Реклама

Министерство сельского хозяйства Ставропольского края регулярно организовывает семинары, где обсуждается важная для аграриев тема, связанная с ремонтом техники в осенне-зимний период и готовностью машинно-тракторного парка к весенним полевым работам. В нынешнем году решено вначале провести мероприятия по зонам, а затем уже – краевые. Первое кустовое совещание состоялось на базе СПК «Дружба» Апанасенковского района (пуководитель Евгений Кущ). Вёл его первый заместитель главы аграрного ведомства СК, курирующий вопросы технического обеспечения, Сергей Ридный.

Реклама

Прежде всего, участники, прибывшие из Апанасенковского, Ипатовского, Красногвардейского, Туркменского, Петровского и Труновского районов, собрались в зале заседаний хозяйства, где была проведена теоретическая часть мероприятия. Гостей поприветствовал начальник управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды ААМР СК Николай Порхунов. Он детально рассказал о техническом состоянии предприятий АПК региона. На Апанасенковье – 190 000 гектаров пашни, для их обработки имеются более 770 тракторов, в том числе энергонасыщенных – около 200 единиц. Автомобильный парк представлен 450 машинами, комбайновый – 300 агрегатами. Кроме того ещё холдинги выделяют до 90‑100 зерноуборочных комбайнов. Обычно пос­ле завершения осеннего сева хозяйства сразу же начинают ремонт и подготовку сельхозинвентаря к зимнему хранению. Специалисты прекрасно знают, что своевременно и качественно проведённая работа в этом направлении позволяет сэкономить свыше 15 % денежных средств, необходимых потом на восстановление. Устранение неисправностей тракторов осуществляется в собственных мастерских сельхозпредприятий. Сроки ремонта определяются самостоятельно, однако контрольные даты в районе всё же имеются: к 1 февраля необходимо поставить на линейку готовности 85 % агрегатов, к 1 марта – 100 %.

Последние пять лет на Апанасенковье проводятся взаимопроверки деятельности инженерно-технических служб. Это подстёгивает специалистов к тому, чтобы оперативно навести порядок у себя «дома», а ещё – имеется возможность посмотреть на положительный опыт своих соседей. Несмотря на ряд позитивных моментов, в районе наблюдаются и проблемы, отметил Николай Иванович. Прежде всего, низкий процент обновления машинно-тракторного парка. Причина тому – недостаток средств. Но нынешний год во всех хозяйствах оказался урожайным, так что имеются планы на приобретение комбайнов, грузовиков, тракторов и сельхозинвентаря. Из-за недостатка денег возникают сложности и с ремонтом техники, поэтому сельхозтоваропроизводители вынуждены брать кредиты. Вызывает тревогу обеспеченность кадрами. Особенно остро ощущается нехватка опытных механизаторов, ведь молодёжь уезжает из села в город безвозвратно. Пока ещё производственные кооперативы и колхозы со всеми процессами справляются собственными силами, но что их ждёт через 5‑6 лет при такой тенденции, несложно представить.

О том, как обстоят дела с восстановлением машин и инвентаря в крае, проинформировал начальник отдела технического обеспечения министерства сельского хозяйства СК Евгений Трухачёв.

– Осень и зима традиционно используются хозяйствами края для подготовки агрегатов к началу проведения массовых полевых работ наступающего года. В этот период осуществляется восстановление практически всего машинно-тракторного парка, идёт подготовка их к эксплуатации. И здесь большое значение приобретает грамотная организация самого процесса ремонта, его технического обеспечения, внедрение в производство передовых технологий устранения неисправностей, а также постановка на зимнее хранение сельхозмашин с выполнением соответствующего ГОСТа, – сообщил Евгений Дмитриевич.

В 2017 году в крае запланировано отремонтировать 11 484 единицы самоходной техники, в том числе 5567 тракторов, что составляет 28,5 % от общей численности, 3142 (48,3 %) зерноуборочных и 220 (47,5 %) кормоуборочных комбайнов, 2555 (30,6 %) грузовых автомобилей, а также 7946 (49 %) двигателей. В большинстве случаев восстановление проводится собственными силами – в хозяйствах имеются централизованные мастерские и специалисты разных профессий. Руководители сельхозпредприятий уделяют ремонту техники должное внимание: выделяют необходимые денежные средства на приобретение материально-технических ресурсов, создают условия труда для рабочих. Лишь незначительное количество техники намечено поставить на линейку готовности в РТП и спецпредприятиях.

Плановая нагрузка по ремонту агрегатов по первому кусту СК на четвёртый квартал 2016 года следующая: устранить неисправности в 1228 тракторах, в 903 зерновых и 54 кормозаготовительных комбайнах, 631 автомобиле, 1609 двигателях. Пока же темпы проведения данной кампании ниже прошлогоднего сезона. И причина здесь, в принципе, одна – из-за неблагоприятных погодных условий ещё во многих хозяйствах не завершена пахота. В ноябре шли обильные дожди, выпало немало снега, хватило и морозных дней, что затормозило работу земледельцев.

В завершении своего выступления Е. Д. Трухачёв рекомендовал рационально и взвешенно подходить к разработке и утверждению планов ремонта техники в осенне-зимний период, правильно расчитывать свои силы, равномерно распределять нагрузку. Однако при этом нельзя переходить в другую крайность, отодвигая основной объём работ на первый квартал будущего года. В условиях импортозамещения и использования отечественных сельхозмашин, залогом успеха в данном деле по-прежнему признана система планового обслуживания и восстановления любых агрегатов. Коллективы, идущие по этому пути, на ремонт тратят, как известно, меньше средств. Кроме того качество и объём выполнения устранения неисправностей напрямую зависит от финансового состояния каждого сельхозпредприятия. В этой связи с целью уменьшения издержек следует осуществлять ремонт прицепных и навесных орудий сразу после проведения сева озимых культур – в тёплое время года, а подготовку самоходных машин переносить в отапливаемые помещения. При наличии в предприятиях АПК «свободных» денежных средств, есть смысл, воспользовавшись, так называемым межсезоньем, приобрести требуемые запчасти до их подорожания. Такая практика на территории Ставрополья уже имеется, и результаты – неплохие.

Государственный инспектор по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Ставропольском крае Алексей Сырман в своём выступлении рассказал о том, что основной задачей их учреждения является надзор за техническим состоянием всех агрегатов в процессе использования их в части обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, соб­людение правил эксплуатации машин и оборудования. Исполнение государственной функции выражается в проведении плановых и внеплановых проверок. В текущем году их было 18, что не так уж и много по отношению к общему количеству владельцев техники. Любые технические орудия, находящиеся в эксплуатации, должны быть зарегистрированы и проходить техосмотр. Но, к сожалению, это не так. В настоящий момент в отделе Гостехнадзора на учёте состоят 66484 машины, из них относятся к АПК – 25 949 единиц, то есть 39,1 %. Самоходная техника исчисляется 52 445 единицами, в том числе в АПК – 21 897. При этом на ежегодный гостехосмотр представлено лишь 27 790 единиц или 41,8 % от общего количества. Получается, что практически каждая вторая машина в крае не проходит техосмотр и представляет собой потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей. Финансовые сложности не могут являться оправданием в столь важном деле, поэтому пренебрегать вопросами обеспечения безопасности нельзя.

Как раз, кстати, оказалось сообщение главного технического инспектора труда краевой организации профсоюза работников АПК РФ Александра Здровикова. По статистическим данным, на Ставрополье произошло 72 несчастных случая, из них 30 – не связаны с производством. Отрадно, что повсеместно наблюдается снижение их численности, в том числе и со смертельным исходом. Однако уровень ЧП  при работе на высоте возрос. В связи с этим вышли новые Правила при работе на высоте. Особое внимание необходимо обратить на то, что они предусматривают обучение всех лиц, которые трудятся в данных условиях, иначе штрафов не избежать. Кроме того после каждого несчастного случая следует ожидать фронтальную проверку.

По мнению Александра Алексеевича, чаще всего нарушения выявляются в неисправности оборудования, особенно электрического. Ещё – не регулярно проводится медицинский осмотр, в том числе психическое освидетельствование. В настоящее время весьма строго держится на контроле оценка рабочего места – этот вопрос очень важен для сохранения здоровья каждого человека. С 1 декабря 2016 года на сайте учреждения будет размещена информация о проведении проверок в наступающем году.

Как всегда, на подобные мероприятия приезжают представители коммерческих организаций с целью информирования о своей продукции и услугах. В этот раз директор ООО «Реверс» Эрик Ризванов предложил запчасти к тракторам отечественного и белорусского производства. А директор ООО «ТехноЦентр» Игорь Бриднев рассказал о том, что их направление деятельности – продажа и в случае необходимости установка кондиционеров.

Теоретическая часть совещания заключалась в осмотре ремонтных мастерских СПК «Дружба». В хозяйстве имеется одно добротное здание, часть которого предназначена для восстановления «Кировцев», а другая – для осуществления ремонта остальных тракторов. Несколько лет назад там деревянные окна заменили на пластиковые, установили утеплённые двери и ворота, отремонтировали кабинет для заведующего и бухгалтера. В нынешнем сезоне собственными силами обустроили комнату отдыха, автоматизированную мойку для крупногабаритных узлов и деталей. Так что труженики работают в комфортных условиях. Но самое главное, здесь – тепло, светло и чисто. Важно и то, что для осуществления ремонта есть практически все специалисты: токари, мотористы, сварщик, аккумуляторщик, слесарь по восстановлению топливной аппаратуры, электрик. Ещё в мастерской функционируют медницкий, для обкатки двигателей, инструментальный и наплавочный цеха, а также для вулканизации камер и ремонта шин, в том числе на «Кировцы». Следует отметить, что специалистам МТМ дел хватает в любой сезон. По сообщению председателя СПК «Дружба» Евгения Куща, в хозяйстве имеются 76 тракторов, из них энергонасыщенных – 19 единиц, восемь – «МТЗ‑12‑21», остальные – лёгкие колёсные агрегаты. На машинном дворе находятся 69 автомобилей, из которых грузовиков – 38. Плюс агрегаты для заготовки кормов, опрыскиватели, навесной и прицепной сельхозинвентарь. Вся техника без исключения здесь готовится тщательным образом к зимнему хранению, в чём участники мероприятия убедились лично, побывав во дворе МТМ. Объёмы производства тут тоже впечатляют, ведь за предприятием закреплены около 20 тысяч гектаров пашни и почти столько же пастбищ. Естественно, нагрузка на технику велика, поэтому к ней относятся бережно, регулярно проводят техобслуживание, своевременно приступают к ремонту. К примеру, в нынешнем году на подготовку всех агрегатов истрачено 32 миллиона рублей и заказаны уже запчасти на зерноуборочные комбайны. Так что итоговая сумма составит 40 миллионов рублей. Как отметил главный инженер СПК Иван Голик, все работы в производственном кооперативе осуществляются своими силами – в хозяйстве, где помимо растениеводческой отрасли имеется и животноводство, трудятся в общей сложности 330 человек.

Следует отметить ещё один существенный аспект, на который обратили внимание многие гости. Они были приятно удивлены, узнав, что на Апанасенковье до сих пор есть колхозы, сохранившие свою целостность и независимость и только в трёх предприятиях – инвесторы. На примере СПК «Дружба» участники семинара убедились, что такая форма хозяйствования имеет немало положительных моментов.

Итоги встречи подвёл Сергей Ридный. Вклад инженерной службы в производство любой продукции, бесспорно, большой. Без техники сегодня в поле не выйдешь – в структуре урожая она занимает 30 %. К сожалению, у аграриев края не всегда получается своевременно обновлять агрегаты. Амортизационный срок эксплуатации составляет десять лет, но, как показывает практика, на деле он увеличен в два, а то и три раза. Поэтому без должного ремонта не обойтись, отчего возрастают затраты на восстановление, и, как следствие повышается себестоимость выращиваемой продукции. За 2011‑2016 годы обновление техники в крае заметно снижается. Особенно тревогу вызывает нехватка зерноуборочных комбайнов. И руководителям предприятий АПК следует обратить на данную проблему особое внимание.

Завершилось мероприятие приятным моментом – награждением передовиков производства инженерно-технических служб предприятий. За особый вклад в развитие сельскохозяйственной отрасли региона и многолетний добросовестный труд звание «Почётный работник агропромышленного комплекса Ставропольского края» присвоено заместителю председателя по механизации и электрификации СПК «Терновский» Андрею Григорьевичу Васильеву и заместителю руководителя управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды АТМР СК Владимиру Николаевичу Манаенко (Труновский район), главному инженеру СПК «Дружба» Ивану Андреевичу Голику и заведующему автогаражом этого хозяйства Ивану Васильевичу Денисенко (Апанасенковский район), главному инженеру ЗАО СХП «Октябрьский» Вячеславу Николаевичу Капустину (Ипатовский район), главному специалисту отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды АПМР СК Виктору Ивановичу Мальцеву и главному инженеру ООО имени С. М. Кирова Виктору Ивановичу Щербаку (Петровский район), главному инженеру СПК племенного репродуктора «Владимировский» Геннадию Павловичу Сивохину (Туркменский район), глвному специалисту управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды АКМР СК Сергею Николаевичу Маслову (Красногвардейский район).

Почётные грамоты министерства сельского хозяйства Ставропольского края вручены главному инженеру СПК «Колхоза Родина» Евгению Николаевичу Бушуеву (Труновский район), главному инженеру СПК «Россия» Николаю Николаевичу Потапову и главному инженеру ОАО «Белокопанское» Александру Александровичу Фоминову (Апанасенковский район), инженеру ООО «Агропромышленный альянс» Антону Егоровичу Ярошу (Петровский район), инженеру-механику СПК «Красный Маныч» Роману Владимировичу Карбашову (Туркменский район).

 

Марина СМОЛЯНКО

Фото автора

Реклама
Предыдущая статьяИми гордится труновская земля!
Следующая статьяДружный коллектив, имя которому – ​СПК «Путь Ленина»