Сергей Ширяев: «Биопрепараты в No-till незаменимы»

Реклама

С болезнями нулевой системы обработки почвы ООО «Кавказ» Кировского района Ставрополья с помощью биологических средств защиты растений справилось за два года. Своим опытом специалисты предприятия поделились с коллегами 16 июня на семинаре, организованном в хозяйстве при участии краевого Союза сторонников прямого сева сельскохозяйственных культур. 

Реклама

Производство впереди науки

Технология «нулевой обработки» почвы поступательно распространяется по Ставрополью. По данным «Союза сторонников прямого сева сельскохозяйственных культур», ею занято уже свыше 200 тысяч гектаров. Во второй почвенно-климатической зоне, к которой относится Кировский район, почти 10 % посевной площади обрабатывается по No-till.

– Хочет или не хочет этого наука, считает ли она, что это плохо или хорошо, а производство идёт вперёд, – отметил на научно-практическом семинаре «Биологическая защита растений полевых культур при возделывании по технологии No-till» председатель Совета Союза, заместитель директора Ставропольского НИИСХ по инновационной деятельности Виктор Дридигер.

В Ипатовском и Грачёвском районах края есть хозяйства, которые перешли на прямой посев 10 лет назад, и возвращаться к классической вспашке их специалисты не собираются. В Кировском районе, по словам замглавы районной администрации – начальника управления сельского хозяйства Геннадия Царанка, ещё в 90-е годы стали экспериментировать с «нулевой» технологией, и сейчас целый ряд хозяйств взяли её на вооружение.

Чем привлекает No-till?

ООО «Кавказ» занимается No-till шестой год. За это время оно в два раза увеличило валовые сборы зерна, самостоятельно заработав средства на коренную модернизацию технического парка. За последние пять лет собственные инвестиции в основной капитал составили 82 млн рублей, без участия заезжих инвесторов.

– Пшеница как не была рентабельной, так и не стала. Но мы вместо паров получили рентабельный горох, кукурузу, подсолнечник. Даже озимый ячмень – и тот показывает рентабельность, – поделился положительным опытом генеральный директор предприятия Сергей Ширяев. – Сейчас осваиваем технологию возделывания сои. В этом году имеем здоровые, мощные, красивые растения, которые мы сохранили без химических пестицидов, только биологическими средствами, начиная с протравливания семян.

В «Кавказе» немногим менее 4 тыс. га пашни, которую обрабатывает компактный, но мощный и современный парк сельскохозяйственных машин – самоходный опрыскиватель, сеялки прямого посева, три комбайна «Джон Дир» со специализированными жатками, тракторы с бункерами-накопителями.

Набор возделываемых культур таков, что техника работает на них попеременно почти весь сезон. 1350 гектаров или 35 % всей площади занимает пшеница, есть немного ячменя, 700 га кукурузы, 700 га гороха, 600 га подсолнечника и 300 га сои.

Обслуживают поля всего 20 человек, включая Сергея Андреевича и главного агронома Виктора Ненашева. Есть в хозяйстве также административный аппарат, пекарня и мельница.

– Мы всё успеваем, и в августе, после уборки, едем на моря, потому что делать тут в это время нечего, – продолжил рассказ генеральный директор. – У нас одна из самых высоких зарплат по Кировскому району.

Органическим путём

От химических средств защиты растений к биопрепаратам ООО «Кавказ» перешёл также естественно, как с минимальной технологии на нулевую.

– Сначала работать по минимальной технологии нам нравилось. Потом появились проб­лемы, такие как утюженье паров. Мы поняли, что невозможно одной ногой стоять тут, другой там. Стали работать по No-till и упёрлись в болезни. При помощи фунгицидов были решены проблемы с основной массой заболеваний. Но нас подкашивали корневые гнили. Так мы пришли к биологическим средствам защиты, – объяснил Сергей Ширяев участникам семинара. – От корневых гнилей мы избавились в первый год применения биопрепаратов. С осени 2015 года до весны 2016 года угрозу сняли и забыли. Прошлой осенью если и появлялись очаги, проблема быстро решалась.

Как заверил руководитель, ООО «Кавказ» не ставило задачу повысить рентабельность. Оно готово было тратить средства, чтобы получить высокий урожай. Но когда здесь попробовали биологические препараты, то окончательно убедились, что они снимают почти все болезни.

– В этом году никаких фунгицидов не было ни на горохе, ни на кукурузе, ни на пшенице, – подчеркнул Сергей Андреевич. – Поэтому я считаю, что невозможно заниматься No-till без биологических препаратов. Мы всё равно упрёмся в растительные остатки, заразу, переуплотнение. От химии мы полностью не откажемся, но без биологии мы работать не сможем.

Коллегам на заметку

Главная задача подобных семинаров – передача опыта работы, ведь рано или поздно все, кто переходит на «нулевую» обработку почвы сталкиваются с аналогичными трудностями, начиная от подбора техники и заканчивая поиском подходящих способов минерального питания.

Почти весь арсенал орудий труда ООО «Кавказ» был выставлен на площадке полевого стана, где проходило мероприятие. Сергей Ширяев пояснил, почему именно эти машины и агрегаты используются в хозяйстве.

Например, бункер-накопитель позволяет комбайнам работать на поле без остановки, что принципиально важно не только для повышения производительности, но и во избежание уплотнения почвы. В комбайнах для работы по «нулевой» технологии важен измельчитель, на всю ширину жатки, который раскладывает солому и распределяет полову.

Мелкие семена в хозяйстве высевают сеялкой с монодиском, но сейчас, как отметил Сергей Андреевич, пришло понимание, что резак, который прорезает пожнивные остатки, и сошник, который высевает семена, должны быть разведены.

– Мы на американскую сеялку поставили аргентинский диск-резак и разгребатели, которые убирают солому из посевной борозды, поскольку у нас появился новый вредитель – слизень. Разгребатели оставляют за собой полоски открытой земли шириной 5-7 см, и этим мы как-то затрудняем жизнь слизню. В этом году применили против него также метальдегид.

Внесение удобрений по системе No-till ограничено запретом на обработку почвы, поэтому в ООО «Кавказ» минеральное питание растениям доставляет опрыскиватель. Азотные удобрения вносятся в виде КАС и раствора карбамида. Для запасов карбамидно-аммиачной смеси хозяйство построило подземное хранилище в виде колодца ёмкостью 180 м. куб., накрытого железным куполом. Под землёй даже зимой держится положительная температура, и КАС не кристаллизуется.

Полевая «биофабрика»

Самым интересным в практической части семинара было, пожалуй, посещение цеха по активации бактерий. Им заведует Олег Ширяев. Как и брат Игорь, он пошёл по стопам отца, погрузившись в производственные заботы ООО «Кавказ». Предприятие, по словам Олега Сергеевича, выбрало упрощённую схему приготовления биопрепаратов. Бактерии здесь не выращивают в питательной среде из инокулянта, а лишь «будят», чтобы при внесении на поле они сразу начинали работать.

«Спящий» биоматериал поставляет ООО МИП «Кубанские агротехнологии», с которым заключён договор на обеспечение биозащиты и питания сельскохозяйственных культур. Это предприятие возглавляет профессор кафедры физиологии и биохимии растений Кубанского ГАУ Владимир Котляров. Ему дистанционно отправляют фотографии с повреждениями на посевах, и он прописывает рецепт лечения. А затем в цеху Олег Ширяев составляет рабочий раствор из заданных бактерий, и главный агроном организовывает работу в поле.

Всего хозяйство использует 9 видов бактерий и грибов. Они активизируются в 14 пластмассовых еврокубах, установленных в две линии, и в небольших канистрах, если надо всего лишь протравить семена. В цеху с помощью тепловой пушки поддерживается необходимая для размножений бактерий температура.

– Главное постоянно перемешивать бактерии. Это можно делать с помощью воздуха, но тогда для каждой ёмкости нужна аспирация, чтобы бактерии выходили в атмосферу и в помещении не смешивались. Если не соблюдать стерильность производства, можно вырастить не то, что заквашивали, – предупредил Олег Сергеевич.

– Так вы от химических пестицидов совсем отказались? – поинтересовались участники семинара.

– Кроме гербицидов и инсектицидов, – ответил Сергей Андреевич. – В первую обработку гороха мы добавляли в биокомплекс химический инсектицид Борей. Мы прекрасно понимаем, что на таких культурах, как кукуруза, соя, нужны инсектициды. Но по пшенице мы ничего этого не применяем. Достаточно комплексной обработки бактериями стоимостью 120 руб./га. И нужно провести её четыре раза. Итого 480 руб./га

Подобнее о биозащите по технологии No-Till Владимир Котляров рассказал в теоретической части семинара. Он подчеркнул, что применение биологических препаратов на основе бактерий, грибов и аминокислот, решает целый комплекс проблем: обеззараживает растительные останки, ускоряет образование гумуса, активизирует супрессивную микрофлору в почве, нейтрализует кислотность, повышает плодородие, обеспечивает уменьшение доз удобрений и пестицидов, сокращая затраты предприятия.

Пока не все болезни и вредителей наука научилась побеждать биологическими средствами. Например, бороться с ржавчиной Владимир Владиславович рекомендовал с помощью устойчивых к ней сортов.

В заключении семинара директор Союза сторонников прямого посева Роман Стукалов доложил о мероприятиях и опытах, закладываемых этой организацией, и пригласил аграриев присоединяться к ней.

На поля из-за дождя в этот день проехать не удалось, но в эффективности биозащиты гороха, кукурузы и пшеницы желающие могли лично убедиться, прогулявшись до посевов ООО «Кавказ», окружающих полевой стан.

Реклама
Предыдущая статьяВ КЧР главы КФХ получили гранты на развитие
Следующая статьяТест-драйв агромашин Ростсельмаш