Прошлогодний запрет Роспотребнадзора на ввоз украинского пива ненадолго оставил российского потребителя без известных брендов. Украинские «Оболонь» и «Черниговское» теперь разливаются в России.

Изгнанное с российского рынка в августе 2014 года украинское пиво «Оболонь» вернулось на российский рынок. Украинская компания сумела договориться с Московской пивоваренной компанией (МПК; завод находится в Мытищах) о начале лицензионного розлива. До запрета на долю «Оболони» приходилась почти половина всего пивного импорта в Россию. Ранее подобным образом вернулась в Россию вторая по популярности марка украинского пива — «Черниговское». Его производство было перенесено в Россию сразу после запрета.

«Оболонь» вернулась

О том, что в России начали выпускать пиво под брендом «Оболонь», сообщили украинские СМИ. Информацию о начале розлива им подтвердили в украинской пивоваренной компании. «В начале лета мы заключили лицензионный договор на использование торговой марки «Оболонь» с Московской пивоваренной компанией», — цитирует «Лигабизнесинформ» представителя «Оболонь» Оксану Пирожок. РБК подтвердили эту информацию в МПК. «Мы уже расставили свою продукцию по крупнейшим федеральным сетям, — говорит сотрудник МПК. — Удивительно, как раньше никто внимания не обратил». Говорить об условия договора и планах МПК по объемам выпуска «Оболони» представитель российской компании отказался.

Запрет на поставку ряда алкогольных напитков из Украины в Россию был введен 15 августа 2015 года приказом Роспотребнадзора. Он коснулся в частности продукции под марками «Оболонь» (принадлежит одноименной украинской компании) и «Черниговское» (выпускается компанией «СанИнБев» — дочерней структурой транснациональной корпорации Anheuser-Busch InBev). Введение запрета мотивировалось тем, что при исследовании пива и пивных напитков производства Украины были «выявлены неоднократные нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей». В частности, Роспотребнадзор указывал на несоответствие украинского пива требованиям по энергетической ценности и органолептическим показателям.

Всего, по данным Росстата, в 2014 году в России было продано 10,355 млрд л пива и пивных напитков, доля импорта составила всего 1,58%.

До введения запрета «Оболонь» долгие годы была самым популярным импортным пивным брендом, представленном на российском рынке. Так, в 2013 году на долю «Оболони» пришлось 47% от всего объема пива, импортированного в Россию, — 117,6 млн л из 249,2 млн л, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). В 2014 году, несмотря на введение запрета в середине августа, «Оболонь» все равно стала первым по объему импортным пивным брендом в России: было ввезено 53 млн л (32,5% от всего объема пивного импорта). Второй попавший под запрет бренд «Черниговское» занял по итогам 2014 года 7,92% объема импортного пива с объемом 13 млн л.

«Вероятно прежних объемов «Оболонь» сделать не сможет, но 50 млн л продать им вполне по силам»  — говорит директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. По мнению Дробиза, несмотря на то что сбытовая структура МПК (производит собственное пиво «Жигули Барное», «Хамовники» и другие) ориентирована в основном на московский регион, «Оболонь» сможет восстановить федеральную дистрибуцию. По данным ФТС, многолетним эксклюзивным импортером «Оболони» в Россию раньше была компания «Лидер» из Одинцова. Получить комментарий ​ этой компании не удалось.

Еще раньше «Оболони» свое присутствие на рынке восстановило запрещенное «Черниговское». Как рассказал РБК президент компании «Сан ИнБев» в России и на Украине Дмитрий Шпаков, производитель, ранее импортировавший это пиво, после введения запрета просто перенес его производство на российские заводы компании. «И оно очень хорошо продается», — заверил он РБК, не уточнив объемы продаж.

Политический конфликт России с Украиной негативно отразился на торговле алкогольными напитками между странами. Импорт большинства категорий напитков из Украины по итогам шести месяцев 2015 года сократился до минимального уровня: пива было ввезено 71 тыс. л (против 54,5 млн л за такой же период годом ранее), вина — 46 тыс. л (было 4,9 млн л), водки — 33 тыс. л (было 9,5 млн л). Примерно на прошлогоднем уровне остался лишь импорт коньяка — 1,013 млн л (было 1,178 млн л), а импорт украинского виноматериала для российских винзаводов даже увеличился с 18,7 млн л до 36,8 млн л. ​​Частично падение импорта объясняется присоединением Крыма: раньше большая часть украинских вин шла в Россию из Крыма, который теперь является частью российского винного рынка. А крупные украинские водочники (Nemiroff, Global Spirits, «Баядера») планомерно переносили производство своей продукции на российские заводы.

С российским экспортом алкоголя на Украину в конце 2014 — начале 2015 года наблюдалась похожая картина. Объемы существенно падали: по итогам 2014 года российские компании продали на Украину вдвое меньше водки, чем годом ранее. Как следует из данных ФТС, если в 2013 году в Украину было отправлено 27,8 млн л на сумму $38,6 млн, то в 2014-м — всего 13,8 млн л на $12,2 млн.