Фермерство – это сила, убежден председатель АККОР Ингушетии Курейш Цороев

Реклама

«Если бы три года назад у меня спросили, есть ли будущее у сельского хозяйства Ингушетии, я бы серьезно засомневался и, скорее всего, ответил: «Нет». Мы стояли тогда на краю пропасти, и одного толчка было достаточно, чтобы упасть вниз и разбиться. Сегодня же я уверенно говорю: «Крестьянско-фермерские хозяйства состоялись».

Реклама

Курейш Цороев

Каков дальнейший вектор развития сельских территорий Ингушетии? В чем особенности республиканского агропроизводства и как максимально использовать имеющийся потенциал? Какие меры нужно предпринять, чтобы максимально обеспечить трудовую занятость населения?

Первый Съезд депутатов сельских поселений Ингушетии, который прошел в сельском поселении Нестеровское, стал дискуссионной площадкой по обсуждению наиболее острых проблем и вопросов, связанных с развитием сельского хозяйства как основы благополучия села. Для участия в нем собрались порядка 500 представителей сельскохозяйственной сферы: депутаты законодательных собраний, главы и депутаты сельских поселений, представители сельскохозяйственных производств, руководители реализуемых на селе инвестиционных проектов. Форум подобного масштаба в Ингушетии состоялся впервые. Он стал логическим продолжением всероссийского мероприятия, прошедшего в начале апреля в Волгограде.

Исторический масштаб

Съезд депутатов сельских поселений Ингушетии был проведен по инициативе члена высшего совета партии «Единая Россия», главы республики Юнус-Бека Евкурова. До начала работы форума на пяти дискуссионных площадках прошло обсуждение проблем сельской местности, а также предложений по их решению. Главные темы: «Образование на селе», «Здравоохранение на селе», «Занятость и социальные отношения на селе. Создание комфортной среды проживания и привлекательности сельских территорий», «Развитие АПК как фактор обеспечения продовольственной безопасности страны и повышения качества жизни на селе. Государственная программа развития сельского хозяйства – основа устойчивого развития отраслей АПК», «Критерии оценки деятельности депутатов сельских поселений республики Ингушетия».
По мнению главы Ингушетии, форум стал первым мероприятием подобного формата в республике.
– Сегодня мы впервые так масштабно обсуждаем проблемы сельских территорий. Реализация хотя бы части предложений и проектов, вынесенных на обсуждение, станет историческим событием для Ингушетии. Сейчас мы должны выработать конкретные механизмы решения проблем сельских территорий, – сказал Юнус-Бек Евкуров.
Чтобы обсудить результаты форума, мы встретились с председателем Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) ИР. Курейш Цороев стал одним из активных участников мероприятия в Нестеровском, где выступил докладом и предложениями по мерам улучшения ситуации в сельском хозяйстве. Мы предлагаем читателям ознакомиться с основными моментами его выступления и подробными комментариями, касающимися наиболее актуальных вопросов аграрной отрасли республики.
– Первым делом мне хотелось бы выразить благодарность организаторам Съезда депутатов сельских поселений, а также дискуссионной площадки, на которой мы смогли обсудить волнующие нас проблемы, – отметил Курейш Хаджибикарович. – Это первый, но очень удачный опыт проведения встречи участников агропромышленного комплекса республики в таком формате. АПК Ингушетии является важнейшей отраслью народного хозяйства. Его становление началось после выхода из бывшей Чечено-Ингушской республики в качестве самостоятельного субъекта Российской Федерации.
Казалось бы, это могло открыть новые перспективы для развития аграрного направления. Однако время внесло свои коррективы. Не успела вновь образованная республика стать прочно на ноги, как начались печально знаменитые земельные реформы. К сожалению, непродуманное реформирование привело к немалому числу ошибок и просчетов, что отрицательно сказалось на сельскохозяйственном производстве всех регионов страны. Но в масштабе Ингушетии эта проблема приобрела особый колорит. Поскольку четко определенной границы республики не существовало, произошло дробление пашни на мелкокрестьянские хозяйства без учета местных условий и национального менталитета. Складывалось впечатление, что единственное, на что полагались горе-реформаторы – это расчет на случайный успех. В результате нарушенными оказались даже давно сложившиеся границы землепользования крупных хозяйств.
Но оказалось, что земельные вопросы – это лишь малая часть проблем, с которыми предстояло столкнуться сельхозтоваропроизводителям республики. Куда большим ударом стало невнимание со стороны республиканских властей, напрочь игнорировавших заботы аграриев. АПК Ингушетии перестали придавать значение базового сектора экономики, способного серьезным, коренным образом решить главную задачу социальной стабильности – трудовой занятости населения.
Плачевные итоги такого недальновидного подхода не заставили себя ждать.
— Производство зерна в республике сократилось в 2,5 раза;
— Поголовье КРС уменьшилось в 12 раз;
— Производство животноводческой продукции упало в 14-15 раз;
— Техническая оснащенность снизилась до 70 процентов;
— Десятки тысяч гектаров земель оказались выведенными из оборота.
Иными словами, традиционные для республики отрасли растениеводства и животноводства пришли в полный упадок.

Мечты сбываются

Анализ сегодняшней ситуации свидетельствует о явных позитивных переменах в сельском хозяйстве Ингушетии. Времена упадка ушли в прошлое. В результате проводимой руководством республики в последнее время политики, направленной на укрепление аграрного сектора экономики, происходят значительные изменения как в растениеводческой, так и в животноводческой отраслях. Произошел решительный перелом в сторону оздоровления сельского хозяйства, которое обозначено среди приоритетов.
Сбылась давнишняя мечта крестьян: при поддержке главы республики полностью обновлен машинно-тракторный парк в государственных унитарных предприятиях. Это позволило ГУПам передать фермерам на безвозмездной основе более 80 единиц рабочей сельхозтехники. Кроме того, для модернизации предприятий аграрии республики активно используют различные финансовые механизмы. Многие фермеры смогли приобрести новую сельхозтехнику через систему агролизинга.
Участие в государственных программах поддержки сельского хозяйства позволяет наиболее полно раскрывать потенциал аграрной отрасли. Надо отметить тот факт, что сегодня реально работающие фермеры начали получать адресные субсидии как из федерального, так и из местного бюджетов. Не так давно президент АККОР России Владимир Николаевич Плотников сказал, что принятая в стране программа поддержки семейных ферм – это лучшее, что можно было придумать. И это действительно так. В нашей республике приняты и действуют программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянско-фермерских хозяйств на 2012-2014 годы», «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы». Благодаря реализации этих программ многие охваченные в них фермеры получили серьезный импульс для дальнейшего развития.

Прыжок из пропасти

Насколько сильным является фермерское движение Ингушетии? На данном этапе в агропромышленном комплексе республики идет возрождение традиционных отраслей растениеводства и животноводства, развиваются малые формы хозяйствования. Занимая более 40 процентов пашни, фермеры вносят существенный вклад в развитие сельскохозяйственного производства. Сегодня в республике насчитывается 1270 КФХ общей площадью более 32,6 тысяч гектаров. В крестьянско-фермерских хозяйствах содержатся 17800 голов крупного рогатого скота, 43500 голов овец. Ежегодно фиксируется увеличение производства валовой продукции животноводства и растениеводства.
Если бы три года назад у меня спросили, есть ли будущее у сельского хозяйства Ингушетии, я бы серьезно засомневался и, скорее всего, ответил: «Нет». Мы стояли тогда на краю пропасти, и одного толчка было достаточно, чтобы упасть вниз и разбиться. Сегодня же я уверенно говорю: «Крестьянско-фермерские хозяйства состоялись как сила и опора аграрной отрасли».
Большим потенциалом в республике являются личные подсобные хозяйства, которых в настоящее время насчитывается более 50 тысяч. На подворьях ЛПХ содержатся 46450 голов крупного рогатого скота, что составляет 76 процентов от общего поголовья, 40000 голов овец или 40 процентов республиканского стада. Таким образом, можно говорить о том, что основное производство мясо-молочной продукции сосредоточено в КФХ и ЛПХ.
Такая особенность, во многом связанная с геополитическим положением республики, а также национальный исторический опыт и традиции, должны найти отражение в программах развития аграрной сферы. В условиях малоземельной Ингушетии особую значимость и актуальность приобретают малые формы хозяйствования и личные подворья, которые необходимо вовлекать к работе в агропромышленном комплекса.
Этот сектор должен стать составной частью АПК и пользоваться максимальной поддержкой со стороны государства.

В основе традиции

Речь идет о том, чтобы придать ЛПХ статус крестьянско-фермерских хозяйств. Традиционно личное подворье – это источник благосостояния семьи, основа семейного бюджета. Не секрет, что многие приусадебные участки соответствуют стандарту фермерских хозяйств. Если они получат статус КФХ, то мы сможем подавать заявки на их участие в программе поддержки личных подворий как категории, относящейся к малому и среднему предпринимательству. А когда заработают личные подворья, мы в определенной степени решим проблемы сельской безработицы. В рамках развития АПК Ингушетии необходимо разработать и принять республиканскую программу «Развитие личных подсобных хозяйств». Объединившись, ЛПХ смогли бы создать кооперативы с приобретением коллективной формы, исторически прижившейся на нашей земле (белхи).
Большим подспорьем для малых форм хозяйствования могло бы стать привлечение КФХ и ЛПХ к поставкам сельхозпродукции в различные учреждения, в том числе образовательные и медицинские. Нынешние условия проводимых тендеров не позволяют фермерам участвовать в подобных конкурсах. Допуск к поставкам помог бы решить сразу три проблемы: учреждения получили бы качественную продукцию, само собой отпали бы вопросы сбыта, а деньги за реализацию не ушли за пределы республики. Все вместе это отлично бы отразилось на благополучии крестьянско-фермерских хозяйств.
Среди других векторов развития я бы назвал традиционные овощеводство, виноградарство, садоводство, пчеловодство, табунное коневодство, овцеводство и козоводство. Незадействованной остается и такая перспективная для нас отрасль, как рыбоводство. Мы планируем создать, как минимум, два форелевых хозяйства, которые могли бы обеспечивать население и гостей республики качественной, экологически чистой рыбой.

Реклама
Предыдущая статьяКозлятник восточный по биотехнологии — основа создания прочной кормовой базы КРС
Следующая статьяБлиц-интерьвью нового министра аграрного ведомства нашей газете