Время «железных коней»

Реклама

В рамках успешно дебютировавшей на Ставрополье специализированной выставки «АгроТех Ставрополь-2019» были продемонстрированы 118 единиц отечественной и зарубежной техники. Однако, известно, что в целом в отрасли ощущается острый дефицит тракторов и комбайнов, особенно российских.

Реклама

Об этом говорилось на круглом столе на тему: «Перспективы развития технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства». В нем принял участие директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Роман Некрасов, который подтвердил, что отечественные производители «железных коней» пока не удовлетворяют отечественный рынок.

Время не ждёт

Открывая круглый стол, директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Роман Некрасов подчеркнул сверхактуальность технической модернизации агропромышленного комплекса:

— Мы сегодня рассматриваем долгосрочные перспективы технического перевооружения отрасли. Говоря о машинно-­технологическом развитии аграрной отрасли Российской Федерации, мы должны понимать, что именно оно должно помочь нам выполнить задачу удвоения аграрного экспорта, которую поставил Президент страны. Осталось всего 5 неполных лет до 2024 года. За это время мы должны увеличить объем экспортной продукции в стоимостном выражении до 45 млрд долларов США. Но, говоря об экспорте, мы, прежде всего, не должны забывать о гражданах России. И никто не снимал с нас задачу обеспечения качественной, доступной по цене продукции жителей страны. Вот именно это – задача номер один сегодня.

Задачи на будущее

Роман Некрасов подчеркнул, что сегодня надо думать о том, какая сельхозтехника будет востребована через 5-10 лет. Он предложил сформулировать предложения для российских заводов-­производителей сельскохозяйственной техники.

— Мы должны признать, что любое развитие начинается с правильного понимания текущей ситуации, – сказал Некрасов. – Мы сегодня понимаем, что во многом агропромышленное производство нашей страны зависит от иностранных комплектующих и составляющих. Не могут наши организации сельхозмашиностроения в массовом порядке предложить технику, которая соответствует зарубежным стандартам. Есть отдельные прорывы, но глядя на наш дефицит тракторов и комбайнов, мы понимаем, что в этом направлении нам предстоит еще много работать.

Господдержка – основа развития

Об итогах технической модернизации в Ставропольском крае рассказал заместитель министра сельского хозяйства Сергей Ридный:

— Мы рассмотрели все затраты, которые приходятся на производство сельскохозяйственной продукции. Больше половины расходов приходится на обновление техники, приобретение запасных частей, ГСМ, оплату труда механизаторов. Мы уже собираем зерновых культур и по 100 ц/га. Для таких урожаев нужно современная энергонасыщенная широкозахватная техника.

По словам замминистра, ставропольским аграриям нужно приобретать больше техники, чем обычно. Ставрополье по износу парка сельхозтехники находится в числе лидеров – это тоже причина интенсивного технического перевооружения. 33 % зерноуборочных комбайнов и 47 % тракторов на Ставрополье – за ­гранью амортизационных сроков. Это – статистика только по сельхозпредприятиям. В К(Ф)Х и ИП ситуация, словам Ридного, еще хуже. Там более 80 % тракторов старше 10 лет. Он также отметил, что дефицит собственной техники явно ощущается в Минераловодском городском округе и Грачевском муниципальном районе, где привлекают агрегаты со стороны.

Как сообщил замминистра, для технической модернизации в крае активно применяются госпрограммы 1432, 1528 и ряд региональных мер поддержки виноградарства и питомниководства. Основная часть финансов для поддержки аграриев выделялась по программе 1432. В федеральном масштабе она составила 10 млрд руб., на Ставрополье из этой суммы был выделен 1 млрд руб., и как следствие, край выдвинулся на 4-е место по активности освоения этого вида помощи. Сергей Ридный подчеркнул, что значительных успехов Ставрополье добилось именно благодаря господдержке.

Больше скидка – больше спрос

Замминистра сообщил, что очередной всплеск активности в приобретении техники в прошлом году пришелся на сентябрь, когда выгодно изменились условия приобретения техники в лизинг у «Росагролизинга» – скидка составила 25 %. В этом году ситуация пока не столь благоприятная: скидка составляет 15 %, а техника, поставляе­мая из Беларуси, подорожала. Тем не менее, минсельхоз края по-прежнему рекомендует аграриям участвовать в программах господдержки.

О солярке и метане

Акцентировал внимание Ридный и на поставках топлива. Он отметил необходимость особого внимания к отбору поставщиков дизтоплива, так как оно на одну треть в прошлом году оказалось контрафактным. Некачественная солярка неоднократно приводила к поломкам и дополнительным затратам на ремонт двигателей.

Еще одно перспективное направление – применение газомоторного топлива, по словам Сергея Дмитрие­вича, остается пока что только перспективным, но далеким от реалий сегодняшнего дня. Хотя уже очевидно, что переход на газ положительно отразится на себестоимости продукции там, где активно задействована транспортная составляющая. Образцы тракторов, работающих на метане, пока что находятся лишь в разряде диковинок. Пара таких экологичных агрегатов была презентована и на «АгроТех Ставрополь‑2019».

В связи с этим Ридный привел в пример СПК племзавод «Казьминский», которым руководит Сергей Шумский. В хозяйстве перевели на газовое топ­ливо около 150 автомобилей, построи­­ли стационарную заправочную станцию, экономия – налицо.

Также замминистра рассказал об успешных испытаниях в Татарстане зерноуборочного комбайна ПАЛЕССЕ – одной из самых интересных разработок холдинга ГОМСЕЛЬМАШ. Комбайн с газовым двигателем раньше ещё никто не выпускал, хотя перевод техники на газомоторное топливо – мировая тенденция последних десяти лет. Он показал экономию средств на топливе около 40 %. Затронул Сергей Ридный и тему проверок техники Ростехнадзором. В этой области – тоже не без проблем. В сельхозпредприятиях обязательные проверки проходит около 60 % техники, К(Ф)Х и ИП – лишь 23 %. А в общем то должны все.

Кадровая проблема

По словам заместителя министра сельского хозяйства Ставропольского края Сергея Ридного, по-прежнему актуальна проблема дефицита молодых и обученных кадров.

— Средний возраст механизаторов на Ставрополье – 47 лет, – уточнил Ридный. – Следует принимать во внимание, что сейчас в хозяйства поступает сложная техника, требующая соответствую­щих знаний и отношения. Механизаторов, следовательно, надо обучать, повышать их квалификацию. В связи с этим надо активнее привлекать ресурсы специализированных образовательных учреждений, а также приложить все усилия, чтобы удержать на селе молодежь.

Тот самый NO-till

Говоря о разнообразии технологий, применяемых в растениеводстве региона, Сергей Ридный отметил:

— Когда мы выезжаем в районы, мы встречаемся со специалистами, которые применяют различные технологии, в том числе No-till. Они говорят: мы выполняем всего три операции: посев, опрыскивание, уборку. А я хочу напомнить, что работы по обработке почвы по традиционной технологии составляют значительную часть затрат. Это надо принять во внимание и к выбору технологии подходить дифференцировано.

Техника для селекции

О материально-­техническом состоя­нии филиала ФГБУ «Госсорткомиссия» по Ставропольскому краю, одного из старейших в стране, рассказала начальник филиала Елена Батагова.

— Сказать, что оно оставляет желать лучшего – это ничего не сказать, –сообщила Елена Батагова. – Нам срочно требуется сельскохозяйственная техника. Средний процент износа имеющейся – 80 %. Но и она есть не на всех участках. Приходится арендовать чужую. Самому молодому нашему комбайну исполнилось 18 лет, остальным – от 18 до 30 лет. Два селекционных комбайна в последний раз мы получили в 2014 году. Два комбайна – на 12 зерновых сортучастков. Создавать МТС нет смысла, так как расстояние между участками слишком велико. Очевидно, что наш филиал следует оснащать не только современной селекционной техникой, но и производственной. Ведь почву надо обрабатывать, готовить к севу. После работы на делянках мы переходим уже на большие площади, – и там нужна производственная техника.

Как рассказала Елена Батагова, сегодня в распоряжении ставропольского филиала «Госсорткомиссии» находятся 2 800 га сельхозугодий. Главная задача учреждения – проведение государственных сортоиспытаний с последующими рекомендациями о включении в реестр селекционных достижений. Также оно занимается размножением семян новых перспективных зерновых и зернобобовых культур. Так, в 2018 году было произведено семян высшей репродукции озимой пшеницы 2 179 т, озимого ячменя – 145 т, ярового ячменя – 72 т, гороха – 356 т, льна – 4 т. Хотя конкуренцию на насыщенном рынке семян ФГУП не выдерживает, так как нет современной техники.

Тем не менее, сейчас на ставропольских госсортучастках проходит испытания 51 культура на хозяйственную полезность и 14 культур – на охраноспособность. В 2018 году было проведено 4120 сортоопытов более чем на 16 000 делянок. Для сравнения – в 90-х годах почти половина оригинальных семян на Ставрополье производилась на сортоиспытательных участках. В филиале трудятся 142 человека, из них 85 специа­листов с высшим образованием.

К проблеме невысоких зарплат в филиале, по словам Елены Алексеевны, добавилась проблема возрастного уровня кадров. Средний возраст работников – 50 лет, хотя основная доля сотрудников – в возрасте до 30 лет. Но эти проблемы – не из числа нерешаемых. А вот техническое перевооружение – на первом месте не только в филиале ФГБУ «Госсорткомиссия» по Ставропольскому краю, но и у большинства сельхозтоваропроизводителей региона. А государство в решении этой проблемы по-прежнему остается основном субъектом. В то же время доля импортной техники в сельском хозяйстве и пищепроме растет, несмотря на план Правительства РФ снизить импортозависимость. Чтобы не сорвать этот план, заводам нужно за 1,5 года удвоить объе­­мы производства. Но они на это пока не способны.

Фото автора

Реклама
Предыдущая статьяКовчег «Родины»
Следующая статьяГордый дух и воинская доблесть мегебцев