой лапки. Таким образом, они имеют большую площадь питания, как следствие – урожайность возрастает на порядок. В «Дружбе» отказались и от квадратно-­гнездового высева при возделывании кукурузы. Не боятся здесь экспериментировать с нормой высева. Повысив плодородие земли-­кормилицы, данный показатель, установленный для региона, увеличили на 30-60%. Если в соседних хозяйствах на одном гектаре произрастают 42 тысячи растений кукурузы, то тут – 70 тысяч! За многопочатковыми гибридами тоже не гнались. Убедились, что при их уборке наблюдаются большие потери. Теперь используют сорта, имеющие один початок, зато – увесистый. Но главное, он весьма удобно располагается на стебле, и жатка комбайна его не пропустит.

Очередное ноу-хау

Не в правилах Петра Степанченко останавливаться на достигнутом, ведь производственных успехов много не бывает. А тут как раз он побывал в Аргентине, где в растениеводстве повсеместно используют No Till – «нулевую» технологию обработки пашни. Такую систему земледелия Петр Степанович величает технологией будущего. Даже несмотря на то, что у скептиков она вызывает негатив, дескать, не подходит к нашему засушливому климату и в считанное время загубит почву. Однако труженики колхоза «Дружба» применяют ее уже не первый год и добились прекрасных результатов. Здесь каждый сезон измельчают пожнивные остатки и разбрасывают их по всей поверхности поля. Не секрет, что солома по своим свой­ствам не уступает перегною, а в сочетании с азотными удобрениями вообще разлагается быстро и превращается в органическое вещество. Так что за годы на пашне образовался хороший мульчирующий слой, который, словно подушка, защищает ее от палящих лучей солнца и влага не испаряется так быстро. Наоборот, она израсходуется растениями постепенно. Да и температурный режим на поверхности почвы теперь совершенно иной – в засуху, даже если поискать, то нигде не найдешь трещин, откуда улетучивается последняя живительная влага. Зато можно встретить дождевых червей, прекрасно себя чувствующих в «укрытии» под соломой.

Нулевая технология в этом колхозе применяется для всех без исключения выращиваемых культур – озимой пшеницы, гороха, ячменя, кукурузы, подсол­нечника. Без дополнительных затрат, естественно, не обошлось – понадобилась соответствующая техника. Но они окупаются высокой прибавкой урожая. Если раньше требовались средства на пахоту, культивации и боронование, то сейчас их не надо проводить. Можно обойтись всего тремя опера­­ция­­ми – севом, химическими обработками и уборкой! Затраты на ГСМ уменьшились почти на 30%. При этом тут никто уже не удивляется, намолачивая с каждого гектара по 55 и более центнеров зерна озимой пшеницы.

О горохе замолвим мы слово

К гороху у председателя Петра Степанченко особое отношение – очень любит он эту культуру. И есть за что! Пожалуй, даже школьники знают, что растения из семейства бобовых образуют на своих корнях клубеньковые бактерии, и, тем самым, бесплатно обогащают почву азотом. Горох неплохо пользуется спросом на рынке. Наконец, он тоже может быть высокоурожайным. Поэтому в иные годы посевные площади в колхозе «Дружба» достигают 2,5 тысячи гектаров, то есть занимают четвертую часть земельного надела. Опять же, технологию возделывания в хозяйстве довели до совершенства. Уделяют должное внимание сор­там. Раньше использовали зерноградскую селекцию, французскую, только растения полегали от ливневых дождей и ветра, осыпались. Теперь тут выращивают только высокоштамбовые неполегающие сорта, имеющие много усиков. Сцепившись друг с другом, горох стоит намертво до самой уборки. На полях можно встретить Мадонну, Стартер, Бельмондо и другие сорта, привезенные из Германии, хорош Готик австрийской селекции.

Сельхозпредприятие занимается производством гороха не только как товарной продукцией, но и на семена. Это хоть и весьма хлопотное, но доходное дело. Семенной материал подготавливают с особой тщательностью, доводя его до ГОСТовских кондиций, и реализуют как на территории Ставропольского края, так и за его пределами, потому что воспользован у селян.

За годы своего руководства председатель СПК колхоз-­агрофирма Петр Степанценко успел многое сделать на благо хозяйства и людей. В числе его значимых достижений – сохранность СПК, приумножение его материально-­технической базы, забота о социальных вопросах. Но еще не все замыслы удалось осуществить. Так что хочется пожелать Пет­ру Ивановичу долгих лет жизни, чтобы успеть воплотить в жизнь все начинания!

Реклама
1
2
Предыдущая статьяНакануне жатвы
Следующая статьяМикробиологический препарат «Стерня» – разработка отечественных учёных и специалистов НВП «БашИнком» (г. Уфа)