Когда работа доставляет удовольствие

Реклама

Бывает, встретишь человека, поговоришь с ним, и сразу становится понятно, что он без остатка посвящает себя любимой профессии, применяет свои способности в том деле, которое ближе всего его душе.

К таким людям относится и герой данной заметки Геннадий Павленко. Казалось бы, ничего необычного, простой водитель, каких тысячи по всей нашей огромной стране… Но за этими словами кроется целая жизнь, прожитая, можно сказать, за «баранкой».

Родился и вырос Геннадий в ставропольской глубинке. На северо-­востоке края расположилось небольшое село Вознесеновское. Это и есть малая родина нескольких поколений Павленко. Здесь их знает, пожалуй, каждый, потому что они отличаются покладистым характером, дружелюбием и, конечно же, трудолюбием. Взять, к примеру, главу семьи Николая Фомича – отца Геннадия. Он работал в местном колхозе «Дружба» водителем. Давно находится на заслуженном отдыхе, однако в автогараже его до сих пор вспоминают добрым словом. Мама, Мария Семеновна, закончив без отрыва от производства Григорополисский сельскохозяйственный техникум, каждый будничный день торопилась в центральную контору хозяйства, где занималась бухгалтерским учётом выращенной продукции. К сожалению, она не была наделена крепким здоровьем и давно ушла в мир иной. Супруги вместе воспитали двоих сыновей – Сергея и Геннадия.

— Мой старший брат, в отличии от меня, – настоящий горожанин, – рассказывает Геннадий. – Как уехал туда после школы, так и остался. Домой приезжает лишь в гости. Он, кстати, опять же, в отличии от меня, учился отлично, физику – просто обожал. Мечтал в московский институт по этому направлению поступить, но не прошёл по конкурсу. Все равно вуз окончил, работает в Ставрополе в банке. А я из села надолго уезжал лишь, когда служил в армии. За два года отсутствия понял, что ничего лучше Вознесеновского быть не может. Не зря же имеется пословица о том, что где родился, там и пригодился. Ну а если вдруг захочется каких-то городских культурных развлечений, можно запросто и брата навестить.

В 80-е годы в нашей стране, тогда это был СССР, каждый молодой человек стремился выполнить воинский долг перед Родиной. Зачастую военкомат направлял призывников на курсы шоферов, где пройдя обучение в течение полугода, парни получали важный документ, который пригодится не только на службе, но и на «гражданке» – удостоверение, позволяющее управлять грузовым транспортом. В числе таких оказался и Геннадий Павленко. Пока находился в рядах Советской Армии, прошел хорошую стажировку, управляя автомобилем и доставляя различные грузы, включая и боеприпасы. Там же у него созрела мысль, что шоферское дело станет его постоянной профессией. Да и опыт отца служил наглядным примером. Оказывается, можно быть в почете и пользоваться заслуженным уважением, имея самую обыкновенную специальность.

Так что, прибыв домой и передохнув две-три недели, Геннадий Николаевич направился в кабинет председателя колхоза писать заявление о его приеме на работу в автогараж. С тех пор прошло почти 30 лет, а он все также продолжает крутить «баранку». И нисколько не жалеет о том, что выбрал такое ремесло.

— Когда я начинал работать, в автопарке хозяйства находились в основном ЗИЛы и ГАЗончики разных модификаций, – повествует дальше мой собеседник. – Машин и шоферов, соответственно было гораздо больше, чем сегодня, и каждому находилось дело, никто не простаивал. В том числе и зимой. Во-первых, тогда в колхозе содержалось многочисленные отары овец, дойное стадо, гурты КРС, свиноферма. Для такого поголовья животных требовалось большое количество кормов, которые выращивались в основном на поливе. За сезон проводилось три-четыре укоса, с мая по сентябрь включительно действовал зеленый конвейер. Вот и возили мы по всем фермам измельченную траву. А сколько времени уходило на заготовку силоса и сенажа! В две, порой в три смены работал завод по изготовлению гранул, так что мы только успевали доставлять скошенную люцерну, рапс, зерно-­бобовые смеси и все остальное, что выращивалось в колхозе. Заготовка кормов тогда по своей важности не уступала жатве хлебов. Да еще и длилась четыре-пять месяцев. Во-вторых, много времени уходило на обслуживание животноводческой отрасли в стойловый период, который повсеместно соблюдался строго – с 15 октября по 15 апреля. Наконец, все шофера участвовали в уборке зерновых культур. Возделывались озимые пшеница и ячмень, горох, овес, просо, горчица, даже был период, гречку пытались выращивать.

Что касается иногородних рейсов, но их тоже хватало. В хозяйстве велось строительство, нужны были песок, щебень, кирпич, цемент и прочие материалы. Грузоподъемность ГАЗ‑53 не превышала пяти тонн, поэтому водители и «мотались» рейс за рейсом то на карьеры, то на базы. Еще привозили в большом количестве удобрения – они были дешевыми, семенной материал, средства защиты растений. Этими же машинами возили зерно на элеватор – из них возле предприятия в очереди выстраивалась целая вереница.

— Мы с коллегами в автогараже часто вспоминает тот период. Сколько баек разных у нас имеется, связанных с прошлыми годами! Сейчас работаем по-другому. Нет, естественно надо все так же крутить «баранку», нажимать то на газ, то на тормоз, – информирует Геннадий Павленко. – В хозяйстве появились большегрузные ­КамАЗы, которые за один рейс могут перевезти в четыре-пять раз больше ГАЗона, а с прицепом – почти в десять. Поэтому количество автомобилей сократилось вдвое, шоферов – более чем втрое. За многими сейчас закреплены по несколько машин. И успевают! Ведь отпала надобность доставлять грузы в прежнем количестве.

Зимой у водителей теперь продолжительные «каникулы». Зато весной по-прежнему проводится технический осмотр транспорта. К этому важному мероприя­тию они готовятся заблаговременно и на совесть. Надо отдать должное, Геннадий ко всем производственным вопросам подходит со всей ответственностью, по-другому он попросту не умеет. Рабочее утро у него обязательно начинается с тех­обслуживания машины. За годы данная процедура отработана уже до мелочей – установлена определённая последовательность. Это позволяет предупредить многие поломки, потому что на постоянном конт­роле находятся уровень масла и жидкости в системе охлаждения, давление в шинах, функционирование всех приборов освещения, звуковой и световой сигнализации, сцепления, коробки передач, тормозов, рулевого управления и т. д.

Сейчас за Геннадием Николаевичем закреплены легковая машина и КамАЗ. Новый грузовик он получил в качестве некоего поо­щрения за хорошую дисциплину и высокие трудовые показатели. А дома у него хранятся многочисленные грамоты и благодарности. Руководство СПК «Дружба» вручает их чуть ли не каждый сезон – по итогам жатвы хлебов, за выполнение тонно-­километров. Вклад Геннадия Павленко отмечен Почетными грамотами Министерства сельского хозяйства и губернатора Ставропольского края. В 2011 году ему вручена благодарность отраслевого ведомства Российской Федерации, в 2013 – Почетная грамота.

Фото автора