Чтобы техника не подвела

9

С приходом в АО «Агрокомплекс Ставропольский» ОП «Айгурский» новых инвесторов, было принято решение о ликвидации животноводческой отрасли. Так что на протяжении нескольких лет здесь всё внимание тружеников сосредоточено на растениеводстве. Значит, для получения хороших урожаев должна быть исправной техникой.

Сегодня в сельхозпредприятии 37 тракторов, 45 грузовых и легковых автомобилей, 11 комбайнов, полный набор прицепного и навесного оборудования. Этой техники, за исключением зерноуборочных агрегатов, вполне хватает, чтобы все полевые кампании осуществлялись своими силами, без привлечения посторонней помощи. Правда, труженикам хозяйства необходимо постараться, чтобы в нужный момент она была на ходу.

Вся ответственность за исправность технического парка возложена на Виталия Фоминова. В этом хозяйстве он трудится с 2002 года. Вначале был главным энергетиком, так как после школы учился в Ставропольский вузе на инженерном факультете, только изучал электрификацию, а не механизации. Через семь лет его назначили главным инженером. На вопрос о том, насколько было сложно переквалифицироваться, Виталий Васильевич ответил так:

— Мне кажется, любой сельский мальчишка имеет тягу к технике. Лично я был с ней связан ещё со школьной скамьи. Первую уборку зерновых культур провёл в 1990 году после девятого класса, являясь штурвальным у местного комбайнёра. Агрегат, естественно, подготавливали к работе сами. Во время учёбы в институте каждое лето торопился быстрее сдать сессию и приехать в поселок, чтобы участвовать в жатве. Не бросал это дело и после того, как получил диплом и трудился в городе. У нас тогда был семейный экипаж или даже два: мой отец Василий Иванович, старший брат Владимир и я работали втроем на двух комбайнах, поочередно сменяя друг друга. Последнюю косовицу провёл в 2009 году, так как в сентябре я стал у руля инженерной службы хозяйства. Соответственно в страду должен выполнять все обязанности, связанные с бесперебойным функционированием техники в поле, на токах, при транспортировке зерна, чтобы кампания проходила без сучка и задоринки.

Пока Владимир Васильевич работал энергетиком, он ежегодно замещал инженера на период его отсутствия на производстве. Так что постепенно знакомился устройством и ремонтом различных узлов и деталей. Приходилось изучать запчасти для тракторов, автомобилей, комбайнов и т. д. Приобретал каталоги, обращался за помощью к Интернету, где на специальных сайтах можно было узнать описание и характеристику любых запчастей, рассмотреть их снимки. Надо отдать должно, что менеджеры фирм-поставщиков, с которыми предприятие сотрудничает не первый сезон, буквально с полуслова понимают, о чем идет речь при оформлении заказа. Важным моментом является еще то, что его отец тоже когда-то работал инженером-механиком, он многое подсказывал сыну, делился с ним своим опытом.

Сезон полевых работ в хозяйстве обычно завершается в ноябре, культстаны двух производственных бригад «консервируются» до весны. Только труженикам расслабляться некогда. Одни, в соответствии с графиком, уходят в отпуск, другие – ​перебираются в центральную мастерскую и приступают к ремонту техники. К тому моменту стараются комиссионно, в присутствии инженера, механиков, заведующего МТМ и механизаторов, провести деффектовку агрегатов. Обязательно учитываются изношенность каждого из них с учетом года выпуска и выработки за сезон мото/часов, эталонных гектаров условной пахоты. Затем составляется план восстановления: специалисты смотрят, какие узлы следует уже заменить полностью, а какие – ​можно еще реставрировать и они прослужат сезон-другой. На основании этого Виталий Фоминов потом «верстает» бюджет, необходимый для устранения неисправностей, а затем – ​и на будущий год в целом. Проблем с закупкой запчастей в сельхозпредприятии уже давно нет – ​имеются надежные поставщики, проверенные временем, были бы средства на их приобретение.

— Для проведения текущего и капитального ремонта у нас имеется типовая мастерская, оснащенная всем необходимым. В ней обустроены цеха – ​токарный, слесарный, сварочный и т. д. Есть необходимые специалисты, хотя вся нагрузка на подготовку тракторов и сельхозинвентаря возложена на механизаторов, – ​продолжает беседу Виталий Фоминов. – ​В бригадах тоже построены специальные помещения для осуществления мелких неисправностей, работают мастера-наладчики, сварщики.

В ОП «Айгурский» ставят на линейку готовности, прежде всего, «Беларусы» – ​эти колесные агрегаты могут понадобиться в так называемые «февральские» окна, чтобы внести в мерзлоталую почву минеральные удобрения на посевах озимых зерновых культур. Вот и сейчас уже вовсю идет ремонт – ​все постановочные места заняты. Энергонасыщенные машины привлекаются к полевым работам позже, соответственно, неисправности в них ликвидируются после новогодних праздников – ​в январе-феврале. Каждую осень, как только в хозяйстве завершится посевная кампания, труженики бригад начинают подготавливать весь инвентарь к хранению в зимний период. Для начала наводят порядок на площадке, а затем уже занимаются техникой – ​очищают ее от грязи, смазывают детали. Такие меры продлевают срок эксплуатации.

Для главного инженера ремонт самоходных и прицепных машин – ​обыденное дело, которым следует заниматься ежедневно. Данный вопрос решается однозначно, необходимо лишь время и запчасти. А вот тревогу, причем, серьезную у специалиста вызывает кадровый вопрос. Как и в других хозяйствах, грамотные, толковые механизаторы и ремонтники постепенно уходят на заслуженный отдых, им же на смену приходят единицы. Из своего опыта он знает: чтобы молодой парень стал хорошим трактористом, понадобятся несколько сезонов. К тому же у него должно иметься желание научиться «чувствовать» агрегат, стремление выполнять любые поручения безупречно с заданной глубиной и нормой.

— Особенно эти качества должны присутствовать сегодня, когда в хозяйствах сплошь и рядом импортные тракторы и каждая их поломка сельхозпредприятию обходится недешево, – ​говорит Виталий Фоминов. – ​Уверен, если земледельцу, не имеющему опыта, вручить ключи от «Challenger» или «New Holland», напичканного компьютерами, то беды вряд ли удастся избежать. Поэтому, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне, нам сегодня нужны молодые хорошие кадры.

В авангарде ОП «Айгурский» механизаторы Михаил Фомин и Виталий Горбуля, за которыми закреплены импортные агрегаты. Их привлекают практически ко всем агротехническим мероприятиям хозяйства. А Андрей Лазебный, управляя «Кировцем», выполняет поручения на полях первой бригады. Бок о бок с ним работает на «К‑744» Александр Рухляда, трудоустроившийся в хозяйство в далеком 1980 году. Стаж комбайнера у него исчисляется с 1975 года – ​со школьной скамьи. Неоднократно он являлся победителем в районном соревновании среди молодежных экипажей. Да и потом занимал призовые места. Еще одним «Кировцем», только 700-й модели управляет Владимир Сидоренков – ​ответственный человек, опытный в своем деле специалист. Не так давно влился в коллектив Сергей Волынцев. Несмотря на молодой возраст, он быстро доказал мастерство, выполняя различные поручения на колесном «МТЗ‑12-21».

Среди водителей добрые отзывы о братьях Скляр – ​Алексее и Сергее, Бунтовских – ​Андрее и Владимире, Викторе Прасолове, Александре Гайворонском и других. Например, чтобы стать профессиональным шофером, Алексей Скляр учился в Ипатовском лицее. В хозяйство он пришел девять лет назад, немного поработал и отправился в армию. Вернувшись домой, продолжил заниматься понравившимся делом. Парню вручили ключи от «МАЗа», а в довесок и прицеп закрепили, так что за один рейс он может доставить как минимум 35 тонн груза. За Александром Гайворонским числятся три машины. На «ГАЗ‑53» необходимо возить семена и удобрения в поле, на «Ниве» и «УАЗе» следует, поочередно в зависимости о погоды, совершать осмотры посевов, чтобы скот их не вытаптывал. Еще Александр Анатольевич летом работает на комбайне «Дон‑1500».

Прежде чем стать специалистом среднего звена, Владимир Рыбников прошел, что называется, все ступени карьерного роста. Некоторое время он работал механизатором во втором подразделении. Уже тогда, в молодом возрасте, он четко усвоил, что любая техника не терпит к себе небрежного отношения. К ней лучше проявлять заботу, и она тогда отплатит с лихвой. За Владимиром Васильевичем закрепили трактор «Т‑40», на котором он в основном занимался транспортировкой. Летом возил с полей на животноводческие точки сено и солому, зимой – ​зернофураж. А заодно – ​осваивал железного «коня», выяснял причины возникающих поломок, находил оптимальные варианты их устранения, затем приступал к восстановлению, словом, старался познать как можно больше полезной информации об агрегате. Довелось ему поработать и водителем в автогараже сельхозпредприятия. Шофер вновь ездил на овцетоварные фермы, только теперь уже чтобы доставлять воду. Крутить «баранку» он продолжал даже после того, как получил диплом механика – ​молодой человек учился в Георгиевском технике без отрыва от производства. Для него было важным все приобретенные теоретические знания закрепить на практике. Поэтому когда коллектив первой производственной бригады избрал его на должность механика, он имел уже немалый опыт работы.

— Подводя итог беседы, хочу отметить, что людей у нас в хозяйстве осталось немного. Большинство из них – ​дружные, сплоченные, трудолюбивые, в совершенстве знают свое дело. С ними легко работать, что в конечном результате положительно сказывается на урожайности зерновых культур – ​в ОП «Айгурский» она радует ежегодно, – ​подчеркнул Виталий Фоминов.

Фото автора