Реклама

Сегодня настал момент переформатировать ветеринарное образование в России, создать многоуровневую систему непрерывной подготовки кадров совместно с работодателями. Так считает ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина Сергей Позябин. В интервью «Ветеринарии и жизни» он назвал основные проблемы в подготовке ветеринарных специалистов, высказал предложения по формированию профессиональных стандартов и рассказал о том, как, по его мнению, должно развиваться ветеринарное и зоотехническое образование в России.

Реклама

– Сергей Владимирович, расскажите, что сейчас происходит в ветеринарном образовании, какие есть проблемы?

Сергей Позябин: Сегодня высшее вете­ринарное и зоотехническое образо­вание находится на подъеме: в вузах видны преобразования, нацеленные на развитие практико-ориентирован­ного подхода, взаимодействия с вы­пускниками и работодателями.

Мы чувствуем поддержку госу­дарства в рамках грантовой работы, направленной на развитие матери­ально-технической базы, повышения количества мест по целевым догово­рам. Есть поддержка студентов по про­граммам комплексного развития сель­ских территорий, стартап-проектов. Особенно хочется отметить координи­рующую роль Министерства сельского хозяйства и лично министра Дмитрия Патрушева в развитии всего аграрного образования. Нам поставлена зада­ча усилить подготовку специалистов для аграрного сектора, ветеринарных служб регионов и Россельхознадзора.

Хочу обратить внимание: в своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 года Президент РФ Владимир Путин отметил, что «сегод­ня назрели существенные изменения с учетом новых требований к специа­листам в экономике, социальных от­раслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образова­ния, и опыта последних десятиле­тий». Аграрное образование должно включиться в процесс трансформации и стать лидером, образцом для других отраслей экономики России по мо­бильности, практико-ориентирован­ности и технологичности подготов­ки кадров для агропромышленного комплекса (АПК).

Нужны преподаватели-практики

– Вы не сказали о проблемах в вете­ринарном образовании, какие они и каким видится их решение?

Сергей Позябин: Одной из проблем яв­ляется реализация программы высше­го образования «ветеринария» рядом вузов, не имеющих достаточного ма­териально-технического обеспечения и кадрового потенциала. У некоторых вузов не хватает кандидатов и док­торов наук в профессорско-препо­давательском составе, обладающих узкоспециализированными знаниями для подготовки выпускников. Таким образом, с дипломом ветеринарного врача из стен таких образовательных учреждений выходят специалисты, не обладающие должными знаниями и умениями для обеспечения высококвалифицированной ветеринарной помощи и работы на современном производстве и в передовых научных центрах.

– И что с такими вузами делать?

Сергей Позябин: По моему мнению, надо разработать систему мониторин­га реализации образовательных про­грамм в учебных заведениях и в случае выявления нарушений в обеспечении учебного процесса – сокращать ко­личество вузов, куда распределя­ются контрольные цифры приема по специальности «ветеринария», или лишать нарушителей государственной аккредитации.

– Еще одна проблема, о которой мно­го говорят, – это нехватка препода­вателей-практиков.

Сергей Позябин: Да, действительно, сейчас недостаточно преподавателей, которые умеют применять в профес­сиональной деятельности передовые технологии и методы лечения живот­ных, контроля качества и безопасности продукции, обеспечения продоволь­ственной безопасности. Выходом из этой ситуации может стать обяза­тельное привлечение к образователь­ному процессу не менее 15% практику­ющих специалистов и использование базовых кафедр для обеспечения прак­тико-ориентированного обучения. Кроме того, необходим системный подход к повышению квалификации преподавателей, работающих в ву­зах, – они должны ежегодно посещать производственные площадки и пере­довые организации в сфере ветерина­рии, чтобы затем передать полученные там знания и опыт своим коллегам и, конечно же, нашим студентам.

Питомцы побеждают

– Сейчас некоторые вузы переориен­тируются на обучение городских вет­врачей, которые работают только с мелкими домашними животными. Как оцениваете такой подход?

Сергей Позябин: Это, на мой взгляд, еще одна проблема, поскольку ори­ентация некоторых вузов на работу только с мелкими домашними жи­вотными не отвечает стратегическим задачам аграрного образования. Од­нако не противоречит действующему законодательству. Получая диплом ветеринарного врача государствен­ного образца, выпускники, обучавши­еся только по программам болезней мелких животных, по закону, в соот­ветствии с профстандартом, могут работать не только с домашними пи­томцами, но и в любой другой сфере ветеринарной деятельности. При этом они не имеют достаточных знаний в области инфекционной и инвазион­ной патологии сельскохозяйственных животных, эпизоотологии и других дисциплинах, обеспечивающих ком­петенции выпускника в сфере биоло­гической безопасности.

– Это уже опасно допускать такого специалиста в аграрный сектор. Как быть?

Сергей Позябин: Я вижу здесь такой путь решения проблемы – подготовка вете­ринарных специалистов с учетом вида животных. Однако это возможно после разработки отдельных профессиональ­ных стандартов: «Ветеринарный врач по мелким домашним животным», «Ветеринарный врач по сельскохозяй­ственным животным», «Ветеринарно-санитарный врач» и так далее.

– А что делать с подготовкой вет­врачей и зоотехников в учреждениях дополнительного профессионального образования?

Сергей Позябин: Здесь у меня мнение однозначное – запретить получе­ние квалификации «ветеринарный врач», «ветеринарный специалист», «зооинженер», «зоотехник» и «вете­ринарно-санитарный врач» на базе организаций дополнительного про­фессионального образования (ДПО). Подготовка кадров данных квалифика­ций должна проводиться только в выс­ших учебных заведениях с полным освоением образовательной програм­мы. При этом к учреждениям ДПО, реализующим программы повышения квалификации и профпереподготовки в области ветеринарии и зоотехнии, необходимо предъявлять серьезные требования, чтобы избежать ситуации, когда вся профпереподготовка прохо­дит дистанционно, без освоения прак­тических навыков.

Ординатуре быть

– Давно идут разговоры о внедре­нии ординатуры для ветеринарных специалистов. Как продвигается ре­шение этого вопроса?

Сергей Позябин: Сейчас мы готовимся провести эксперимент по внедрению ординатуры в ряде учебных заведе­ний. Хочу отметить вклад в эту работу статс-секретаря – заместителя мини­стра сельского хозяйства РФ Максима Увайдова и президента Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергея Середы.

Обучение в рамках ординатуры предполагает освоение образователь­ных программ, рассчитанных на 2 года. Это будет теоретический курс и прак­тическая работа в ведущих ветеринар­ных и научных центрах, на предприя­тиях и в организациях отрасли АПК с завершением обучения и итоговой аттестацией в форме защиты выпуск­ной квалификационной работы.

– Приведите примеры таких образо­вательных программ.

Сергей Позябин: Например, планиру­ется, что одной из образовательных программ ординатуры станет «вете­ринарная фармация». Эта программа будет включать разделы: управление и экономика ветеринарной фармации; технологии производства препаратов; мониторинг безопасности лекарствен­ных средств для ветеринарного приме­нения; контроль и надзор за оборотом лекарственных средств для ветеринар­ного применения.

Еще одна программа – «биотехника и репродукция животных». Содержа­ние данной программы будет пред­усматривать изучение биотехники размножения и сохранения репродук­тивного здоровья и долголетия жи­вотных, репродуктивную хирургию, геномные технологии, включая кло­нирование, генетическое редактирова­ние и консервирование генетического материала высокоценных животных.

– А что можно сделать до начала эксперимента, как сейчас развивать профилизацию ветеринарного обра­зования?

Сергей Позябин: Практико-ориентиро­ванную подготовку можно осущест­влять на базе предприятий и ветери­нарных центров, сотрудничать в этом направлении с государственной вете­ринарной службой и организациями Россельхознадзора. В ряде вузов уже сегодня есть базовые кафедры. На­пример, в нашей академии их четыре. Еще один вариант практико-ориенти­рованного подхода – образовательные площадки крупных холдингов в самих вузах.

Можно идти по пути специализации образовательного процесса. Решение этих задач полностью в компетенции ректора образовательной организа­ции. Так, в Московской ветеринарной академии есть 7 дисциплин по выбору: биология и патология жвачных живот­ных; биология и патология лошади; биология и патология свиньи; биоло­гия и патология сельскохозяйственной птицы; биология и патология пушных зверей и кроликов; биологическая безопасность объектов ветеринарного надзора и обращения лекарственных средств в ветеринарии; особенности работы в лечебно-диагностическом ветеринарном центре для мелких до­машних животных. Объем каждой из этих дисциплин составляет 360 ча­сов занятий, что позволяет готовить студентов с учетом выбранного на­правления. Однако такая система не может полностью подготовить уз­ких специалистов по конкретно вы­бранным направлениям, для этого требуется больше времени.

Образование и инновации

– В целом как видится развитие ве­теринарного образования в ближай­шей перспективе?

Сергей Позябин: Сегодня основными направлениями развития ветеринар­ного и зоотехнического образования должны стать обеспечение доступно­сти его для сельской молодежи, под­готовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда.

Перед вузами и работодателями стоит задача по созданию иннова­ционной системы высшего и допол­нительного ветеринарного образо­вания. Необходимо ориентироваться на обеспечение конкурентоспособ­ности экономики путем подготовки квалифицированных специалистов, отличающихся высокой производи­тельностью труда и гибкостью, а так­же внедрение и распространение но­вых идей и технологий. Для этого вузы должны стать не только учебными, но и исследовательскими центрами, генерирующими новые знания и пе­редовые технологии.

Вузы должны отвечать широкому диапазону параметров, в числе кото­рых высокая квалификация профес­сорско-преподавательского состава; существенные для АПК результаты научных исследований; взаимосвязь с бизнесом в рамках практической и целевой подготовки студентов. При этом необходим достаточный объем финансирования образовательной и научно-исследовательской дея­тельности. Все это позволит готовить высококвалифицированных специ­алистов, способных обеспечить вы­сокие темпы роста животноводства, продовольственную и биологическую безопасность страны.

Ветеринарное образование России в цифрах

В 2023 году в России 57 вузов обеспечивают подготовку ветеринарных врачей, из них 34 образовательные организации подведомственны Минсельхозу России, 22 – Минобрнауки России и 1 – Минздраву России. Общее количество студентов вузов Минсельхоза, обучающихся по специальности 36.05.01 (ветеринария), составляет 31 319 человек, в том числе обучающихся за счет средств федерального бюджета – 21 062 человека. Ежегодный выпуск ветеринарных специалистов составляет 3981 человек. Средний процент трудоустройства выпускников – наиболее высокий в отрасли АПК, он составил 69,5% в 2021–2022 годах.

Реклама
ИСТОЧНИКВИЖ
Предыдущая статьяСтаврополье завоевало два Гран-при и 36 медалей на Российская выставке племенных овец и коз
Следующая статьяПравительство утвердило правила локализации производства семян в России