Что было, что будет

673

Технический регламент ТС достаточно сложный и объемный документ. Попробуем разобраться, какие новые требования предъявляются к зерну при его обращении на рынке.

Раньше при обращении зерна внутри страны надо было иметь сертификат соответствия или декларацию о соответствии и удостоверение о качестве зерна или сертификат качества.

Сегодня каждая партия зерна при обращении внутри страны должна сопровождаться декларацией о соответствии Техническому регламенту Таможенного союза. При  направлении на единой таможенной территории зерна на хранение или обработку декларация о соответствии не требуется. Для таких партий зерна предусмотрены только товаросопроводительные документы.

При экспортно-импортных операциях кроме требований технического регламента учитываются требования стран-импортеров, которые оговариваются в контрактах на поставку зерна.

Несоблюдение технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству (выращиванию) хранению и реализации зерновых культур, влечет ответственность по статье 14.43 КоАП РФ. Статья предусматривает следующие штрафные санкции: на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от двадцати тысяч, — до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

— Страшно?
— Ничуть, — ответит зернопроизводитель и будет отчасти прав 

Как нам пояснила Нина Мосолова, начальник информационно-аналитического отдела ФГБУ «Центр оценки качества зерна», выполнение отдельных требований ТР сегодня затруднено. Например,  в статье 7, пункт 15 ТР ТС указано, что «государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с национальным законодательством государства – члена Таможенного союза». Трудность выполнения этого требования состоит в отсутствии в России законодательства в области государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Следует обратить внимание, что в странах Таможенного союза – Казахстане и Белоруссии, в отличие от России, существует национальное законодательство по государственному контролю качества зерна и продуктов его переработки. Этот пробел в национальном законодательстве может повлечь поступление по импорту некачественной пищевой продукции, а также нанести урон имиджу нашего государства как гарантированного поставщика качественного и безопасного зерна.

Такая же проблема может возникнуть с выполнением требования статьи 4, пункт 6 из-за отсутствия национального законодательства к условиям хранения зерна. В России условия хранения определяются ведомственными документами —  Инструкцией по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы № 9-7-88  и Правилами организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях, утвержденных приказом Министерства заготовок СССР от 25.07.1983 № 251.

К недостаткам ТР можно также отнести сверхлиберальный подход к подтверждению соответствия безопасности в форме декларирования. При декларировании безопасности зерна допускается проводить испытания образцов в неаккредитованных испытательных лабораториях. Следует также отметить, что декларация о соответствии не всегда отражает фактические показатели безопасности зерна.