Династия длиною в полтора века

Реклама

Все дальше и дальше отодвигается от нас то время, когда наши работящие и мудрые предки ценой неимоверных усилий осваивали дикую, девственную ставропольскую степь. Сюда направлялись в основном крестьяне из центральных российских и некоторых украинских губерний.

Реклама

В числе первых переселенцев, стоявших у истоков основания села Рагули, был прапрадед главного зоотехника СПК «Путь Ленина» Валентина Панасенко. Вот какую историю Валентин Дмитриевич рассказал о своих предках – ​знатных животноводах.

С чего все начиналось

— Я хочу начать с того, что происходило в нашем регионе полтора века назад. Как известно, основателями края стали выходцы из Полтавской, Воронежской, Тамбовской, Орловской, Полтавской, Херсонской и других областей. Не от добра они шли на новые неизведанные поселения, оставив милые сердцу края, покинув своих родных и близких. Долгая дорога унесла немало жизней среди младенцев и стариков. Но людьми двигала решимость и радость оттого, что на новом месте они будут иметь большие наделы пашни и пастбищ. Добравшись до места назначения, их ждали очередные серьезные испытания – ​они терялись в догадках, с чего начинать освоение новой земли. Но народная смекалка и большое трудолюбие побеждали сложности. За каких-то несколько десятков лет в голой степи одно за другим возникали крупные села.

Итак, на Апанасенковье династия Панасенко начинается с прибывшего из Харьковской губернии вместе с женой и детьми Кирилла Панасенко, ориентировочно 1810 года рождения. Это событие произошло примерно в 1854 году. Местом для дальнейшего проживания супруги выбрали село Рагули, где сливались две небольшие речки, которые в летний период практически полностью пересыхали. А вот другие родственники остановились в соседнем селе Митрофановском, ныне – ​Апанасенковском. К своей фамилии они прибавили букву «А», таким образом появился новый род – ​Апанасенко.

Обосновавшись, Панасенко занялись земледелием и разведением лошадей. Помощников у моего родственника хватало: четверо сыновей – ​Яков, Максим, Степан и Андрей, а также две дочери – ​Александра и Макдония – ​были уже взрослыми. Вскоре они один за другим создали свои семьи, за исключением одной дочери, ставшей монашкой и посвятившей себя служению Богу. Жили все рядом, причем, под контролем отца. Дело в том, что Кирилл Панасенко отличался особой хозяйственной жилкой, хотел, чтобы и дети его оказались такими же рачительными, работящими, ответственными. Ему удалось быстро сформировать хороший табун, где имелись верховые лошади и для конного выезда. Даже в преклонном возрасте он не сдавал своих позиций, был по-прежнему энергичным. Часто на своем любимом коне совершал объезды по земельным угодьям сыновей, подсказывал, напутствовал. Ушел из жизни он предположительно в 1891 году в возрасте 81 год.

Годы лихолетья

— Братья Панасенко, мои прадеды, унаследовали от своего родителя много хорошего, в том числе и трудолюбие, поэтому никогда не бедствовали. Все также продолжали выращивать зерно и корма, занимались животноводством, из года в год наращивая поголовье. До революции, произошедшей в 1917 году, они спокойно проживали в Рагулях, а потом началось лихолетье: гражданский переворот, раскулачивание, голод, тиф, классовые гонения…

Хочу отметить, что село Рагули было перспективным и богатым, его расцвет приходится на конец ХIХ века. Население тогда оставляло около 50 тысяч человек, занимающихся исключительно растениеводством и животноводством. Здесь построили церковь, три школы, почту, семнадцать торговых предприятий. Функционировали кредитное товарищество и банк, пожарный обоз, два хлебозапасных магазина, аптека, ежегодно проводилась большая ярмарка, базары – ​каждую неделю. Имелся свой фельдшер. А к концу 40-х годов прошлого века тут осталась лишь пятая часть жителей. Людей массово выселяли, дома оставались заброшенными, разграбленными, позже – ​разрушенными. Самые большие подворья приспособили под сельский совет, школы, колхозные конторы и т. д. Участь быть сосланными не минула и моих предков. Многие вынужденно разъехались – ​кто куда, в селе остались лишь Максим и Андрей Панасенко. Чуть позже и Андрей Кириллович покинул Апанасенковский район в поисках лучшей доли.

Отдушиной была работа

— У Максима Кирилловича Панасенко, естественно, была большая семья. Большинство его детей так же оказались вынужденными оставить родные места. Неудивительно, что фамилия Панасенко сегодня встречается в самых разных уголках нашей огромной страны. А вот Прокофий Максимович и Петр Максимович, внуки Кирилла и мои дедушки, решили жить в Рагулях. Когда образовался совхоз «Красный Маныч», Петр практически сразу устроился туда на работу. Ухаживал за гуртом крупного рогатого скота и небольшим количеством овец. Рядом с ним, в помощниках, находились дети. Сын Василий 1920 года рождения, окончив школу, трудился с отцом и уже тогда твёрдо определился с выбором профессии – ​она будет связана только с животноводством. Поэтому после Великой Отечественной войны отправился учиться в Ставропольский сельскохозяйственный институт, затем работал главным зоотехником в совхозе «Летняя Ставка» соседнего Туркменского района. За достижения в отрасли Василий Петрович награжден орденом Ленина. Его сын Виктор Васильевич Панасенко прошел аналогичной трудовой дорогой: был зоотехником в том же хозяйстве, позже – ​зоотехником-селекционером в Ставропольском НИИОиК. А уже его старший сын Александр Васильевич стал летчиком.

Мой родной дедушка – ​Прокофий Максимович Панасенко 1896 года рождения, с первых дней основания в Рагулях колхоза, начал работать в нем. Естественно, в животноводстве, – ​ухаживал за лошадьми. Как только началась война, добровольцем отправился на фронт защищать Родину. В 1946 году вернулся в село и, не раздумывая, принял колхозную отару овец. Семья у него с женой Еленой Егоровной, моей бабушкой, оказалась большой – ​пятеро сыновей и две дочери, так что необходимо было как-то выживать, бороться с голодом. Решили на ОТФ работать все вместе. Глава семейства изначально строго-настрого наказывал детям выполнять всё добросовестно. У него имелось любимое выражение: «Делай так, чтобы было хорошо, а плохо – ​само получится!». Воспитанные в таком духе, они всегда достигали высоких производственных показателей.

Старшие сыновья, мои дяди, смогли получить семилетнее образование. Первому из них – ​Василию, 1925 года рождения, тоже довелось с оружием в руках бороться против немецких захватчиков и японских милитаристов. Когда демобилизовался, присоединился к своему отцу и другим братьям – ​работал на овцетоварной ферме. Потом его назначили учетчиком в производственной бригаде. Второй сын Сергей – ​1928 года рождения, отслужив в армии, также был назначен на должность учетчика подразделения. Трое младших сыновей – ​Иван, Дмитрий и Михаил, все время трудились с отцом, поэтому им удалось закончить всего лишь по два-три класса. Незадолго до своей кончины Прокофий Максимович передал отару Дмитрию, но сам от дела не отдалялся, а продолжал напутствовать, следить за порядком, помогать словом, как когда-то в свое время поступали его отец Максим и дед Кирилл.

У моего дедушки имелись личные негласные правила. К примеру, он никогда не повторял сыновьям дважды, что надо сделать, любое поручение они выполняли беспрекословно. Даже, несмотря на то, что имели собственные семьи и жили отдельно, обедать должны были в доме главы семьи Прокофия Максимовича – ​за большим столом собирались все, в том числе невестки и внуки. Многим своим землякам он запомнился спокойным характером, никогда не позволял себе вспылить, однако был очень требовательным. В 1964 году Прокофий Максимович, участник трех войн, ушел из жизни.

Десятилетия, посвященные животноводству

Младшие сыновья Прокофия вместе работали недолго. Дело в том, что руководство колхоза увидело в них больших трудяг, и предложило каждому взять под личную опеку отару, на что все трое согласились. В итоге мой дядя Иван Прокофьевич – ​1930 года рождения, проходил с чабанским посохом почти 30 лет. Детей он не имел, поэтому передать свои знания оказалось некому. А Михаил Прокофьевич – ​1935 года рождения, вообще побил все рекорды. Только представьте, он имел 53 года колхозного стажа в овцеводстве! Вместе с ним 35 лет на ферме провела жена Валентина Игнатьевна. За свой труд Михаил Панасенко награжден орденом «Знак почета», удостоен звания «Ветеран труда», имеет множество других поощрений.

У супругов родилось трое детей – ​два сына и дочь. Старший Алексей – ​1960 года рождения, работает в колхозе «Путь Ленина» с 1974 года. До службы в армии помогал отцу в уходе за животными, потом сам уже принял отару. Довелось ему быть водителем, механизатором, в настоящее время он – ​бойщик скота в производственном кооперативе. А Виталий – ​1969 года рождения, трудится в сельхозпредприятии старшим конюхом. Лошади для него стали неотъемлемой частью жизни. Поэтому он при поддержке председателя создал на базе СПК «Путь Ленина» конноспортивную школу «Надежда».

Возглавив ее, он прививает детям любовь к этим удивительным животным. Виталий Панасенко имеет множество наград. Среди них – ​дипломы, кубки, медали, Почетные грамоты, врученные ему не только за трудовые достижения в сельхозпредприятии, но и за победы в скачках – ​Виталий оказался прекрасным наездником. За лошадьми он ухаживает практически 25 лет, и на сегодняшний день приобрел богатый опыт.

Овцеферма стала вторым домом

— Отец мой – ​Дмитрий Прокофьевич – ​1931 года рождения, зарекомендовал себя в колхозе только с положительной стороны. Его трудовая биография началась с 12-летнего возраста, когда он, практически еще ребенок, пришел в помощники к чабану. После возвращения отца с фронта, начал работать с ним. В Калмыкии тогда находились огромные целинные просторы, поэтому, как и многие другие их коллеги, мои родственники осенью перегоняли овец на Черные земли и там зимовали. Жили в небольших землянках при керосиновых лампах, отапливали кизяком и кураем. Со временем в степи обустроили колхозную пекарню, раз в неделю на машине развозили по кошарам продукты, наладили торговлю. Обеспечение товарами, кстати, было на высшем уровне, продавалось много дефицитных товаров. Труд чабана тогда был очень тяжелым, но и весьма почетным.

В ту пору в СПК «Пуль Ленина» содержалось до 70 тысяч голов овец. Лишь на период службы в армии отец покидал отару. В 1956 году он женился на местной девушке Александре – ​моей маме. Вместе на ОТФ они работали непродолжительное время. Дело в том, что с рождением своего первенца мама оставила кошару. Трудоустроилась она в колхоз сразу продавцом, потом – ​агрономом. Ее общий стаж составил 36 лет, из них в растениеводческой отрасли – ​22 года. Папа проработал 43 года. С гордостью отмечу, что коллектив под руководством старшего чабана Дмитрия Прокофьевича Панасенко на протяжении длительного времени добивался высоких производственных показателей по продуктивности животных, сохранности маточного поголовья и молодняка.

Тогда отары были многочисленными – ​до 970 овцематок насчитывалось. План по получению ягнят выполнялся на 130‑146%. Настриг шерсти с одной головы в среднем достигал 6,5‑7,2 кг.

За свой труд отец неоднократно награждался Почетными грамотами и дипломами разных степеней. В 1957 году был поощрен путевкой на Международный фестиваль молодежи в г. Москву, 22 раза премировался путевками в санаторий, дважды ездил на отдых за границу. Он удостаивался медалей ВДНХ. Становился победителем нескольких пятилеток. Являлся членом ЦК профсоюзов сельского хозяйства СССР с 1980 по 1985 годы, членом райкома партии и, конечно же, наставником молодежи.

О деятельности чабана Д. П. Панасенко часто писали в газетах и журналах. Репортаж о нем был даже в популярном тогда издании «Огонек». Ему присвоено звание «Ветеран труда». В 1973 году вручен орден «Знак почета», в 1976 – ​орден Ленина. Работал отец до 1989 года и по состоянию здоровья был вынужден уйти на пенсию по инвалидности. К сожалению, его уже нет с нами.

Ещё одно поколение

Мои родители – ​Дмитрий Прокофьевич и Александра Петровна – ​имели троих детей. Как когда-то дедушка, отец тоже с ранних лет брал на овцетоварную ферму нас, сыновей, чтобы приучались к чабанскому делу. Вплоть до школьного выпускного бала мы проводили все каникулы и выходные дни на кошаре. А потом вообще трудоустраивались к нему в штат и работали до призыва в армию. Прекрасно помню, как отец постоянно наставлял: «Авторучку в руках легче держать, чем вилы, поэтому учитесь в школе хорошо».

В итоге все трое получили высшее образование. Старший брат Виктор – ​1957 года рождения, долгое время работал главным бухгалтером в СПК «Путь Ленина», сейчас ушел на заслуженный отдых.

По стопам матери решил пойти Александр – ​1961 года рождения, и стал агрономом. Некоторое время занимался любимым делом, но сейчас он – ​водитель в местной школе. Я же выбрал животноводческую отрасль, что ничего удивительного в этом нет. В коллективе отца работал до и после службы в армии, потом поступил в Ставропольский сельскохозяйственный институт на зооинженерный факультет.

Получив диплом, приехал трудоустраиваться в базовое сельхозпредприятие. Меня приняли на должность зоотехника-реализатора, а вскоре назначили главным специалистом. Волнений по данному поводу возникало много – ​справлюсь ли? Ведь мне тогда не было еще и 30 лет. За годы моей деятельности в отрасли произошли серьезные изменения. Связаны они, прежде всего, с той экономической ситуацией, которая случилась в стране.

Молочный комплекс был реорганизован, на смену дойному стаду стали завозить мясной скот калмыцкой породы. Началась длительна селекционная работа, направленная на получение чистокровного КРС. Как следствие, производственному кооперативу сразу присвоили статус племенного репродуктора, потом – ​завода по разведению данной породы.

Сегодня в хозяйстве содержатся 2500 голов КРС и почти 12 тысяч овец. Это практически самое многочисленное стадо в Апанасенковском районе. Животные постоянно демонстрируются на отраслевых выставках всех уровней, где получают медали, а СПК «Путь Ленина» – ​призовые места с вручением дипломов и денежных премий.

У нас с женой двое сыновей, они давно стали взрослыми. Старший Дмитрий, названый в честь деда, выбрал себе профессию эколога, окончив СГУ, младший Андрей решил стать инженером-механиком, поступив в аграрный вуз. К сожалению, они не связали свою деятельность с животноводством, поскольку не понаслышке знают, как непросто работать в этой отрасли. Однако меня радует, что другие родственники продолжают дело наших предков, начатое на апанасенковской земле прапрадедом Кириллом Панасенко!

За вклад в развитие агропромышленного комплекса Валентин Панасенко награжден дипломом «Лучший по профессии», Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Российский Федерации, имеет много поощрений выставочного комитета Ставропольского края и Ростовской области.

Реклама
Предыдущая статьяПроизводство сельхозтехники Hyundai может скоро появиться на Кубани
Следующая статьяНа верном пути