Реклама

Реклама

В рамках сельскохозяйственного форума «Животноводство и фермерство России – 2022», который состоится 8 декабря 2022 года в Москве, коммерческий директор аналитической компании FEEDLOT Любовь Савкина представит доклад «Кормовые аминокислоты и витамины: объемы импорта, тенденции и перспективы замещения отечественными производителями».

Тема, которую рассмотрит Любовь Савкина, принадлежит к числу наиболее актуальных на данный момент. Эксперт оценит, насколько перспективен путь к технологическому суверенитету страны, какие кормовые добавки можно производить в России с помощью биотехнологии, а также проанализирует последние тенденции рынка кормовых ингредиентов.

Эффективность животноводства напрямую зависит от использования в кормовых рационах добавок – аминокислот и витаминов, которые повышают конверсию кормов, тем самым снижая себестоимость производства. По мере роста поголовья скота и птицы в животноводческом секторе, увеличивается и объем потребления ключевых кормовых добавок. При этом возрастает не только общий объем, но и доля каждой добавки на 1 кг корма.

В 2021 году общее потребление аминокислот и витаминов в России составило 151 тыс. тонн импорта и 150–160 тыс. тонн продуктов отечественного производства (лизин и метионин).

За 9 месяцев 2022 года в Россию ввезли 136 тыс. тонн кормовых добавок, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Раньше российские потребители достаточно скептически относились к кормовым добавкам, произведенным в Китае, и предпочитали закупать сырье в ЕС. Однако китайское доминирование в данном сегменте и более низкие расценки производителей (в сравнении с европейскими) привели к переориентации на поставщиков из Китая. Указанная тенденция стала прослеживаться еще в 2021 году, а в 2022-м стала определяющей – с того момента, когда с Россией начали прерывать партнерские отношения производители т.н. «недружественных» стран.

В январе-сентябре текущего года доля импорта из Китая достигла 86%, а европейских стран – снизилась до рекордно минимальных 9%. На 270% выросли поставки из Индонезии, хотя в общем объеме ввоза кормовых добавок на эту страну приходится пока только 2%; на 37% вырос импорт Республики Корея, доля которой составляет всего 0,2%. В отношении стран Азии наблюдалось сокращение поставок со стороны Японии – на 77% и Индии – на 21%. Наш торговый партнер в Южной Америке, Бразилия, снизила импорт кормовых добавок на 46%, причем последние поставки отмечались еще в мае. Аналитики FEEDLOT отмечают, что с начала текущего года торговые отношения, касающиеся ввоза в Россию кормовых ингредиентов, были с 19 странами, а к сентябрю их число сократилось до 12.

Основная часть доклада Любови Савкиной будет посвящена нескольким кормовым добавкам, которые производятся при помощи биотехнологии: треонин, триптофан, лизин сульфат (70% и 80%) и лизин моногидрохлорид, витамины В2 и В12.

По данным за 9 месяцев 2022 года, 30% от общего объема импорта занимает лизин моногидрохлорид, что составляет 40,6 тыс. тонн. Еще 7%, или 9,5 тыс. тонн, приходится на лизин сульфат 70%, тогда как доля лизин сульфата 80% всего 1,7%, или 2,3 тыс. тонн. Треонин – также один из ключевых кормовых ингредиентов, который поставляется к нам в больших объемах, при этом в России его производство отсутствует. Китай является единственным поставщиком треонина в Россию, за указанный период было ввезено 28,4 тыс. тонн, что составляет 21% в общей структуре импорта. Триптофана импортировали 1,5 тыс. тонн, витамина В2 – 129 тонн, а витамина В12 – 64 тонн.

Объем импорта лизина моногидрохлорида в Россию вырос на 48% в годовом исчислении и составил 40,6 тыс. тонн; его контрактная стоимость увеличилась на 40%, до 2,1 USD/кг. Поставки в рассматриваемый период осуществлялись из трех стран, но ведущая роль принадлежит Китаю (90%).

Оценочно, если исходить из объемов потребления, дефицит лизина моногидрохлорида на российском рынке составляет порядка 55 тыс. тонн (или 100 тыс. тонн лизин сульфата). С учетом ввода в эксплуатацию линии по производству указанных добавок «Белорусской национальной биотехнологической корпорацией» (ЗАО «БНБК») и при условии ее выхода на полную мощность (40 тыс. тонн лизина моногидрохлорида и 37 тыс. тонн лизина сульфата), данный объем будет перекрыт полностью. Если, конечно, весь объем выпуска будет направлен на российские нужды, а его стоимость будет сопоставима с ценами поставщиков из Китая, откуда к нам он сейчас и поставляется.

Еще месяц назад лизин моногидрохлорид на российском рынке стоил значительно дороже (более чем на 50% в годовом исчислении), но сейчас цены вернулись к диапазону ноября 2021 года и даже стали на 5% ниже. В Китае, на который приходится 90% импорта лизина в Россию, и в ЕС цены снизились кардинальнее – на 37% и 60% соответственно. Лизин сульфат 70% с начала года подешевел уже на 46% – и все потому, что значительно вырос объем импорта как моногидрохлорида, так и сульфата 70%. Появился на российском рынке и лизин сульфат 80%.

В создавшейся ситуации производителям России и Республики Беларусь придется конкурировать с импортерами, а также учитывать интересы животноводов, которые стремятся сэкономить, не желая «платить больше». Несомненно, какой-то объем продукции российского и белорусского производства пойдет на экспорт, какую-то часть производственных издержек покроют государственные субсидии, что, в свою очередь, позволит сделать цены ниже, чем было запланировано для окупаемости проектов; в какой-то степени профициту на рынке смогут помочь квоты на импорт. Тем не менее, скорее всего нас ждет конкурентная борьба между китайскими и отечественными производителями.

Практически весь объем лизин сульфата 70% завозится в Россию из Китая. За первые девять месяцев 2022 года импорт достиг 9,5 тыс. тонн, что почти в 3 раза выше в годовом исчислении. Поставки лизин сульфата 80% составили 2,3 тыс. тонн, причем весь объем импортировался из Китая одной компанией. Есть вероятность, что данный лизин, который начали ввозить в Россию крупными партиями в момент кризиса (апрель-май 2022 года) в следующем, 2023 году, поставлять не будут.

Что касается треонина, то его импортируют на российский рынок исключительно из Китая. За год объем поставок вырос на 21% и составил 28,4 тыс. тонн. В годовом исчислении цена предложения на российском рынке стала ниже на 17%, но заметнее всего цены упали в Европе (-60%) и Китае (-38%). Если ориентироваться на объемы ввоза в 2021-м, то годовая потребность в этой аминокислоте составляет 35 тыс. тонн.

Объем импорта триптофана за девять месяцев снизился на 18% относительно января-сентября предыдущего года и составил 1,5 тыс. тонн. С мая импорт осуществлялся исключительно из Китая, доля которого в структуре данной аминокислоты достигла 71%.

По предварительным оценкам, потребность российского рынка в триптофане – 2,7 тыс. тонн. Цены на него держатся на высоких отметках, за год расценки выросли на 15%. Анализируя динамику цен на кормовые добавки в России, необходимо также проводить мониторинг и на рынке страны-поставщика. Так, за октябрь 2022 года цена на триптофан в Китае увеличилась на 11%, а это является предпосылкой для роста его стоимости и на российской рынке к концу года, поскольку Китай – единственный поставщик этой аминокислоты в Россию.

В свою очередь, подорожание триптофана в Китае вызвано резким ростом цен на соевый шрот: его стоимость увеличилась из-за сокращения поставок сои в октябре на 20%. Таким образом, устанавливая все взаимосвязи, FEEDLOT мониторит цены и на соевый шрот в Китае, и отслеживает тенденции импорта различных продуктов на китайский рынок.

Объем импорта витамина В2 в Россию снизился на 23% в годовом исчислении и составил 129 тонн. При этом 26% от общего объема поставок обеспечила Республика Корея, из Германии и Китая ввезли по 39% и 35% соответственно. В сентябре импорт осуществлялся только из Германии и Китая, причем немецкие поставки производятся только компанией DSM. За 2021 год в Россию было ввезено 254 тонны витамина В2, а в 2020-м – 215 тонн. Таким образом, объем потребления витамина В2 в России составляет порядка 200–250 тонн в год.

Такое существенное снижение импорта (на 23%) не могло не отразиться на стоимости витамина В2 на российском рынке. Если сравнивать цены в среднем за период январь-октябрь 2022 года к январю-октябрю 2021 года, то рост составил 32% – почти на столько же, как и в Европе, где средние цены увеличились на 27%.

Витамин В12 в январе-сентябре 2022 года поставлялся в Россию из четырех стран – Китая, Франции, Германии и Бельгии; более 60% от всего объема импорта составляет продукция китайских поставщиков. За год поставки снизились на 26%, до 50 тонн. Прослеживается общая тенденция – цены на витамин В12 на мировом рынке плавно снижаются. Но российский рынок отреагировал сильным ростом в летний период, что стало следствием увеличения контрактных цен в мае.

Производителям, которые видят данное направления перспективным для себя и готовы начать производство кормовых аминокислот и витаминов в России, важно постоянно быть в курсе актуальных тенденций, контролировать движение цен, импорта и экспорта, потребностей игроков рынка, с учетом роста или снижения поголовья сельскохозяйственных животных и птицы.

Регистрация на мероприятие: https://farmingforum.ru/

Подробную информацию о возможностях делегатского участия и участии с выставочным местом Вы можете получить по тел. +7 988 248 47 17, +7 909 450 36 10.

Email: [email protected]

Реклама
ИСТОЧНИКfarmingforum.ru
Предыдущая статьяО генетике нужно думать ещё вчера
Следующая статьяОткрылась российская экспозиция на выставке UzAgroExpo 2022