Фермерская кооперация, «белхи» и «Экажево‑Сурхохинский метод»

Реклама

С Курейшом Сароевым, Председателем АККОР Республики Ингушетия мы встретились уже в конце рабочего дня. Но узнав, что мы специально приехали в Ингушетию, чтобы своими глазами увидеть, как здесь развивается сельское хозяйство, он пригласил нас к себе в кабинет, где состоялся очень интересный разговор о фермерах Ингушетии.

Реклама

То, что фермерское движение в республике находится на подъеме, говорят многочисленные факты. Курейш Сароев назвал некоторые цифры: «У нас в республике работают 1 270 КФХ, совокупная площадь пашни этих хозяйств составляет 30 тысяч 600 гектаров. Это значительная цифра, так как фермерские земли – это  40 % всех пахотных земель республики, и это говорит о том, что значимая часть аграрного сектора Ингушетии занята фермерскими хозяйствами». 

Сегодня много разговоров о необходимости объединения фермеров. Призывы создавать кооперативы звучат на каждом более-менее значимом фермерском мероприятии. Нельзя сказать, что движения в этом направлении нет, но уж больно оно медленное и осторожное. Но в Ингушетии дела обстоят совсем не плохо. Курейш Сароев отметил, что необходимость объединения фермеров, создание фермерских кооперативов сегодня – настоятельные требования времени. И люди это понимают и выступают инициаторами создания таких организаций. АККОР Ингушетии все эти начинания приветствует. Сегодня кооперативы создаются, практически, во всех районах республики. Тем более, что руководством Республики принято решение укреплять мелкие хозяйства. Ведь, не секрет, что на 20-30 или даже 50 гектарах не размахнешься. Проблема в том, что на небольших площадях нет возможности соблюдать правильный севооборот, существуют другие проблемы. Так что объединение может существенно улучшить жизнь крестьян.

«Фермерская кооперация в крови у ингушского народа. И ничего здесь придумывать не надо. Для нас здесь нового ничего нет, наши деды и прадеды именно так вели сельское хозяйство в условиях малоземелья», — пояснил Курейш Сароев.

Увидев любопытство в наших глазах, он добавил, что понятие, которое мы называем сегодня неудобным англонизмом «фермерская кооперация», было изначально присуще ингушскому народу. Просто его называли несколько иначе. Так, в национальном сознании народа Ингушетии существует особый, уникальный культурный феномен «белхи». Это слово имеет очень глубокий смысл. Если обратить свой взор в глубину веков, то мы увидим, что ингушам свойственна некая особая ментальность, где мудрость, трудолюбие и желание быть полезным обществу превалирует над материальными стимулами. Поэтому в Республике до сих пор не теряет своих позиций уникальный социальный институт  «белхи». Что же это такое? Прежде всего, это обычай трудовой помощи и коллективный труд на земле, который даже в самые тяжелые годы позволил ингушскому народу не только сохранить свою культуру и самосознание, но и просто выжить. Изначально «белхи» появилось из-за вполне объективных причин. Малоземелье, суровые горные условия объединили людей. Например, в условиях крутых горных склонов выкосить траву достаточно сложно, и чтобы не сорваться, горцы связывались одной веревкой. Люди вместе работали в полях, строили мосты и дороги. То есть, можно с уверенностью сказать, что «белхи» — это коллективная форма ведения хозяйства, где каждый знает свою задачу и не пытается нажиться на других.

Об этом писал Андрей Платонов в своем романе «Чевенгур», когда еще  в начале прошлого века фактически предугадал появление еще одного уникального культурно-экономического феномена Ингушетии «Экажево-Сурхохинского метода», который до сих пор вызывает восхищение экономистов, а историки гадают, кто его изобрел. Версии разные, возможно, это был бухгалтер из Сурхахинского колхоза, а может быть, председатель колхоза Экажинского или некий высокообразованный мулла. Тем не менее, кто бы он ни был, этот человек сегодня мог бы претендовать на получение Нобелевской премии.  Как-то получилось у него совместить несовместимое, когда в прямом смысле овцы были вполне целы, а «волки» из органов власти вполне сыты и довольны показателями своих подопечных колхозов.

А вот представители ГПУ в силу своей работы и убеждений не смогли по достоинству оценить всю интеллектуальную и социально-экономическую прелесть этого открытия. Они назвали это уникальное изобретение «крупной кулацкой антиколхозной махинацией». 

По сути же «Экажево-Сурхохинский метод» — это простой и очень доступный инструмент по адаптации колхозного порядка к традиционной горской экономике. В его основе как раз и заложен принцип «белхи». И почти всегда такой «лжеколхоз», как определяли его в ГПУ, намного лучше справлялся с заданиями в условиях плановой экономики.

И совсем не случайно, что «Экажево-Сурхохинский метод» появился в горах, где сама природа просто не приспособлена к колхозному строю. Такие факторы, как суровый климат, бедные почвы, небольшие, пересеченные участки пахотных земель, отдаленность и изолированность пастбищ и сенокосов и сегодня в Ингушетии значительно осложняют работу в сельском хозяйстве. Очень трудно здесь эффективно использовать технику, что приводит к низкой товарности и рентабельности производства. Тем не менее, именно здесь, в исконно горном хозяйстве и сложилась система разумной кооперации, когда именно взаимопомощь и грамотное распределение обязанностей приводит к успеху.

Руководство республики это прекрасно понимает, поддерживает фермеров, а аграрный сектор уже признан точкой роста для всей экономики Республики, утверждает Курейш Сароев. В прошлом году был обновлен весь машинотракторный парк. Это огромная помощь земледельцам.

«Всего  3-4 года назад АПК Ингушетии стояло на краю пропасти, оставался один шаг до полного развала. Но благодаря грамотной политике руководства и Главы Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова, этого удалось избежать. И сегодня сельское хозяйство в Ингушетии – это одна из важнейших отраслей экономики.

Большую роль в этом сыграли и меры господдержки. Например, в прошлом году фермеры Ингушетии получили в виде несвязанной поддержки по 207 рублей на гектар из федерального бюджета. Была возмещена часть процентной ставки по кредитам. Большие перспективы и помощь предлагается ингушским земледельцам по программам «Начинающий фермер» и «Семейная ферма».

«Эти программы у нас в республике работают уже третий год. По моему мнению, что-то лучшее, чем эти программы, не придумать. Хотелось бы, чтобы они были продолжены и дальше , для селян это большое подспорье. Многие, кто получили гранты, закупили скот, построили коровники. Начинающие фермеры обновили технику. Наши люди с удовольствием принимают участие в этих программах», — с удовлетворением отметил Председатель АККОРИ.

Но самое главное, считает Курейш Сароев, что произошел перелом в сознании людей, они поверили, что не останутся один на один со своими бедами и начали возвращаться к земле, к крестьянскому труду. А это значит, что совсем скоро в Республику придет долгожданная стабильность и процветание.

 

  Евгения ШУТЬКО

Реклама
Предыдущая статьяАренда спецодежды как инструмент оптимизации затрат предприятия
Следующая статьяМухамед Шахмурзов: Мы работаем для людей