Предприятия молокоперерабатывающей промышленности фиксируют повышение себестоимости производства отдельных групп товаров от 10%.

Основное влияние на рост себестоимости оказывает стабильно растущий в этом году курс валют. Добавляет и рост тарифов на электроэнергию, в июле составивший в среднем 8,2-9,3%. В секторе производства молока по мнению участников рынка, влияние курса валют отдельные предприятия ощутят осенью и будущей весной.

Невозможно за год продвижения политики импортозамещения заместить технологии и оборудование в пищевом производстве, высказывают мнение отдельные игроки рынка. К тому же, большинство модернизированных предприятий уже установили на своих площадках импортное оборудование. Пока комплектующие поставляются по старым контрактам. Что будет позднее? Молочники не гадают, а стремятся сохранить пока имеющийся баланс.

«Сейчас рентабельность наших продуктов небольшая, не более 10%. Последний раз мы поднимали цены в начале мая. Это было связано со сложившейся экономической ситуации в стране. Наша себестоимость прилично возросла (10-15 % в зависимости от продукта), – констатирует Валерия Иванова, специалист по развитию ГК «Лосево». — Мы старались оптимизировать расходы и максимально оттянуть этот момент, т.к. понимаем, как это может отразиться на наших покупателях. Но, к сожалению, избежать этого нам не удалось».

Эксперт отмечает, что ГК «Лосево» имеет замкнутый цикл производства. «Мы сами заготавливаем часть кормов для наших коров, имеем свой молокозавод, а также развиваем розничную сеть. Но все равно есть факторы, которые не позволили нам сдержать цены», — констатирует Валерия Иванова.

Среди основных факторов участники рынка называют: повышение тарифов на электроэнергию; увеличение цен на контейнеры и преформы, рост цен на часть кормов для коров, которые заготавливаются не всеми предприятиями, медикаменты для КРС; некоторые закваски; топливо для молоковозов, тракторов и автомобилей-рефрижераторов и их обслуживание, сельхозтехника и запчасти к ней.

«Решения о повторном повышении цен пока нет, но, если ситуация с курсом валют и поднятием цен на тарифы на электроэнергию не изменится, нам придется это сделать», — говорит представитель ГК «Лосево».

Зачастую, даже приобретая российское оборудование, участники молочной отрасли отмечают, что многие комплектующие к нему – импортные, что вновь прибавляет в весе зависимость от курса валют.

В случае если предприятие не имело валютных кредитов, влияние курсов достаточно ограничено, отмечает The DairyNews по результатам опросов производителей молочной продукции. Затраты на молоко-сырье, электричество, зарплату идут в рублях. Какая – то часть затрат привязана к закваске, упаковке.

По словам экспертов рынка, при поддержке государства, импортозамещение в оборудовании для пищевого молочного производства может быть реализовано примерно за 7 лет.

По словам Игоря Пехотина, генерального директора группы «Молочный кит», крупного производителя молочной продукции из Свердловской области, себестоимость производства будет расти. «На сегодняшний день себестоимость чуть растет. Меняют цену поставщики, все будет зависеть от курса валют. И то, она (цена — ред.) сильно пока не меняется, возможно, вырастет в следующем квартале. Сейчас она еще стабилизирована. Наверное, серьезных изменений, которые влияют на себестоимость, нет. Курс то падает, то растет, поэтому, если бы он поднялся до 10% и зафиксировался, то изменились бы и цены. По моему мнению, все-таки повторюсь, себестоимость будет расти», — констатирует Игорь Пехотин. Импортная составляющая на предприятиях группы по приблизительным оценкам – от 15 до 25%.

«Мы пока ничего не закупаем. Предприятия заключили контракты, они исполняются по тому курсу, который есть. У нас в прошлом году прошла модернизация. Мы вложили больше 1 млрд. рублей и не можем делать это постоянно», — резюмирует руководитель группы «Молочный кит».

Негативное влияние курса валют отметили и представители сыродельных заводов. Пленка для сыров, тара, запчасти современными предприятиями закупаются по текущему возросшему курсу.

Отметим, что по данным АКОРТ, продажи молочной категории стабильны, снижение спроса можно отметить только в дорогом сегменте сыров. Популярностью пользуются продукты «первой цены» и среднего ценового сегмента. «Среди характерных тенденций можно отметить растущий интерес покупателей к субкатегории пастеризованного молока, а также смещение спроса в сторону более дешевых позиций, например, сырных продуктов», — заявили в пресс-службе Ассоциации.