Когда душой и сердцем в работе

Реклама

При одном упоминании республики Кабардино-­Балкария в голове всплывают мысли о высочайшей вершине в России – Эльбрусе, горнолыжных курортах и альплагерях. Но задумывался ли ­кто-нибудь о местных тружениках? Здесь на наклонной Кабардинской равнине есть село Заречное, где вот уже полвека растёт и развивается ОАО «Племзавод «Степной».

Реклама

Без усилий нет успеха

С самого основания хозяйства здесь занимались разведением крупного рогатого скота и овец, а поддерживало эту нелегкую отрасль растениеводство. Сегодня главное достоинство хозяйства – двухтысячное племенное поголовье овец северокавказской мясошерстной породы, которая считается самой крупной породой из выведенных в России.

— В 1993 году, когда я пришел работать в «Степной» инженером, – вспоминает директор Игорь Владимирович Ячный, – хозяйство еще не было племенным заводом. После общими усилиями мы получили свой долгожданный статус.

Когда-то племзавод «Степной» был дочерним предприятием СПК Племзавода «Восток». Как рассказывает Игорь Владимирович, он им остается и по сей день, так как там вывели эту породу, а в «Степном» лишь продолжили ее совершенствовать.

Прежде чем остановиться на северокавказской, в хозяйстве, методом проб и ошибок, разводили и другие породы. Но не сложилось. Хоть все пастбища «Степного» находятся в Приэльбрусье, выгодным стало племенное дело на равнине.

— Мясо и шерсть северокавказской породы ценится больше, чем, например, горной карачаевской. Но есть и минусы! Дальние расстояния и влажный климат гор для овцы нашей породы – это погибель. Поэтому мы вынуждены обходиться территорией наших ферм, – рассказывает Игорь Владимирович.

Но чем кормить круглогодично овцу, которая не ходит на пастбища? В «Степном» для них сеют свои пастбища, а после уборки используют и поля.

– С одной стороны, это неправильно, – считает руководитель, – ведь овца – это животное, которое по своему происхож­дению должна быть большую часть времени на выпасе. Но дискомфорта ни одна из овечек не испытывает. Рацион у них отменный: и сено, и солома, и силос, и комбикорм. В общем, все, что им необходимо, у них есть.

На обеспечение кормами работают до 50 % территории, арендованной хозяйством. Купля-продажа земли в КБР запрещена региональным законодательством. Всего на балансе «Степного» – 3,7 тыс. га земли. Выращивают здесь абсолютно все: пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, подсолнечник, горох и даже сою. Урожайность хоть и небольшая, в среднем 30-35 ц/га, но для нужд предприятия этого достаточно.

Чем богаты, тем и рады

Реализацией племенных баранчиков, выбракованных животных, да и шерсти хозяйство занимается ближе к осени. В год фермерам и мелким предприятиям в Кабардино-­Балкарии продают от 200 до 400 голов молодняка. Есть покупатели и из других регионов. Игорь Владимирович признается, что берут в основном для улучшения породы, но есть и те, кому важен приплод и шерсть. Большая часть остается в хозяйстве для обновления маточного поголовья.

В этом году баранчиков родилось на свет больше, чем ярочек. Выход молодняка составил 98 %, несмотря на теп­лую зиму. Вероятно, сказалось осеннее состояние скота, так как сам зимний период на заготовленных заранее кормах животные переносят обычно очень хорошо.

Было время, когда овцеводством заниматься было не выгодно, но дальновидный руководитель сохранил поголовье и статус племзавода. На вопрос «А приносит ли овцеводство прибыль сегодня?» сначала замешкался, пояснив это тем, что пока данная отрасль больше выходит в «ноль», но есть надежды.

— В последние годы все чаще начинают спрашивать шерсть на продажу, а баранина ценилась во все времена, – отметил руководитель.

В планах у Игоря Владимировича на этот год – выровнять поголовье, чтобы все были, как на подбор. А остальных – поставить на откорм и реализовывать не как племенное поголовье, а как товарное.

Шерсть этой породы, хоть и грубая, но также находит сбыт.

— Раньше шерсть с руками и ногами у нас отрывал Невинномысский шерстомойный комбинат. А после его продажи и полного разорения упали и цены, и спрос. Поэтому сейчас мы вынуждены сдавать ее частникам на месте. Цена хоть и не большая, но монетку в копилку хозяйства приносит, – рассказывает Игорь Владимирович.

За каждым спуском есть подъём

Параллельно с овцеводством в «Степном» занимаются разведением крупного рогатого скота. Не так давно здесь разводили красную степную породу, но из-за волны болезней поголовье пришлось выбраковывать. Но вовсе уходить от разведения КРС Игорь Владимирович не хотел. Тогда было принято решение переходить на мясное животноводство, а идеальной породой стали герефорды.

Речи о племенном КРС пока не идет, но стадо степновские животноводы стараются делать отборное. Если еще пять лет назад это была смесь всех окрасов, то на сегодняшний день общая масса животных – красная.

Пасутся коровы на арендованных горных пастбищах. Как признается руководитель, это, скорее, вынужденная мера, которая позволяет экономить на заготовке кормов.

— Сразу после отела своих коров вместе с телятами мы отправляем в горы. Туда мы их везем, а обратно они идут сами. Так что перегон у них достаточно комфортный, практически курорт, – шутит Игорь Владимирович.

Всего в хозяйстве – около 600 голов КРС, сильные и здоровые уезжают на горные пастбища, а те, что слабее, остаются на равнине.

Повод для гордости

Всего на племзаводе постоянно работает около 50 человек. В разгар сезона привлекаются еще столько же, чтобы успеть в срок провести стрижку овец, собрать урожай и переработать его на корм.

Кадры все местные и, как отметил Игорь Владимирович, трудятся все доб­росовестно, а большинство и не один десяток лет. Когда мы попросили выделить передовиков производства, руководитель с гордостью начал перечислять, и даже не заметил, как назвал практически всех своих сотрудников.

Но среди них есть те, кого не отметить мы не можем. Видели, как развивалось когда-то обычное овцеводческое хозяйство, а теперь племзавод, чабаны Мухамед Наурдинов и Султан Гаев, Рамазан Эльмурзаев, бригадир молочно-­товарной фермы Муаед Гудов и бригадир кормодобывающей бригады Владимир Ирза, зоотехник Муса Шогенов, скотник Тагир Чипчиков, механизаторы Владимир Кавязин, Алим Отаров, Аслан Гемуев, водитель Исса Черкесов, садовод Юрий Иванов. Практически все они пришли в хозяйство сразу после окончания учебы и весь карьерный путь строи­­ли в «Степном».

Из «молодого» поколения также есть достойные: механизаторы Николай Белый и Олег Солнышкин, водитель Муртаз Кодзоков.

— Я могу похвалить любого. Для меня сельский труженик – это почет и уважение. Ведь одно дело – сидеть в офисе, в комфортных условиях, и совсем другое – от рассвета и до заката работать в полях или на ферме и в зной, и в холод, – отметил руководитель.

Сам Игорь Владимирович – настоящий труженик. В коллективе он заслужил уважение, и каждый отмечает, что такого руководителя нужно еще поискать. Дескать, не только распоряжение дает, но и сам хватается за любую работу.

Поводов для гордости у хозяйства практически с 50-летней историей немало, но в будущем их будет еще больше. Пока в планах у предприимчивого руководителя – нарастить поголовье, восстановить молочно-­товарную ферму и построить оросительную систему.

Реклама
Предыдущая статьяЗолотое руно племзавода «Черноземельский»
Следующая статьяКовчег «Родины»