Большинство партий в своей агитации на региональных выборах не будут делать акцент на росте цен на продукты питания. В то же время эта тема, по данным опроса ВЦИОМа, волнует большинство россиян.
О росте цен на мясо говорят 74% респондентов, на молочные продукты — 70%, последние полгода покупают более дешевые продукты 32% опрошенных. Эксперт отметил, что партии, представленные в Думе, не хотят раскачивать “острую тему”.
По данным опроса ВЦИОМа (см. таблицу), россиян продолжает волновать рост цен на продукты питания. О подорожании мясных продуктов заявили 74% респондентов (37% считают его значительным), увеличение стоимости молочных продуктов отметили 70% граждан (29% говорят о значительном росте), овощей и фруктов — 69% опрошенных. В целом по сравнению с январем число респондентов, отмечающих рост цен, несколько снизилось: о подорожании мяса тогда говорили 89% опрошенных, молочных продуктов — 87%. “Пессимистичные настроения и ожидания в кризис уходят быстрее”,— сказал “Ъ” руководитель управления политических исследований ВЦИОМа Степан Львов.
В то же время все больше россиян заявляют, что экономический кризис заставил их экономить. Количество граждан, которые покупают “более дешевые продукты более полугода” выросло на 10% по сравнению с январем (с 22% до 32%). 29% респондентов более полугода отказываются “от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений” (в январе это делали 21% опрошенных). Напомним, что в августе 2014 года в ответ на западные санкции был запрещен ввоз из стран Евросоюза мясных, молочных продуктов, овощей и фруктов.
Несмотря на остроту проблемы роста цен, большинство партий не будут уделять ей основное внимание на региональных выборах 13 сентября (21 регион выберет губернаторов, 11 — заксобрания). Первый зампред центрального исполкома “Единой России” Константин Мазуревский сказал “Ъ”, “что волнует граждан, то волнует и нас”. Он напомнил, что в партии давно работает проект “Народный контроль”, который мониторит рост цен. Активно говорить о подорожании продуктов будут в ЛДПР. Замглавы партийной фракции в Госдуме Ярослав Нилов сообщил “Ъ”, что в своей агитации партия будет призывать чиновников “оставить в покое все рынки”, “бесплатно раздавать землю по всей стране, а не только на Дальнем Востоке”. Рост цен в партии связывают “со сговором торговых сетей и неудовлетворительной работой Федеральной антимонопольной службы”. Депутат Госдумы от “Справедливой России” Александр Бурков не стал говорить о конкретных агитационных ходах, заявив лишь о “мониторинге роста цен”. Продуктовое эмбарго справороссы оценивают положительно: по их мнению, оно позволяет “поднимать село, промышленность”. Зампред фракции “Справедливой России” в Госдуме Михаил Емельянов добавил, что партия выступает за влияние государства на цены.
В КПРФ связывают подорожание продуктов с “бездарной политикой правительства”. Депутат Госдумы Валерий Рашкин заявил “Ъ”, что коммунисты будут следовать в кампании “пунктам своей экономической программы”, в которой, в частности, говорится о возвращении в экономику плановых методов регулирования цен и производства. Политолог Евгений Сучков отметил, что думские партии не “накачивают острую тему”. “Благодаря тотальному господству власти в федеральных СМИ, о росте цен говорится мало. Если какая-то партия начнет раскачивать тему на выборах, может возникнуть социальное недовольство. Разговоры о росте цен не нужны ни власти, ни партиям, которые с ней сотрудничают”,— заключил эксперт.
В то же время острую тему поднимают либеральные партии. Так, против эмбарго на ввоз продуктов выступают ПАРНАС и “Яблоке”. “Само по себе эмбарго не такой острый вопрос. Надо говорить о росте цен в связке с другими проблемами. Это и падение доходов, реальной зарплаты, и экономическая политика власти”,— пояснил зампред ПАРНАС Константин Мерзликин. “Яблоко” заявит во время кампании об отмене “самосанкций”. “Эмбарго доставляет проблемы нашим гражданам, а не зарубежным странам”,— считает лидер партии Сергей Митрохин.
Зампред “Патриотов России” Надежда Корнеева не считает рост цен на продукты “приоритетной проблемой” для россиян. “Во многих регионах граждан волнует ситуация со здравоохранением, поэтому у нас вопрос роста цен и эмбарго далеко не на первом месте в агитации”,— сказала она.