Иметь право работать

Реклама

Иметь право работать – именно эти слова отложились в памяти после разговора с главой КФХ Скорик Вячеславом Анатольевичем, с которым мы встретились на базе его хозяйства в Кировском районе. Стоит отметить, что Кировский район выделяется из всех районов Ставропольского края тем, что сельхозпроизводством здесь занимаются в основном фермеры. Поэтому именно фермерам принадлежит решающее слово, как будет развиваться АПК территории, как будут жить села.

Реклама

Становление

Вячеслав Скорик посвятил работе в сельском хозяйстве всю свою жизнь. Работал на сельхозпредприятиях, но имея не простой характер и свою точку зрения, в самые трудные годы перестройки, когда казалось, что сельское хозяйство России погибает и шансов на спасение нет, создал в 1993 году свое фермерское хозяйство.

«Мы начали работать не просто с пустого места, а с большого минуса. В то время условия для фермеров создавались нелегкие. На месте, где сейчас находится наша база, была просто мусорная свалка. Но нас это не испугало, мы поставили палатку и приступили к работе. Своими руками расчистили горы мусора, преодолели все препятствия, и за эти годы построили успешно работающее хозяйство. Начинать было трудно, но справились», – вспоминает Вячеслав Анатольевич.

– На сегодня основным барьером для развития, согласен с мнением своих коллег,  является то, что с 2014 года сельхозпроизводители практически лишены кредитования. При действующих ценах на технику, удобрения и прочее, необходимое для производства, о росте и развитии надо забыть, срочно перестраиваемся в режим выживания, минимизируя затраты на производство, сокращая рабочие места.

Сейчас в хозяйстве 1 300 гектаров земли, соблюдается полный севооборот, основными культурами являются пшеница и ячмень. Пшеницу здесь выращивают по своей технологии. В хозяйстве культивируют два ее вида: остистую и безостую. Это делается для того, чтобы растянуть уборку, так как разрыв в созревании остистой и безостой пшеницы составляет 10 дней, что позволяет хозяйству максимально эффективно использовать ресурсы и иметь определенный запас времени.

«Мы сами пришли к этой технологии, учли все наши особенности, количество техники. Но это не наше ноу-хау, а скорее, хорошо забытое старое», – говорит Вячеслав Скорик.

Стоит отметить, что в КФХ не спешат с введением новых технологий. «Практикуется традиционная система земледелия. Но это не значит, что глава хозяйства консервативен и не интересуется новыми перспективными направлениями в аграрной технологии. Ездим на выставки. Смотрим на полях.  Как обстоят дела в нашем хозяйстве, нас удовлетворяет, а экономически мы не видим особой выгоды от шараханий от пахоты до нулевой обработки. Нельзя разную землю обрабатывать одинаково. Буквально в 10 км от нас совершенно другие почвы и другие условия по влаге», – утверждает Вячеслав Анатольевич.

Мы сегодня закончили уборку остистой пшеницы. Результат –  57 центнеров с гектара. Безостая дала больше – 62 центнера, по качеству вся пшеница ценная.  Ячмени сеем только яровых сор­тов. Они отличаются очень высокой натурой и качеством зерна. А урожаи получаем не ниже, чем на озимых сортах. В этом году получили 44 центнера с гектара. Дело в том, что территория нашего хозяйства находится в засушливой зоне. Поэтому мы и сорта подбираем засухо­устойчивые, и не торопимся переходить и на другие технологии», – утверждает Вячеслав Анатольевич.

Агроном хозяйства Евгений Скорик подтверждает слова отца. Стоит отметить, что он закончил Ставропольский аграрный университет и полгода стажировался в Великобритании. Вернулся домой  по одной простой причине – уверен, что молодежь нужна своей стране.

«Здесь моя земля, тем более что отец сделал большой задел  на будущее. Закладываю многочисленные опыты, и на одном опытном участке уже удалось получить 74 центнера пшеницы с гектара. Это получилось с помощью применения сортов передовой селекции, микроудоб­рений, инновационных технологий. Но это только опыт, будем считать, анализировать  экономику. Вообще всегда по результатам каждой уборки мы вводим что-то новое. Чтобы быть в курсе всех новых агротрендов, много читаю, общаюсь с коллегами, консультируюсь с представителями компаний. Работать сложно, рабочий день не нормирован, но очень интересно», – утверждает молодой специалист.

Нам нужна политическая стабильность

КФХ Скорик В.А. занимается и рыбоводством. И если Краснодарский край через 3 года планирует получать 11 центнеров с гектара товарной рыбы, то хозяйство уже сегодня получает ее 22 центнера с га. Но в Краснодарском крае создана правовая основа для работы рыбоводов, а на Ставрополье  с 2010 года  рыбоводства  нет, пока идёт медленное угасание отрасли, это сильно огорчает. Причём для повышения производства нужны  не деньги, а право работать и развиваться, чего, к сожалению, на сегодняшний день рыбоводы лишены. На уровне краевого Минсельхоза этот вопрос решить не удалось. Вячеслав Скорик говорит, что руководство отписывается, ссылается на Москву.

«Но почему, если Краснодарский край решил этот вопрос, наше МСХ не может? Не помогли и депутаты. Единственный к кому я не обращался – это губернатор», – с горечью констатирует фермер.

То же относится и к кооперативному движению.

«Я ездил на семинар в Астраханскую область по рыбоводству, и там эта тема затрагивалась, в том числе и по созданию кредитных кооперативов,  смотрел на их работу. В принципе – идеально. При должном развитии это будет большая помощь и  поддержка для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но на Ставрополье пока правовая основа деятельности кооперативов не урегулирована.  Нам нужна политическая стабильность, тогда и вопросы будут решаться», – уверен Вячеслав Скорик.

О молодежи

Вопреки расхожему мнению, что молодежь бежит из села, а труд на земле не престижен, Вячеслав Скорик уверен, что все не так уж и плохо. Хозяйство привлекает молодежь для временных подсобных работ на току и на водоеме. Желающих поработать много.

«Кроме того это позволяет и нам присмотреться к молодежи, а если взглянуть на структуру нашего хозяйства, то у нас только два пожилых сотрудника, остальные – молодые люди. И это ребята, которые видят себя в именно в сельском хозяйстве. Сегодня другая техника, она им интересна. Им нравится управлять такими огромными агрегатами, чувствовать себя хозяевами полей», – говорит фермер.

Механизатор-наставник Иван Мелешко подтверждает слова фермера: Работаю в хозяйстве на тракторе, комбайне, грузовом автомобиле уже 11 год. Люб­лю свою работу. Больше всего нравится обучать молодежь». А тракторист Владимир Перетока, например, уверен, что его будущее непосредственно связано с сельским хозяйством: «Сейчас в хозяйстве на практике, работаю и учусь одновременно. Очень интересно, если  не получается, помогают, объясняют. Свою дальнейшую карьеру думаю посвятить сельскому хозяйству и обязательно останусь в своем родном селе».

Непростой, но интересный разговор состоялся у нас с Вячеславом Скорик. Действительно, ситуация с сельским хозяйством в стране сложная и неоднозначная. Но радует то, что есть такие люди, которые не просто работают на земле, а создают на ней свой мир, многообразный и красивый.

Реклама
Предыдущая статьяЕсть женщины в русских селениях
Следующая статьяО господдержке, животноводстве и малых формах