Реклама

Вода – это жизнь. Прописная истина! Ее начинаешь по-новому открывать для себя, попадая знойным летом в какой-нибудь из засушливых степных районов Ставрополья. Редкая трава, высохшая до соломенного цвета на корню, трещит под ногами, как старая хвоя, листья деревьев кажутся восковыми от толстого слоя пыли. Жажда томит и человека, и посевы, и скот. Неудивительно, что крестьяне здесь испокон веков мечтали о живительной влаге. Во многих районах мечтают и до сих пор.

Архивные документы свидетельствуют о том, что еще сто лет назад  говорилось о необходимости мелиорации на территории нынешнего Ставрополья. Воплотить эту идею в жизнь удалось не так просто и быстро.

Реклама

В 1937 году в Георгиевском районе построили канал «Теплушка». В послевоенном 1948-м начал действовать Невинномысский канал. 1980-е годы были ознаменованы строительством трех очередей Большого Ставропольского канала – БСК. К 1992 году итогом усилий страны и гидростроителей Ставрополья стало наличие в Ставропольском крае  417,7 тысячи гектаров орошаемых земель, обводнение 2/3 территории края. Ежегодный объем перебрасываемой воды в край вырос до 3–4 млрд м3.

Но в 1991 году водохозяйственное обустройство территории края приостановилось. Закрыто строительство 4-й очереди Большого Ставропольского канала, начатое в 1984 году. Попытка продолжить его  строительство в 2005–2009 годах прервалось до 2012 года. Строительство ряда крупных водных объектов законсервировано.

Государственное инвестирование на строительство орошаемых земель прекращено.

… и ее закат?

Если в начале 20 века осуществлению замыслов, скорее всего, помешала смена власти, война, восстановление разрухи, то в 90-е годы распад мелиоративного комплекса определил переход страны на новые экономические рельсы, на которых продукция отечественных сельхозтоваропроизводителей, а значит и мелиорации, потеряла востребованность.  Но ведь в крае каналы, сооружения подавали воду не только для полива сельхозкультур.  Более   65 % воды шло на системы питьевого водоснабжения, обводнение территорий, для предприятий теплогидроэнергетики, рыбоводным хозяйствам, для рекреации и другие цели. Но об этом никто не хотел слушать  более 20 лет, а 10-кратное сокращение финансирования сооружений комплекса просто разрушили сооружения, каналы, орошаемые участки, а также трудовые коллективы и профессиональный потенциал работников комплекса, производственные мощности организации по инженерной эксплуатации гидротехнических сооружений комплекса. Кому-то было очень выгоден тезис: рыночная экономика восстановит и урегулирует все.

Что происходило тогда, наверное, многие помнят. 20 лет хаоса и безвременья не прошли даром для всего народно-хозяйственного комплекса, не обошли трудности и орошаемое поле Ставрополья. К 1 января 2015 года орошаемых земель в крае оставалось 253,5 тысячи гектаров – на 100 с лишним тысяч гектаров меньше, чем к началу 90-х годов. Осмыслить это еще предстоит для того, чтобы народ не допустил их повторения.

Исполняющая обязанности директора ФГБУ «Ставропольмелиоводхоз» Антонина Маслова пришла в Учреждение в 2012 году:

– Сразу после назначения я в течение 3 месяцев проехала по всем каналам и увидела не только разрушающиеся сооружения, заиленные каналы, заросшие многолетними деревьями и кустарниками откосы, старую разбитую технику, аварийные мосты и усадьбы, но  и профессиональных работников, людей добрых, работающих, живущих за сотни верст от цивилизации, но ответственно выполняющих свой долг на сооружениях, обеспечивая их работу и водохозяйственную безопасность территории края.  Тогда в декабре 2012 году и родилась Стратегия сохранения и развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса Ставропольского края до 2020 года.

Но прежде о том, чем располагает сегодня Ставрополье в плане водного хозяйства и  мелиорации.

Уникальное наследство

Основных крупных государственных водохозяйственных систем в крае три:  Кубань-Егорлыкская,  Кубань-Калаусская,  Терско-Кумская. В  Кубань-Егорлыкскую  систему входит Невинномысский канал протяженностью 53 километра, берущий начало от города химиков. По этому каналу воды Кубани идут в Сенгилеевское озеро и далее в Новотроицкое водохранилище. В эту систему входит также Право-Егорлыкский канал протяженностью более 400 километров, обеспечивающий водой Труновский, Изобильненский, Красногвардейский, Ипатовский, Апанасенковский, Петровский и Туркменский районы. Часть кубанской воды подается  в Ростовскую область и Республику Калмыкия.

В Кубань-Калаусскую систему входят четыре очереди Большого Ставропольского канала, распределитель Широкий (БСК), протяженность сети каналов 883,0 км. Он начинается от станицы Усть-Джегутинской, часть трассы магистрального канала находится в Карачаево-Черкесии.  Вода БСК направляется в Минераловодский, Андроповский, Георгиевский, Советский, Александровский, Новоселицкий, Петровский, Благодарненский, Буденновский районы.

В Терско-Кумскую систему входят Терско-Кумский и Кумо-Манычский магистральные каналы. Горная вода реки Терек из  Северной Осетии перебрасывается по этим каналам в восточные районы края.  Этой водой питаются безводные районы края: Курский, Степновский, Кировский, Левокумский, Буденновский, Нефтекумский и Советский. Кроме того, вода из этой системы по распределителям поступает в Республику Дагестан и Республику Калмыкия.

Весь мелиоративный комплекс края включает 3,5 тысячи километров каналов, более 4 тысяч гидротехнических сооружений и 25 водохранилищ. Стоимость его оценивается примерно в 10 миллиардов рублей, но рыночная стоимость, как считает исполняющая обязанности директора «Ставмелиоводхоз»,  в десятки раз выше. А значение этого комплекса вообще трудно переоценить. Потому что в числе основных функций систем по государственному заданию – обводнение территорий, переброска воды в другие системы и пересыхающие речки и балки, обеспечение муниципальных водных объектов (прудов и других водоемов), рыборазведение и орошение. Благодаря мелиоративной системе работают предприятия тепло-гидроэнергетики (Невинномысская и Ставропольская ГРЭС, Каскад Кубанских ГЭС). И самое главное,  из мелиоративных систем – естественно, через системы водоподготовки – снабжаются 38 районных «водоканалов», обеспечивая питьевой водой более полутора миллионов человек. И, к сожалению, других аналогичных источников воды по объему и качеству в крае не существует.

Альернативные источники

Надо ли говорить о том, как важно содержать все это хозяйство в порядке? Однако для того, чтобы выполнять эту задачу в соответствии с современными требованиями по устойчивости работы систем водоподачи и безопасности сооружений, требуются большие финансовые затраты.

– Мы федеральное государственное бюджетное учреждение, финансируемся за счет федерального бюджета, – говорит Маслова. – На выполнение госзадания и на содержание нашего комплекса получаем субсидии по линии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации  (оно наш учредитель). А поскольку все объекты в основном старше 60 лет, этих средств крайне недостаточно. Мы стараемся найти другие источники финансирования.

И находят! В прошлом году, например, было закончено строительство Кугультинского дюкера (это металлический водовод диаметром 3,2 м, проходящий по поверхности земли через плоскую балку реки Б. Кугульта там,  где канал из-за больших объемов земляных работ и стоимости строить нецелесообразно). Теперь засушливые Апанасенковский и Ипатовский районы гарантированно обеспечены водой по двум ниткам дюкера. Стройка шла девять лет, успешное завершение его стало возможно благодаря участию в двух последних федеральных программах мелиорации (2006–2020 годы).

– Нам удалось войти в федеральную целевую программу «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы», – поясняет Антонина Ивановна. – По этой программе Ставропольскому краю выделено 2,3 миллиарда рублей,  благодаря чему у нас планируется реконструкция девяти важных водохозяйственных объектов. Кроме Кугультинского дюкера, уже сданного в эксплуатацию,  будут реконструированы  Право-Егорлыкский канал и канал Левая ветвь, сооружения систем II и III очередей БСК, водохозяйственный комплекс «Подманки» в Апанасенковском районе, распределители «Широкий», Р-1 и Р-2 (на БСК-1), гидротехнические сооружения Курского и Советского водохранилищ. Кроме того, в Нефтекумском районе будет достроено Горько-Балковское водохранилище, будет обновлена насосная станция комплексного назначения в Арзгирском районе, используемая для подачи воды в систему питьевого водоснабжения с. Арзгир.

В графе «ожидаемый результат» против всех этих названий написано: «предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота орошаемых сельхозугодий». Если сложить вместе площади этих угодий, получается ни много ни мало – около 500 тыс. га.

– Учреждение также участвует в федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации», – продолжает руководитель, – которая разработана до 2020 года. По ней в крае с 2012 года идет реконструкция Невинномысского канала и строительство 4-й очереди БСК. В 2013 и 2014 годах мы освоили все средства, выделенные из федерального бюджета на реализацию программы. На нынешний 2015 год выделено 233 миллиона на строительство БСК-4 и 240 миллионов на реконструкцию Невинномысского канала. Здесь третий год идет строительство перебросного канала, который позволит вливать в Невинномысский канал водные ресурсы из реки Кубань  через систему БСК-1 и тракт  реки Барсучки. Это повысит устойчивость работы магистрального канала и улучшит качество воды, в том числе в Сенгилеевском водохранилище. На 2016–2017 годы планируется реконструкция гидротехнических сооружений на Новотроицком водохранилище, безостановочно работающем с  1954 года. Водоем является стратегическим объектом для Право-Егорлыкской обводнительно-оросительной системы и работы филиала ПАО «ОГК-2» – Ставропольской ГРЭС.

Что имеем – не храним?

Безусловно, федеральные целевые программы позволяют решить ряд вопросов, дают перспективу расширения орошаемых земель. Но есть проблема, которая с самого первого дня работы в «Ставмелиоводхозе» не дает покоя руководителю.

– Уникальную систему замыслили и во многом воплотили наши деды и отцы! – восхищается Антонина Ивановна. – Подобной нет во всей России. Они без компьютеров досконально изучили все возможности орошения, продумали и ручками-карандашами начертили схемы так, чтобы охватить весь безводный край каналами. Причем, используя рельеф местности, при котором вода большей частью идет самотеком. В учреждении всего 22 балансовые насосные станции. Но вот беда: сейчас вода идет по каналам с трудом, ее нужно проталкивать. Допустим, проектная скорость на распределителе Широком – 14 кубометров в секунду, а фактическая составляет 6 кубометров. Потому что за долгие годы, когда ими никто не занимался, каналы и водоемы заросли водорослями, а некоторые – камышом и даже деревьями.

Десятилетиями не решаются проблемы неудовлетворительного экологического состояния Новотроицкого водохранилища (заиление, тепловое загрязнение сбросами Ставропольской ГРЭС).

Сегодня из-за негативного влияния перегретой воды водоема, с водорослями, поступающими в Право-Егорлыкский канал его пропускная способность снижена в два раза. Средства на борьбу с водорослями отсутствуют. Попытки найти дополнительные источники в ПАО «ОГК-2» – филиале Ставропольская ГРЭС – не принесли результатов. Они просто проигнорировали целевое совещание с участием руководителей Думы Ставропольского края.

Каналы нужно постоянно чистить, а на это требуются дополнительные средства. К сожалению, расчистка каналов как  поверхностных водных объектов  по полномочиям может проводиться по линии министерства природных ресурсов Российской Федерации. Ему выделяются бюджетные средства на расчистку рек и укрепление берегов.

Учреждению крайне необходимы средства  на очистку каналов и ремонт гидротехнических сооружений, ведь они дают жизнь территории, в том числе и маловодным, и безводным малым рекам края. Ведь по справедливости сооружения комплекса только в бюджет России ежегодно дают налога около 1,0 млрд руб.

Ох, уж эта цифирь!..

– Один из путей решения проблемы – привлечение средств многочисленных  водопользователей, – продолжает Маслова. – Но, к сожалению, большинство водопользователей не платит. Все жалуются на дороговизну воды. Но если в других регионах  транспортировка воды стоит 4 рубля за кубометр, то мы говорим о 28 копейках! Мало кто задумывается о том, что вода в нашем крае буквально «золотая», и 28 копеек – это даже не предмет для обсуждения. В 2013 году приказом Минсельхоза России установлено, что услуги по подаче воды (не сама вода!) должны быть платными. Энергетики отговариваются тем, что они платят водный налог за изъятие водных ресурсов. Сельхозпроизводители пугают тем, что из-за увеличения себестоимости подорожают овощи. Да, подорожают. Расчеты показывают: увеличение будет… на 0,12 процента! Наши крупные водопользователи – электроэнергетики и «водоканалы». Если они будут платить, тарифы могут увеличиться: за электроэнергию на 0,24 процента, в ЖКХ на 0,5 процента! Это гораздо меньше, чем это происходит сейчас. И мы ведь платим! Отказываются платить  по льготному тарифу (9 копеек за кубометр воды) и водопользователи, занимающиеся рыборазведением.

– Сегодня мы выбились из сил, доказывая легко проверяемую ситуацию: бюджетных средств на транспортировку, хранение, регулирование водными ресурсами в Учреждении недостаточно. Выход из создавшейся ситуации необходимо искать всем. Но об этом Учреждению приходится только мечтать, – отметила Антонина Ивановна.

На уровне Президента

– Можно зарабатывать внебюджетные средства, и мы это делаем, – продолжает Антонина Ивановна. – В 2013 году начали кампанию по заключению договоров на услуги по подаче воды, заработали около 8 миллионов, в прошлом году – 17 миллионов. В нынешнем году вряд ли заработаем те 30 миллионов, что наметили, потому что многие сельхозпроизводители пострадали от града. Внебюджетные деньги идут на расчистку каналов, но их недостаточно, да и хотелось бы поддержать работников Учреждения.  Ведь среднемесячный заработок в нашем Учреждении в 2012 году составлял 9 тысяч рублей, сейчас – 11,5 тысячи. Так что, как можем, поддерживаем людей материально.

– Можно было бы зарабатывать своей техникой, но ее два десятилетия не обновляли. Только в этом году Минсельхоз России централизованно приобрел для Учреждения  5 тракторов МТЗ, КамАЗ с прицепом, экскаватор со стрелой 16 метров, и бульдозер. Это как раз то, что нужно нам самим – для расчистки каналов. Но потребность в них, конечно, во много раз больше, – добавила Маслова. – Мы благодарны нашему  губернатору Владимиру Владимирову за то, что он  услышал мелиораторов о крайней необходимости очистки каналов  и этот вопрос поднял перед Президентом  Российской Федерации, который дал  поручение министерству природных ресурсов Российской Федерации. Мы с нетерпением ждем и  надеемся на положительное решение поручения Главы государства.

Кто ищет, тот всегда найдет

Но не все так мрачно. Кто  хочет работать, тот находит способы решать проблемы. Об участии края в федеральных адресных программах уже сказано. Кроме этого, за последние три года энергичному руководителю «Ставмелиоводхоза» удалось добиться увеличения средств, выделяемых на противопаводковые мероприятия. Общая сумма за три года – порядка 250 миллионов. За счет полученных средств из федерального бюджета на 38 гидротехнических сооружениях с целью безаварийного пропуска паводков выполнены мероприятия по очистке водозаборов, регулирующих сооружений, что повысило безопасность гидротехнических сооружений, задействованных в пропуске паводков, и является гарантом предотвращения  затопления территорий, муниципальных образований, подтопления сельхозугодий.

Выполнены противопаводковые мероприятия на опасных гидротехнических сооружениях:

– Дундинском водохранилище, Ипатовский район;

– Ульяновском водохранилище, Георгиевский район;

– Право-Егорлыкском канале;

– Ростовановском водохранилище, Курский район и на других ГТС.

И 2015 год показал эффективность этих выполненных работ.

И еще радует то, что сельхозпроизводители, инвесторы начинают понимать, что за воду надо платить и платят,  например: ЗАО СХП «Агроинвест» и СППК «Софиевский» в Ипатовском районе, ООО «Агрохолдинг «Красногвардейский» в Красногвардейском районе, ООО «Агросахар» в  Изобильненском районе, ООО «Изобилие» в Георгиевском районе,   ООО ОПХ «Луч» и ООО «Моя мечта», что в Новоселицком районе, ООО «Волна» и  ООО «Родничок» в Кировском. Есть и  другие.

Документ, в котором обосновывается необходимость включения нашего региона в федеральные целевые программы, заканчиваются фразой: «Без проведения реконструкции и завершения строительства  водохозяйственных объектов территория Ставропольского края не имеет перспектив социально-экономического развития». Вот так. Ни больше и ни меньше. И это истинная правда. И, может быть, потому сотрудники «Ставмелиоводхоза», несмотря ни на какие трудности, добросовестно делают свое дело и ищут пути решения проблем и, конечно, ждут не только дополнительного финансирования, но и моральной поддержки их нелегкого и ответственного труда.

 

Реклама
Предыдущая статьяЗащита посевов подсолнечника гербицидами компании «Август»
Следующая статьяРоссия снизила экспорт пшеницы на 25 процентов