ken-28Эти слова часто повторяет герой нашего очерка Антонина Маслова – и.о. директора ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз». В сентябре этого года она отмечает серьезный жизненный юбилей, и судьба инженерных систем, дающих людям воду, а значит и жизнь ей далеко небезразлична.

Ее трудовой путь от рядового дипломированного работника до директора известного крупного предприятия Ставрополя, руководителя районного и краевых структур государственной власти Ставропольского края был непрост для сельской девчонки из села Красногвардейского. В 2012 году он привел ее на должность руководителя сложнейшего в России водохозяйственного комплекса.

Детальное знакомство с основными объектами, сооружениями, трудовыми коллективами водохозяйственных организаций учреждения с одной стороны, поразило ее масштабностью, историей создания, социально-экономической значимостью, а с другой –  «разрушающим безденежьем» во всех направлениях деятельности комплекса и, в первую очередь, минимальной социальной защищенностью его работников, которые остались верны людям и профессиональному долгу.

Если до рыночных преобразований комплекс ходил краевым лидером по объемам государственных капитальных вложений и финансированию эксплуатационных мероприятий, то после их он не нашел в них заслуженной ниши, а бюджетный механизм, в силу известного его дефицита, приостановил его деятельность по завершении водохозяйственного обустройства территории края, а производственные издержки действующих водохозяйственных систем покрываются мизерным финансированием, с которым и концы с концами не сводятся.

Решение хронических болезненных проблем и задач комплекса стали главными приоритетами в деятельности нового руководителя и трудовых коллективов учреждения:

– Разработка Стратегии развития ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» до 2020 года;

– Разработка и реализация федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы»;

– Реализация ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах»;

– Взаимодействие с правительством Ставропольского края и его структурами по вопросам государственного водохозяйственного комплекса;

– Оптимизация структуры управления. Кадры. Сохранение работоспособности и безопасности действующих балансовых сооружений;

– Обеспечение водными ресурсами территории края. Противопаводковая защита территории. Работа в краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– Привлечение инвесторов в мелиоративный комплекс края;

– Реализация механизма платных услуг водопользователям по транспортировке воды по государственным системам, введенного Минсельхозом России;

– Информационное обеспечение деятельности учреждения и ряд других направлений, и многое другое.

Четырехлетний марафон обновленной команды управления водохозяйственным комплексом по решению его каждодневных, перспективных задач пройден. И хотя итоги работы подводить рано, но нельзя не отметить его результаты.

Федеральные целевые программы в области мелиорации и водохозяйственного комплекса до 2020 года реализуются в запланированных объемах.

А это значит, что по БСК-4 завершается строительство самого сложного по трассе концевого участка магистрального канала, с гарантированной возможностью до проектного окончания строительства,  периодической подачи кубанской воды для обводнения территорий Туркменского и Ипатовского районов в бассейне р. Айгурка.

В недалекой перспективе на восточной прикалаусской равнине будет построен инновационный орошаемый массив до 100 тыс. гектаров, в котором энергия потока кубанской воды, заключенного в трубопроводы, будет без принуждения поливать землю в самых засушливых районах края. Каждое село, каждый приусадебный участок получат доступ к воде, которая преобразит их жизнь.

Невинномысский канал, Сенгилеевское, Новотроицкое водохранилища, а значит миллион жителей северо-восточных районов края и Ставрополя в ближайшие два года получат доступ к качественной кубанской воде из района ст-цы Усть-Джегутинской Карачаево-Черкесской республики. Но самое главное – все водопользователи Кубань-Егорлыкской водохозяйственной системы в случае чрезвычайных ситуаций на водозаборах могут воспользоваться дополнительной полумиллиардной регулирующей емкостью Кубанского водохранилища, расположенного в соседней республике.

Проблемные участки Право-Егорлыкского канала и его Левой Ветви в Изобильненском, Ипатовском районах, распределителя Широкий (БСК-1) в Минераловодском, Георгиевском районах восстановят мощности своих русел и сооружений. Они уже сегодня повысили надежность водоподачи, в том числе для инвесторов, организовавших свой сельхозбизнес на базе поливных технологий, ввели и реконструировали в последние 3 года в Ипатовском, Георгиевском районах  около 13,3 тыс. га орошения,  отвечающих мировым стандартам.

На системах БСК-II – БСК-III  в текущем году приступят к реконструкции аварийных звеньев Томузловского, Калиновского и Голубева Пасека дюкеров. Будут устранены последствия природных оползней в зоне входного оголовка ключевого гидротехнического  сооружения БСК-II Круглолесского дюкера.

Учреждение активно реагирует на климатические вызовы, активизировавшие на Ставрополье частоту и силу паводков. Усиление противопаводковой защиты территории в зонах балансовых сооружений стало приоритетной задачей.

За четыре последних года повышена техническая  готовность 50 гидротехнических сооружений, задействованных в пропуске паводков.

В Апанасенковском районе это водохозяйственный комплекс Подманки, который водяным искусственным ожерельем заслоняет от засухи самые безводные зоны   района.                      

На территории с. Прасковея Буденновского района балансовые сооружения учреждения сработали в проектном режиме. Их подготовка проведена заблаговременно. В то же время претензии жителей к слабой защищенности места их проживания понятны. Нерегулируемые паводковые потоки  воды с большой водосборной территории, нависшей над населенным пунктом, давно требуют его обустройства серьезными инженерными сооружениями. Проблема не может быть решена только объектами учреждения, выполняющими локальные задачи в зоне государственных каналов. Многие десятилетия полномочные органы государственных структур Буденновского района не могут разобраться в создавшемся положении, выработать и реализовать мероприятия, гарантирующие жителям защиту  от паводков и продолжают искать виновных.

В Курском районе Ростовановское водохранилище обзавелось новыми паводковыми регулирующими сбросами и готово безопасно служить и радовать людей многие десятилетия.

Учреждение продолжает реализацию этих работ. Но главная задача – опережение, предотвращение  возможных нештатных  ситуаций.

Но основным, стратегическим вопросом по стабилизации работы инженерных систем водоресурсного обеспечения территории края (3–4 млрд м3 в год), по мнению Антонины Масловой, является вопрос включения в борьбу за большую воду на Ставрополье всех без исключения водопользователей.

При принятии решения об обводнении Ставрополья решался вопрос о социально-экономическом развитии территории, на базе которой водохозяйственный комплекс должен развиваться, совершенствоваться и навечно остаться стержнем, гарантирующим благоприятную среду жителям, при этом его финансово-экономическую базу должны формировать механизмы, основанные на реализации дополнительной продукции, услуг, полученных от его деятельности.

К сожалению, социально-экономический эффект от гидротехнического комплекса колоссальный, а механизм формирования финансовых ресурсов по уходу за ним, кроме бюджетного безденежья, последние четверть века отсутствует.

Примеры ошибочной политики централизации специальных краевых «дорожного», «водного» фондов с 2005 года на федеральном уровне очевидны: так как инфраструктура их сооружений начала активно разрушаться.

По «дорожному» фонду положение исправлено, более того, планируется на уровне субъектов его увеличение, в том числе за счет нарушителей ПДД.

А ведь про воду на Ставрополье забыли!

Разве это не поле борьбы за «большую воду» безводного Ставрополья всех структур краевого и федерального уровней.

Можно продолжать искать юридические изъяны в механизме, введенном Минсельхозом России по платным услугам транспортировки воды по государственным гидротехническим сооружениям. Но ведь другие решения  не предлагаются и не разрабатываются. Кто возьмется за ликвидацию правовых пробелов, реально угрожающих социально-экономической стабильности безводной территории. Заинтересованных нет. Бесплатная большая вода устраивает всех водопользователей. Неужели в опасения учреждения никто не верит!

Многолетняя межведомственная несогласованность и эгоизм по правовому совершенствованию условий деятельности комплекса нанесла и наносит ему непоправимый ущерб, а по большому счету, проложили дорогу к сбоям системы подачи воды на территорию края, которые уже сегодня видимы.

Сегодня даже на массированную очистку каналов от заиления средств нет. Но это же важнейшее направление борьбы за большую воду Ставрополья, и без его решения в ближайшие 10–15 лет большинство искусственных водных артерий затромбируется и зарастут.

Федеральные структуры направляют Учреждение на поиск средств – к водопользователям, а они, ссылаясь на правовые пробелы в законодательстве, к собственнику систем – государству. Эта простая шахматная партия, затрагивающая жизненные интересы людей, экономики края, продолжается годами, и опасности в ней «цейтнота» старается никто не замечать, а он становится в ней решающим фактором.

Борьба за большую воду Ставрополья велась поколениями гидростроителей II половины двадцатого века, и они одержали блестящую победу над безводьем. Сегодняшние мелиораторы ее возобновили как обновлением, совершенствованием действующих сооружений, более полувека дающих людям жизнь, так и продолжением строительства перспективнейших гидротехнических объектов, как в социально-экономическом плане, так и в завершении водохозяйственного обустройства Ставрополья.

И все-таки самыми главными участниками борьбы за большую воду Ставрополья должны стать люди. Они должны заставить все структуры, от которых зависит их водохозяйственная безопасность, принять меры по восстановлению работоспособности и безопасности гидротехнического комплекса, его развития до уровня гарантированной защиты их жизненных, социальных и экономических интересов.img_3681