Чтобы новый полевой сезон встретить в полной готовности

Реклама

Не секрет, что инженерно-техническая служба в агропромышленном комплексе занимает важное место. От её деятельности во многом зависит работоспособность всей техники, имеющейся в сельхозпредприятии, а, значит, и оперативность проведения растениеводческих кампаний.

Реклама

За СПК им. Апанасенко закреп­лены почти 14 тысяч гектаров пашни. Чтобы на ней выращивать зерновые и кормовые культуры, имеются различные тракторы – ​энергонасыщенные «Кировцы», колёсные «МТЗ‑12‑21» и «МТЗ‑82». К ним приобретён навесной и прицепной инвентарь. Есть уборочные комбайны разнообразной модификации, техника для заготовки кормов, опрыскиватели и прочие агрегаты, грузовой автотранспорт для транспортировки выращенной продукции.

На протяжении последних пяти лет инженерной службой производственного кооператива руководит В. В. Костенко. Его основные обязанности заключаются в обеспечении хозяйства необходимыми запчастями, установлении правильного «диагноза» поломки и определении наилучшего способа её устранения. Профессиональное образование Василий Васильевич получил в Ставропольском аграрном университете, где учился по целевому направлению сельхозпредприятия. Техника привлекала его со школьной скамьи, вот и выбрал он себе ремесло по душе. Практику, начиная с первого курса, бесспорно, проходил в хозяйстве. Здесь же потом начались его трудовые будни. Парню практически с первых дней предложили занять должность главного инженера, и время показало, что он оправдал доверие. В его подчинении трудятся механики трёх подразделений – ​Андрей Георгиевич Слюсаренко, Алексей Александрович Лычагин и Евгений Викторович Онищенко, заведующий автогаражом Александр Николаевич Шабельников и заведующий центральной мастерской Сергей Владимирович Даций. Задача специалистов – ​своевременно ставить на линейку готовности технику. Для этого во всех комплексных бригадах построены пункты техобслуживания. Они оснащены необходимым оборудованием.

В хозяйстве сохранена отлично зарекомендовавшая себя ещё с советского периода система ремонта. В исправности агрегатов механизаторы заинтересованы, как никто другой, ведь от работоспособности железных «коней» напрямую зависит их доход. Поэтому вначале земледельцами совместно с механиками проводится оценка технического состояния узлов и деталей, составляется дефектовочная ведомость и намечается план ремонта. Затем трактористы приступают к устранению неисправностей. Помимо механиков им помогают слесари, сварщики, токари.

В СПК им. Апанасенко имеется ещё одна особенность проведения данной кампании. Колёсные маломощные «Белорусы» в основной обработке пашни не участвуют, так что их стараются ставить на линейку готовности в первую очередь. Как правило, все неисправности в этих агрегатах устраняют на культстанах комплексных подразделений осенью до наступления больших холодов. Любые навесные и прицепные сельхозорудия распределены и закреплены за подразделениями. Ответственность за их техническое состояние несут ремонтно-технические звенья. Обычно в октябре-ноябре культиваторы, зерновые сеялки, сцепы, плуги и т. д. приводятся в надлежащий порядок – ​очищают от грязи, моют, смазывают важные рабочие органы, то есть самым тщательным образом готовят к постановке на зимнее хранение. В инженерной службе такие меры – ​обязательны, ведь они направлены на продление срока службы агрегатов. Как и положено, на культстанах для этих целей в первую очередь расчищаются площадки, и уже потом на них размещается техника. Чтобы «разгрузить» колёса, их ставят на деревянные подпорки. Или хотя бы подкладывают изношенную «резину» и, тем самым, не допускаю соприкосновения с землёй. Следует отметить, что в последнее время в хозяйстве нет недостатка в инвентаре, так как он периодичес­ки обновляется. Ремонтируют его также в бригадах до наступления морозов. Обычно успевают восстановить все сцепы, зубовые бороны, культиваторы.

Во второй половине ноября, завершив все сезонные полевые работы, подразделения в хозяйстве «консервируют» до весны. Механизаторы за которыми закреплены «МТЗ‑12‑21» и «Кировцы» вместе с тракторами перебираются в центральную мастерскую СПК. В текущем сезоне в ремонте нуждались семь «Беларусов» и шесть «Кировцев». В МТМ имеются пять постановочных мест для громоздких энергонасыщенных агрегатов и шесть – ​для колёсников. Большее количество самоходных машин тут не загоняют, иначе неудобно будет работать.

– Запчасти для тракторного парка приобретаем сразу, как механики обсудят индивидуально с каждым механизатором техническое состояние трактора и наметят план его наладки, – ​поясняет заведующий МТМ Сергей Даций. – ​Однако после постановки его на ремонтную площадку в мастерской и разборки необходимых узлов обычно выясняется, что железный «конь» нуждается в большем восстановлении. Всё, что требуется, закупаем дополнительно, но не более. Впрок и заблаговременно, потому что цены возрастают чуть ли не ежемесячно и к лету достигают своего максимума, в хозяйстве принято приобретать запчасти только на зерноуборочные агрегаты. Допустим, в ноябре минувшего года уже многое завезли в склад для того, чтобы подготовить их к жатве‑2017. Ещё на 1,5 миллиона рублей купили шин – ​для тракторов, комбайнов, сельхозинвентаря, автомобилей.

Затем специалист рассказал о том, что кампания по подготовке техники в хозяйстве приближается к завершению. До наступления нового года мастерскую покинули шесть единиц «МТЗ‑12‑21». Им на смену загнали «Кировцев», большинство из которых на сегодняшний день практически восстановлены и в скором времени смогут приступить к выполнению любых агротехнических мероприятий. В их числе механизаторы Николай Николаевич Дудкин, Владимир Николаевич Игнатенко, Андрей Иванович Замковой.

Вообще, кампания по ремонту техники в СПК им. Апанасенко регулярно проводится в сжатые сроки. Потому что, во‑первых, здесь не возникает проблем с обеспечением запчастями, во‑вторых, за каждым энергонасыщенным трактором закреплены по два механизатора. Его подготовка осуществляется их совместными усилиями. При необходимости к ним могут присоединиться и другие их коллеги. Кроме того, в МТМ трудятся специалисты-ремонтники. Не один десяток лет восстанавливает двигатели любой модели моторист Василий Ильич Головащенко. Он – ​большой мастер в своём деле, мог бы давно уйти на заслуженный отдых, однако всё ещё продолжает приносить пользу хозяйству. И обучает своего преемника – ​Александра Геннадиевича Ковалёва, который одновременно выполняет слесарные работы. Недавно влился в коллектив Виктор Стефанович Ласков. Его приняли в токарный цех, оборудованный разными станками. С их возможностями дипломированный мастер хорошо знаком. Он запросто изготовит любую деталь, были бы заготовки. Если есть возможность их реставрировать, то специалист и эту работу выполнит, как надо. Сидеть без дела ему не приходится, потому что за помощью обращаются не только механизаторы, но и шофера, а ближе к лету придут и комбайнёры. В разборке, сборке крупных тракторных узлов и деталей и прочих мероприятиях участвует слесарь Алексей Владимирович Сухоносов. А механизатор Владимир Павлович Герко научился самостоятельно восстанавливать коробки передач. Словом, весь ремонт техники здесь осуществляется собственными силами, без посторонней помощи. Единственное, когда требуется навести порядок в электронике и электропроводке, установленной в последних моделях агрегатов, то приходится приглашать специалистов из других предприятий.

Здание мастерской в СПК им. Апанасенко было построено на века – ​прочное, просторное, светлое. Но каждому помещению рано или поздно требуется капитальный ремонт. Так что в прошлом году в хозяйстве решили обновить МТМ. Весной, с наступлением благоприятной погоды тут демонтировали старый шифер и заменили его на современный металлопрофиль. После того как обновили кровлю, приступили к окнам, ведь практически все они были установлены в момент строительства здания. Пока удалось поставить восемь пластиковых «пакетов». Теперь во всех цехах и кабинетах новая экономичная система отопления, где использованы полипропиленовые трубы. Приобрели в производственном кооперативе обогревательный котёл, который, кстати, функционирует за счёт отходов горюче-смазочных материалов. По мере возможности силами тружеников сельхозпредприятия меняется электропроводка, белятся стены и потолки, красятся двери. Для ремонтников и механизаторов обустроена комната отдыха, чтобы имелась возможность обеденный перерыв провести в комфортных условиях.

– В текущем сезоне ближе к теплу мы продолжим работы по благоустройству мастерской. Люди должны трудиться в хороших условиях, ведь у станков они проводят чуть ли не половину своей жизни, – ​подвёл итог беседы Сергей Даций.

Фото автора

Реклама
Предыдущая статьяНа пульсе курского АПК
Следующая статьяЧем отличился Курский АПК?