Что может водитель

6

День работников автомобильного транспорта, или как в народе говорят – ​День автомобилиста, в нашей стране принято отмечать ежегодно в последнее воскресенье октября. Практика показывает, что в нашей повседневной жизни транспорт играет всё большую роль. Автомобили стали скоростным средством передвижения, благодаря чему имеется возможность преодолевать огромные расстояния, а также добираться в самые недоступные уголки мира. Поэтому профессия водителя была и остаётся одной из самых массовых. Важной и значимой она является и на селе.

На высоком уровне

Деятельность сельхозпредприятий сегодня невозможно представить без грузовых машин, лихо мчащихся по местным просёлочным дорогам или по асфальтобетону, ведущему в город. Из сёл обычно везут выращиваемую растениеводческую и животноводческую продукцию. В хозяйства – ​промышленные товары: удобрения, химические средства защиты, строительные материалы и т. д. К сожалению, численность водителей в предприятиях АПК Апанасенковского района год от года сокращается. И причина здесь не только в том, пенсионеры уходят на заслуженный отдых, а молодёжь неохотно обосновывается в сельской глубинке. В течении последних нескольких лет вместо четырёх-пятитонных «ГАЗонов» в хозяйствах начали отдавать предпочтение большегрузным «КамАЗам» или «МАЗам», на которых за один рейс можно доставить до 15 тонн продукции, с прицепом – ​удвоенную норму. Для работы имеются гараж с боксами для хранения транспорта, машинный двор, мастерская для ремонта, автомойка. В коллектив подразделения включается ремонтно-техническое звено во главе с механиком, а руководит всем заведующий гаражом. Сегодня в автогаражах коллективных хозяйств Апанасенковья трудятся около 300 человек. Они на высоком профессиональном уровне справляются со всеми поставленными задачами.

Работа по душе

К старожилам в шофёрском деле смело можно отнести Илью Чаплю. Заявление о приёме на работу в колхоз им. Ленина он написал ещё 43 года назад. Данная профессия пришлась ему по душе, поэтому у него никогда не возникало желания освоить что-то другое. Правда, был момент, когда Илья Григорьевич несколько летних сезонов провёл за штурвалом зерноуборочного комбайна, скашивая зерновые культуры, выращенные в сельхозпредприятии. Так как эта работа временная – ​всего месяц-полтора, то завершив жатву, водитель снова брался за транспортировку грузов. Вначале он управлял «ГАЗоном», потом доверили «КамАЗ». А последние 15 лет крутит «баранку» автобуса, доставляя коллектив бригады на культстан подразделения. Это говорит о том, что Илья Чапля является водителем первого класса. В ООО СП «Джалга» Александр Колесников успешно работает водителем почти 30 лет. За данное время ему выпала возможность управлять разными машинами. Были «ГАЗ‑53», «МАЗ», легковой автомобиль, наконец, большегрузный «КамАЗ» с прицепом. А Бугума Кулгуев трудоустроился в хозяйство не так давно, однако уже успел зарекомендовать себя добросовестным водителем. Учитывая его предыдущий опыт, сразу получил ключи от «КамАЗа». Оба шофёра – ​и Александр Александрович, и Бугума Рабазанович – ​были задействованы в жатве‑2018, доставляя новый урожай из-под комбайнов на ток. Каждый из них за один рейс перевозил не менее 30 тонн зерна. Это – ​весомый вклад в общее дело хозяйства!

Житель села Рагули Александр Остривной работает водителем в СПК «Путь Ленина». Его трудовой стаж уже приблизился к трём десятилетиям. За этот период Александру Васильевичу довелось управлять автобусом – ​его пассажирами были труженики подразделения, и вот сейчас за ним закреплён грузовик с прицепом. Основная его работа сводится к тому, чтобы доставлять зерно озимой пшеницы. Последние несколько сезонов руководство автогаража направляет шофёра во время жатвы в третью бригаду СПК, чтобы оперативно вывозить новый урожай с полей и комбайны не простаивали.

Трудности не смущают

Коллега Александра Остривного Василий Ярошенко в уборочную кампанию тоже работает в этом подразделении, только на зерноуборочном агрегате. Когда жатва завершается, он снова берётся за своё любимое дело – ​перевозит грузы по хозяйству и за его пределами на «ГАЗ‑53». К слову сказать, свою первую жатву Василий Ярошенко провёл в далёком 1977 году. Работал он тогда на «Ниве». На этом же агрегате Василий Ильич трижды ездил на помощь хлеборобам из Тюменской области, Сибири и Башкирии, где зерновые культуры созревают намного позже, чем на Ставрополье. В советские времена технику в колхозах обновляли почаще, поэтому у комбайнёра были три «СК‑5». А последние десять лет он управляет «Акросом», так что есть с чем сравнивать – ​и герметичная кабина имеется, и кондиционер установлен, и высокая производительность.

— В грузовике таких удобств нет, но меня это ни сколько не пугает, – ​говорит шофёр. – ​Когда крутишь «баранку», концентрируешь своё внимание на машине, а остальное – ​просто отходит на второй план.

Вся жизнь за баранкой

Тоже к числу водителей с многолетним стажем относится Василию Ревенко из колхоза «Маныч». Общий его трудовой стаж в сельхозпредприятии составляет 48 лет. За столь длительное время Василию Ивановичу довелось осуществлять самые разные поручения, однако дольше всего он работает водителем. Вот и сейчас за ним закреплён автобус. Задача шофёра – ​доставлять к месту назначения в целости и сохранности коллектив первой бригады. Дают шофёру и другие задания, выполняет он их, как всегда, на совесть. И, конечно же, постоянно следит за исправностью техники, а если возникают поломки, устраняет их лично, не доверяя никому.

Чтобы стать профессиональным водителем, Василий Иванович Статов из села Манычского поехал учиться в г. Светлоград по направлению военкомата. Тогда, 30 лет назад, многие его сверстники поступали так, и уходили в армию, имея удостоверение на право управлять грузовым автомобилем. В воинских частях парни проходили хорошую школу вождения, и домой возвращались настоящими мастерами в шофёрском деле. Когда Василий трудоустроился в СПК «Россия», первым его автомобилем был «ЗИЛ‑130». Потом он решил продолжить учёбу в Дивном, чтобы имелись и другие категории, позволяющие работать на «КамАЗе» и автобусе. Так что когда необходимые документы были получены, руководство автогаража предложило Василию Статову управлять большегрузной машиной. Последние десять лет он ездит на автобусе. Его постоянными пассажирами являются работники бригады № 1. Обязанность Василия Ивановича – ​утром доставить их на культстан, а вечером – ​обратно домой, ещё необходимо отвезти механизаторов в поле, в полдень – ​обеспечить их обедами. Кроме того водитель участвует в жатве хлебов. В этот напряжённый для хозяйства период он транспортирует зерно с поля на ток.

Новые кадры

Тоже прошёл курс обучения в г. Светлограде Иван Мартосов из с. Дербетовки. Это событие произошло в 2001 году. А сегодня у него уже имеются все категории, соответственно, присвоен первый класс. Пробовал парень обосноваться в городе, но потом понял, что можно неплохо зарабатывать и дома, трудоустроившись в базовое сельхозпредприятие СПК им. Апанасенко. Учитывая предыдущий опыт, в хозяйстве Ивану Мартосову доверили сразу два автомобиля. На горючевозе он заправляет технику на культстане второй бригады, а на «ГАЗ‑53» возит грузы. И обязательно участвует в уборке озимой пшеницы. Жатва‑2018 стала для Ивана Васильевича третьей по счёту. Завершил её водитель с хорошим результатом – ​доставил на тон 1128 тонн зерна нового урожая. В сельхозпредприятиях Апанасенковского района имеются ещё немало шоферов, добросовестно выполняющих свои профессиональные обязанности. Их работа – ​очень ответственная, требующая повышенного внимания на дороге. Поэтому хочется пожелать им крепкого здоровья и только зелёного света!

Фото автора.