Техника к весне готовится заранее

Реклама

Чтобы заниматься растениеводческой отраслью и при этом получать высокие урожаи, очень важно иметь исправную и надёжную технику. Это относится не только к тракторному парку, но и к сельхозинвентарю – ​тяжёлым и лёгким культиваторам, боронам, плугам, сеялкам и т. д. Каждый грамотный руководитель хозяйства заинтересован в том, чтобы машины обслуживали знающие своё дело механики, а за штурвалами комбайном сидели любящие землю люди.

Реклама

Хорошая база

В каждом сельхозпредприятии есть свои особенности подготовки техники к очередному полевому сезону. Они основываются на возможностях, имеющихся в хозяйстве, и степени износа агрегатов. К примеру, в СПК «Россия» Апанасенковского района сформирована мощная инженерная служба, укомплектованная квалифицированными специалистами. В каждой производственной бригаде, а их в хозяйстве – ​четыре, работают механики, задача которых заключается в том, чтобы в период с весны до осени своевременно обеспечивать механизаторов необходимыми запчастями и находить пути оптимального устранения неисправностей. В зимние месяцы они держат на контроле ход ремонта парка техники. Ещё трудятся инженер-­браковщик Андрей Ильченко и инженер по ремонту энергонасыщенных агрегатов Александр Морин. Центральной мастерской заведует Андрей Киричек. А возглавляет весь отдел главный инженер Николай Потапов.

В данной должности Николай Николае­вич, окончивший СтГАУ, работает почти десять лет, и до этого был специалистом среднего звена, так что в целом имеет большой стаж в деле. За годы его руководства службой в хозяйстве сделано немало положительного, отлажена система приобретения запчастей.

Для осуществления мелкого ремонта тракторов в период полевых работ в подразделениях построены типовые ПТО. Кроме того, в них проводится восстановление навесного и прицепного инвентаря, кормодобывающей техники. Но основная подготовка железных «коней» все же осуществляется в мастерской зимой. Прежде чем приступить к устранению неисправностей, специалисты вместе с механизатором устанавливают сезонную норму выработки того или иного агрегата в эталонных гектарах, степень изношенности основных узлов и деталей. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какой ремонт – ​текущий или капитальный – ​предстоит провести.

В МТМ одновременно могут разместиться восемь колесных МТЗ. Земледельцы направляются в мастерскую по утвержденному графику с таким расчетом, чтобы из одной бригады были хотя бы два человека и в случае необходимости могли друг другу помочь. В текущем году к ремонту приступили в начале ноября.

Зимние трудовые будни

В числе тех, кто первым начал подготавливать агрегат, является Александр Железняк. Собственно говоря, механизатором он стал в марте 2019 года, хотя общий стаж деятельности в сельхозпредприятии у него составляет 30 лет. Окончив восемь классов, парень решил немного поработать в колхозе, по крайней мере, до армии, а там – ​будет видно. Сразу являлся учеником элект­рика, потом его перевели в строительную часть. Тогда новостройки возводились часто, поэтому работой коллектив был загружен постоянно. Выполнив воинский долг, Александр вернулся домой и снова пришел в хозяйство. Некоторое время выполнял обязанности оператора на пекарне, после чего появилось желание освоить профессию животновода, а именно, – ​гуртоправа. За его коллективом были закреплены коровы, поэтому помимо ежегодного ухода за ними каждый сезон следовало проводить отел с последующим выращиванием полученного молодняка.

Вместе с тем Александра Александровича привлекало и растениеводство. У него имелось удостоверение, позволяющее управлять техникой. И он воспользовался этим – ​начал участвовать в уборке зерновых культур в качестве штурвального. Двенадцать уборочных кампаний провел на Ниве и столько же на Векторе. Надо отдать должное, по итогам кампании экипаж зачастую занимал призовые места по намолотам в СПК «Россия».

— Почему я стал механизатором? Все животноводы практически живут в степи. Жене стало тяжело одной справляться с домашними делами, да и дети подрастают, надо им больше внимания уделять. А тут как раз уходил на пенсию Виктор Иванович Кулинич, руководство третьей бригады предложило мне принять его трактор. Согласился! Агрегат укомплектован навесным оборудованием. В соответствии с этим доставлял воду по овцеводческим фермам и гуртам, летом участвовал в заготовке кормов, подвозил семенной материал в период закладки будущего урожая. Теперь вот ремонтом занимаюсь, не хочется потом простаивать из-за поломок, – ​рассказывает Александр Железняк.

Механизатор подразделения № 1 Владимир Сахно тоже полтора месяца провел в центральной мастерской. За ним сейчас закреплены два трактора – ​МТЗ‑80, оборудованный стогометом, и МТЗ‑12‑21. И оба они, как выяснилось, нуждаются в устранении неисправностей – ​следует привести «в порядок» коробку, гидравлику, задний мост и прочие узлы. На первом агрегате Владимир занимается заготовкой сена – ​обычно при помощи стогомета загружает его в телеги, укладывает в скирды в местах зимовки животных. На втором – ​проводит сев, пахоту, боронование, иногда культивацию, разбрасывает удобрения.

В эту бригаду парень трудоустроился в 2002 году, когда остались позади служба в армии в Ростовской области и частые командировки в Грозный, где шли боевые действия. С тех пор так и работает здесь, приобретя немалый опыт в выбранном деле и хороший авторитет со стороны коллектива.

— Нисколько не жалею, что стал механизатором, – ​говорит Владимир Сахно. – ​В школе я учился в профклассе, организованном при ученической производственной бригаде, сдал там экзамены, а удостоверение, позволяющее управлять техникой, получил, когда исполнилось 18 лет. Уже тогда точно знал, что буду работать на тракторе в местном сельхозпредприятии. В Манычском живут все знакомые мне с детства люди, здесь дорог и мил каждый уголок, поэтому уезжать из села никогда не планировал.

Рядом с Владимиром Сахно в центральной мастерской разместился Алексей Молков. Когда-то они оба учились в одном классе, теперь трудятся в одной бригаде механизаторами. В настоящий момент за Алексеем Васильевичем закреплен МТЗ‑80, который был выпущен с конвейера завода еще 15 лет назад. Неудивительно, что ему требуется капитальный ремонт. Из значимого необходимо починить двигатель, коробку и задний мост, плюс – ​различная «мелочь».

— На разборку и восстановление этих узлов у меня ушло немногим больше месяца, – ​информирует земледелец. – ​Чтобы все собрать в единое, столько времени уже не нужно, после новогодних праздников покину МТМ.

Общий трудовой стаж в сельском хозяйстве у Алексея Молкова составляет 20 лет. С профессией механизатора он благодаря своему отцу был знаком еще со школьной скамьи. Молков-­старший работал на тракторе, многое рассказывал сыну о деятельности на производстве, зачастую брал его с собой в подразделение и на поле, учил управлять агрегатом. Так что Алексей, будучи еще старшеклассником, уже имел неплохие навыки в вождении агрегата. К слову сказать, Василий Николаевич являлся хорошим мастером своего дела, ему было присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Апанасенковского района».

Однако одних знаний не достаточно, требовался и документ, вернее удостоверение, позволяющее ежедневно трудиться на тракторе. И Алексей поступил в Дивенское ПТУ, где учился три года, после чего начал работать в СПК «Россия». Первым трактором, который за ним закрепили, был гусеничный ДТ‑75. Тогда еще эти агрегаты привлекались к выполнению агротехнических мероприятий – ​следовало проводить боронование, пахоту. Затем молодому человеку вручили ключи от МТЗ и направили на молочную ферму в качестве тракториста-­скотника, когда необходимо не только скашивать кормовые травы и раскладывать их в кормушки, но еще и выпасать коров. Со временем Алексей Молков перевёлся в первую бригаду. Здесь он вносит минеральные удобрения, проводит боронование и культивацию парового клина, участвует в севе озимых культур, заготовке кормов.

На счету Алексея Васильевича – ​15 уборочных кампаний. Из них тринадцать лет был штурвальным на Дон‑1500, и еще два года комбайнером, управляя Вектором.

В мастерской в помощь механизаторам функционируют такие цеха, как токарный, сварочный, слесарный, моторный, по восстановлению топливной аппаратуры и аккумуляторов.

Зимние месяцы, отведенные для ремонта тракторного парка, промчатся быстро. И снова наступит пора начинать очередной сезон полевых работ. Вот и торопятся земледельцы хозяйства встретить его достойно – ​на исправленной технике!

Фото автора

Реклама
Предыдущая статьяИ знания, и опыт
Следующая статьяЗаветная мечта или «подводные камни» в поле