Сахарные заводы России находятся на грани остановки

587

Изменения в правила перевозки грузов уже привели к увеличению стоимости перевозки, но не исключено, что впереди — остановка перерабатывающих предприятий.

Изменения в правилах перевозки тяжелых грузов по автодорогам РФ, которые вступили в силу в разгар уборочной кампании, привели к скачку цен в секторе сельскохозяйственных перевозок и могут привести отрасль к коллапсу. К такому выводу пришли члены Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий.

«Если говорить об автоперевозках, то раньше у нас тоже были требования по нагрузке на ось, требования по перегрузу, но все это считалось в зависимости от километража. Сегодня эти требования применяются независимо от километража. Кроме того, штраф за перегруз – пятьсот тысяч рублей. Частные компании, оказывающие помощь в уборке зерновых и транспортировке урожая до элеваторов, просто подняли цены на свои услуги – если раньше грузоподъемность машины при перевозке с поля до элеватора была до сорока тонн, то сейчас – только двадцать, что в два раза меньше. И мы понимаем, что это просто коллапс для сельхозпредприятий», – рассказала Евгения Уваркина, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий.

Эксперты отметили непродуманность новых ограничений. Как известно, снижение нагрузки на ось вводилось с целью уменьшить вред, который большегрузы наносят автодорогам, но разработчики не учли, что объем сельхозпродукции, подлежащей перевозке, не может быть уменьшен. При этом, во всех сферах сельхозпроизводства логистика перевозок достаточно сложная и обусловлена требованиями технологии сбора, обработки и переработки продукции.

«При уменьшении грузоподъемности автомобиля в два раза потребуется совершить в два раза больше рейсов, что ведет, по предварительным оценкам, к увеличению износа дорог. Если добавить к этому расход горюче-смазочных материалов, амортизацию автотранспорта, рост себестоимости продукции –то экономический эффект от введения новых правил неочевиден», – отметил Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка.

Ольга Тимофеева, генеральный директор ООО «Агросервис», рассказала о катастрофической ситуации, сложившейся на сахарных заводах. По ее прогнозам, сахарные заводы могут остановиться через две недели в массовом порядке, поскольку из-за введения новых правил, невозможно вывозить такую продукцию как патока, а возможности хранения ее на заводах ограничены.

«Большинство цистерн, в которых мы возим патоку, рассчитаны на 40 тонн, и если мы наливаем в два раза меньше, то смещается центр тяжести, машина становится плохо управляемой, у нас уже есть прецедент, когда машина перевернулась», – объяснила она.

Кроме прямых издержек, которые сегодня несут производители сахара, существует и экологическая угроза: вывозить свекловичный жмых с предприятий для дальнейшего использования становится нерентабельно, и его, с большой вероятностью, будут просто выбрасывать в ближайшие овраги.

Эксперты также обратили внимание на тот факт, что введенные изменения не стимулируют улучшение качества дорог, а перекладывают издержки на производителей сельхозпродукции и, в конечном итоге, на потребителей.

В ходе слушаний также прозвучало много вопросов к качеству работы РЖД. В частности, президент Зернового союза Аркадий Злочевский высказал недоумение – почему сельскохозяйственная продукция с точки зрения РЖД не является социально значимой и перевозится по более высоким тарифам, чем кирпич и цемент.

Евгения Уваркина выразила сожаление, что представители Минтранса, чье участие в слушаниях было запланировано, не смогли прийти, и пообещала, что им будет отправлена стенограмма дискуссии и рекомендации, разработанные по итогам мероприятия.

«Мы должны совместно с Минсельхозом заложить стратегические параметры формирования аграрной инфраструктуры», – заявила Евгения Уваркина.

Она также напомнила о Пленарном заседании ОП РФ с участием Президента России, где члены Общественной палаты РФ говорили о том, что необходимо снижать административное давление на бизнес и наложить мораторий на принятие законодательных актов, которые дополнительно обременяют и усложняют деятельность производителей той или иной продукции.

«Эта позиция нашла понимание и поддержку президента», – подчеркнула Уваркина и призвала все отраслевые союзы более активно участвовать в разработке и экспертизе