Реклама

Несмотря на громкие рекорды и грандиозные амбициозные задачи, аграрная отрасль страны на самом деле переживает далеко не лучшие времена. И одна из глобальных проблем сельского хозяйства России заключается в том, что в техническом отношении отрасль просто-­напросто входит в кризис. 70% техники – ​старше 20 лет.

Реклама

Эти две цифры знающему человеку скажут очень многое. Такая безрадостная статистика влечет повышенные затраты аграриев на ремонт и эксплуатацию. Еще одна проблема – ​значительная доля импортной техники и запчастей на российских просторах и вместе с этим практическое отсутствие для нее ремонтных предприятий. Вдобавок отсутствие технической документации к импортной технике у инженерных служб сельхозпредприятий (не говоря о фермерах) со своей стороны также ухудшает процесс и эксплуатации, и обслуживания, и ремонта. Сервисные центры, связанные с иностранной техникой, заняты тем, что заменяют целиком изношенные детали или крупногабаритные узлы, а это очень дорого для сельхозтоваропроизводителей, как считает заведующий кафедрой технического сервиса, стандартизации и метрологии СтГАУ, доктор технических наук, профессор Анатолий Лебедев. Именно поэтому проблеме ремонта сельхозтехники уделяется со стороны краевого минсельхоза, агроуниверситета и привлеченного Костромского завода автокомпонентов особое внимание.

Комплексный подход

Министерством сельского хозяйства Ставропольского края совместно с факультетом механизации сельского хозяйства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет» и представителями акционерного общества «Костромской завод автокомпонентов» для специалистов инженерных служб сельхозпредприятий Курского муниципального района и Советского городского округа Ставропольского края 26 и 27 февраля 2020 года соответственно в станице Галюгаевской на базе ООО СХП «Колхоз имени Ленина» и в с. Горькая Балка на базе СПК колхоза имени Ленина были проведены обучающие семинары «Проблемы ремонта отечественной и импортной техники». В семинаре приняли участие более 60 специалистов инженерного направления сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В станице Галюгаевской приглашенные сначала осмотрели автогараж ООО СХП «Колхоз имени Ленина» и центральную ремонтную мастерскую. Здесь же представители торгую­щих организаций-­дилеров заводов, производящих сельхозмашины, рассказали о технических характеристиках опрыскивателей и комбайнов, которые приобретены хозяйством.

Затем, когда все переместились в Галюгаевский культурно-­досуговый центр, с приветственными словом выступили заместитель главы администрации Курского района – ­начальник отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды Сергей Сушко, глава администрации Галюгаевского сельсовета Юрий Бондарев, директор ООО СХП «Колхоз имени Ленина» Альберт Сафарьян. От Министерства сельского хозяйства Ставропольского края выступил начальник отдела технического обеспечения Евгений Трухачев.

Качество – ​во главу угла

Ключевыми участниками-­экспертами совещания стали представители Ставропольского государственного аграрного университета и АО «Костромской завод автокомпонентов» («Мотордеталь»), которые сотрудничают уже более двух лет.

В пленарной части семинара были затронуты вопросы ремонта сельскохозяйственной техники, поставка потребителям сертифицированных запасных частей и расходных материалов, присутствие на внутреннем рынке конт­рафактной продукции.

 

Представитель «Мотордеталь» Дмитрий Шохин познакомил участников семинара с ассортиментом продукции, выпускае­мой заводом, новинками производства и современными передовыми технологиями, реализуемыми предприятием при изготовлении запасных частей. Производство высококачественной продукции и совершенствование при проектировании и изготовлении стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с технологическим партнером из Германии – компанией Kolbenschmidt.

Завод «Мотордеталь» – ​российский производитель и поставщик запчастей для грузовых, малотоннажных, легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники. В настоящее время ассортимент продукции компании включает в себя: детали цилиндро-поршневой группы (гильзы цилиндров, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы), фильтры и фильт­рующие элементы, комплекты резинотехнических изделий (РТИ), вкладыши подшипников скольжения, клапаны, приводные ремни.

Дмитрий Шохин рассказал, что завод не только производит, но и подвергает свою продукцию многочисленным стендовым испытаниям и проверкам в реальных условиях.

В ходе пленарной части также было подчеркнуто, что ежегодные объёмы ремонта техники в хозяйствах края достаточно «весомые». В течение 2020 года (по видам ремонта) краевым аграриям предстоит отремонтировать 12 334 единиц самоходных машин и грузовых автомобилей, в том числе: 6350 тракторов, 3298 зерноуборочных комбайнов, 221 кормоуборочный комбайн, 2465 грузовых автомобилей. Также запланировано восстановить 4332 единицы двигателей тракторов и комбайнов и 1852 единицы автомобильных двигателей.

Проблему решают профессионалы

В практической части семинара представители СтГАУ во главе с заведующим кафедрой «Технический сервис, стандартизация и метрология», профессором Анатолием Лебедевым провели мастер-­класс по работе с различными контрольно-­измерительными инструментами.

Они детально раскрыли методики выбора, настройки и поверки инструментов для измерения деталей цилиндро-­поршневой группы и продемонстрировали практическое применение современных метрологических инструментов и оборудования.

Показательные демонстрации были проведены для деталей цилиндро-поршневой группы (поршень – ​гильза цилиндров – ​палец поршневой) двигателей производства ПАО «Автодизель» (ЯМЗ), ПАО «КамАЗ» и ПАО «ЗМЗ».

Комментируя тему семинара, Анатолий Тимофеевич сделал акцент на важнейших вопросах, касающихся ремонта отечественной и импортной сельскохозяйственной техники.

— Что касается темы сегодняшнего семинара-­совещания, то основная проблема ремонта сельхозтехники – ​это качество запасных частей, – ​заявил профессор Лебедев по завершении практической части семинара. – ​Все, что поставляет «Мотордеталь» – ​это запасные части на ремонт. И от их качества зависит долговечность двигателей, бесперебойность и безотказность их работы в ответственный период. Ведь отказ двигателя в ходе уборки урожая – ​это недопустимая вещь. Поэтому ремонт осуществляется не в напряженный период. Поэтому мы показываем компанию, которая производит запчасти, причем за счет новых технологий, а новые современные формы контроля обеспечивают высокое качество производимой продукции.

Профессор Лебедев рассказал присутствующим, что сам лично побывал на территории завода, где увидел все процессы производства от проектирования до обязательного многоуровнего контроля и упаковки продукции.

Также профессор является руководителем учебно-­научно-производственного центра «Восстановление и упрочнение деталей машин» Ставропольского государственного аграрного университета. Центр ведет работу по 10 направлениям, включая повышение долговечности уплотнительных материалов, применение альтернативных видов топлива, исследование долговечности рабочих органов почвообрабатывающих орудий и др.

В рамках семинара состоялось награждение передовиков производства агропромышленного комплекса района из числа инженерно-­технических работников.

Ремонт дорожает

В показательной части семинара в СПК колхозе имени Ленина Советского ГО специалистам инженерных служб сельхозпредприя­тий также была продемонстрирована производственная база сельхозорганизации. Объектами показа стали машдвор, центральная ремонтная мастерская, автогараж, а также образцы современной отечественной сельскохозяйственной техники, серийно выпускаемой заводами.

Заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края Сергей Ридный, комментируя обучающие мероприятия, в частности сообщил:

— За 2 года акционерным обществом «Костромской завод автокомпонентов» проведено уже 5 обучающих семинаров по данной тематике. Министерство сельского хозяйства Ставропольского края всегда приветствовало проведение подобных мероприятий, особенно в период «межсезонья», «зимней паузы», когда сельхозорганизации заняты подготовкой техники к весне.

Если говорить об объёмах ремонта, то ежегодно они более или менее сильных изменений не претерпевают, чего не скажешь о стоимости ремонта, где главной статьей расходов выступает цена на запасные части и расходные материалы. Так, затраты на ремонт техники в хозяйствах края за последние 11 лет (2010‑2020 годы по прогнозным данным) превысят 33 230,1 млн руб­лей, в том числе прогноз по затратам на ремонт техники на 2020 год – ​4462,2 млн руб­лей (за 11 лет рост затрат составит 66,2%). В том числе за 2010‑2019 годы сельхозорганизациями края только отдельно на восстановление двигателей было потрачено более 1647 млн руб­лей (около 176 млн руб­лей в 2019 году).

Практика показывает: из общего объёма ремонта техники в крае основная её часть проходит в условиях центральных ремонтных мастерских сельхозпредприятий, где ещё поддерживается на должном уровне ремонтная база и сохранены трудовые ресурсы (специалисты). Это относится и к ремонту двигателей. Из 2471 единицы двигателей, требующих капитального ремонта в 2020 году, почти 80% (или 1961 единица) планируется восстановить «на местах», в хозяйствах края. Поэтому аграрии Ставрополья крайне заинтересованы в поставках качественных (оригинальных) запасных частей и расходных материалов, – ​подчеркнул заместитель министра.

Фото автора

Реклама
Предыдущая статьяЛегенда Изобильненской земли
Следующая статьяТренды российского зернового рынка