Реклама

Лезгинская порода – ​одна из красивейших в мире. Белоснежные овцы радуют глаз пушистыми волнами длинной шубки, а угрожающего вида бараны покоряют сердца эстетов причудливыми витками рогов. Порода относится к аборигенным и создавалась путем многовековой народной селекции и является достоянием страны.

Реклама

Сохранить наследие предков – ​святая обязанность потомков. Всего два племенных хозяйства в Дагестане занимаются разведением лезгинских овец. Одно из них – ​СПК «Восход» Ахтынского района Дагестана под руководством Мамеда Махмудова.

Цена вопроса

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Восход» образован в конце 90‑х годов. Мамед Махмудов начинал свое дело с небольшой отары в 250-300 голов. В советские времена шерсть лезгинских овец ценилась вдвое дороже мериносовой. К тому же горные народы всегда больше ценили мясо, полученное от курдючных животных, поэтому проблем с реализацией никогда не было. Молодняк после отбивки по окончании летнего выпаса продавали в Азербайджан, не перегоняя их в Прикаспийскую низменность, и так продолжалось, пока не закрыли границы.

Большая востребованность продукции овцеводства при низкой себестоимости обеспечивала финансовую стабильность предприятию и открывала возможности для дальнейшего роста. Требовались только ответственность, трудолюбие и преданность делу, и руководитель сельхозкооператива обладал всеми этими качествами. Сельхозкооператив рос и развивался.

Лезгинская порода относится к исчезающим. Многолетняя деятельность СПК «Восход» была направлена не только на повышение численности поголовья, но и на улучшение породных качеств и характеристик животных. В сотрудничестве с учеными Дагестана селекционно-­племенная работа позволила сельхозкооперативу получить статус племенного репродуктора.

— Наше хозяйство плотно контактирует с учеными Федерального аграрного научного центра республики Дагестан, – ​подчеркивает Мамед Бехетович. – ​Сотрудники научного центра принимают активное участие в селекционной и племенной работе. Большое содействие и консультационную помощь оказывает заведующий отделом животноводства ФАНЦ РД Абдусалам Асадулаевич Хожоков.

Маточная отара СПК «Восход» насчитывает 2400 голов, а общее поголовье вместе с нынешним приплодом – ​около шести тысяч.

Как рассказал руководитель предприятия, минувшая зимовка прошла благополучно. Хозяйство запаслось кормами: приобрело три тысячи тюков сена и 35 тонн зерна. Однако из-за слабого травостоя затраты были большими. Животных пришлось кормить с декабря по март.

Окотная кампания в сельхозкооперативе проходит в два этапа и условно подразделяется на зимний и весенний окот. По словам руководителя, первый предпочтительнее из-за того, что молодняк можно продать до наступления перегона. Не нужны дополнительные траты на транспортировку животных. Да и цена на мясо в мае более привлекательная для продавца. С другой стороны, мартовское ягнение менее хлопотно, так как нет сильных ветров и морозов.

Стоит отметить, что лезгинские овцематки – ​очень заботливые матери. В разной степени такая черта присуща всем породам, но у «аборигенов» она чрезвычайно сильна. Потеряет такая мать ягненка – ​и впадает в тоску и печаль. И это отнюдь не преувеличение и не попытка «очеловечить» животных. Опытные чабаны знают эту особенность лезгинских овец и за сотни лет разведения этой породы научились справляться с овечьей «депрессией». Одевают на другого ягненка шубку от погибшего малыша, и мать, чувствуя знакомый запах, принимает его, как родного.

В условиях высокогорья

Зимние кутаны СПК «Восход» расположены в северной зоне республики. Для того, чтобы перегнать отару на летние пастбища, нужно преодолеть сотни километров до противоположного конца Дагестана, который местные жители именуют ЮжДаг. Уже оттуда начинается подъем в горы – ​на альпийские луга, которые находятся в окрестностях самого удаленного села Хнов Ахтынского района на высоте 3200 метров над уровнем моря. Людям добраться до пастбищ можно только пешим ходом или на лошадях. Но места в этой части ЮжДага настолько живописные, что трудности перехода не мешают посещать их многочисленным туристам.

До 2007 года овец перевозили до Дербента на железнодорожном транспорте. Многие овцеводы с ностальгией вспоминают эти времена. Овцепоголовье прекрасно переносило перевозку в специально оборудованных вагонах, и такой перегон не бил по карманам хозяйствам. Все последующие годы для транспортировки животных стали использовать КамАЗы. Однако это порождает новые проблемы.

Быстрое перемещение поголовья с низменности в условия высокогорья приводит к тому, что акклиматизация овец проходит сложнее. Причем больше страдает молодая поросль. Как человеческие «детеныши» плохо переносят резкую смену климата, так и ягнята остро реагируют на изменения атмосферного давления и другие природные особенности высокогорья.

— Для адаптации ягнятам нужно около месяца, – ​рассказал председатель СПК. – ​Только потом они приходят в себя и начинают набирать вес, меняясь на глазах.

Для овцеводов молодняк – ​это не только настоящее, но и будущее благополучие хозяйства. Поэтому руководители предприятий всегда стараются избежать лишнего риска для ягнят. К транспортировке поголовья в большегрузах они прибегают, поскольку другой альтернативы нет.

Для оценки плюсов и минусов перевозки животных на автотранспорте нужно учитывать и финансовый момент. Оплата услуг водителям КамАЗов – ​это весьма существенная статья расходов в бюджете кооператива. Ситуация осложняется тем, что платить за грузовой транспорт с каждым годом приходится все больше. А дополнительные затраты оборачиваются ростом себестоимости продукции и, как следствие, снижением рентабельности производства.

— Если честно, иногда обуревают мысли, не бросить ли мне вообще заниматься этим бизнесом, – ​признается руководитель. – ​Овцеводство – ​это очень хлопотное и затратное дело, а прибыль уменьшается из года в год. Возникает вопрос, зачем его продолжать?

Говорить в сердцах можно что угодно. А в реальности Мамед Махмудов крайне переживает за дело своей жизни. Он думает не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне овцеводства. Одна из проблем, которая не дает покоя – ​опустынивание земель в Прикаспийской низменности.

Кто победит: человек или пустыня?

Деградация земель отгонного животноводства – ​это настолько серьезная для региона проблема, что многие ученые относят ее к глобальным экологическим. Пустыня в Дагестане наступает. Это заметно даже заезжим туристам. Если в окрестностях Кочубея съехать с трассы на проселочную дорогу и углубиться в степь, можно лично оценить масштаб экологической катастрофы.

Все больше становится песков. Все меньше остается растительности. Все чаще случаются песчаные бури, способные с крышей замести животноводческие точки.

Как ни прискорбно, ученые отмечают, что эта пустыня «рукотворная». Степь не сдала бы своих позиций, если бы не человек. Опустынивание напрямую связано с безответственным отношением к земле.

— Мы каждый год перевозим наш скот за сотни километров, несем огромные затраты, чтобы дать пастбищам отдохнуть. Но пока мы отсутствуем, другие этим пользуются, чтобы пригнать свой скот на наши территории, – ​с негодованием говорит руководитель. – ​В прошлом году, судя по следам и протоптанным тропам, которые мы обнаружили по возвращении с летних пастбищ, у нас паслось не меньше 300-400 коров.

Надзорные органы это не контролируют. Проследить за тем, чтобы границы территории хозяйства не нарушались, в сельхозкооперативе некому. Нанимать дополнительную охрану – ​слишком затратно и сложно с учетом кадровой проблемы. Да и кто даст гарантию, что охранник будет честно выполнять свои обязательства? А устанавливать электрические пастухи бесполезно, так как в этих местах в огромном количестве произрастает перекати поле, шары которого неминуемо снесут проволочные ограды.

Природа ошибок не прощает. Но человек способен вмешаться и вернуть степь на ее исконную позицию.

Борьба с деградацией отгонных земель, убежден руководитель, должна быть комплексной, систематической и вестись на государственном уровне. В качестве примера он приводит федеральную программу развития мелиорации, по которой СПК «Восход» провел фитомелиоративные мероприятия и посадил на 330 гектарах джузгун.

— Результат мы получили замечательный, – ​отмечает Мамед Махмудов. – ​Из небольших саженцев со временем образовались кустарниковые насаждения, которые настолько сильно разрослись, что издали напоминают виноградные плантации. Одним словом, джузгун оправдал славу лучшего пескоукрепителя. Я считаю, что такая работа должна проводиться повсеместно. Но, к сожалению, программа была приостановлена, а вести борьбу с пустыней в одиночку нам не по силам и, в принципе, бессмысленно.

Мероприятия, препятствующие опустыниванию земель, в интересах всех животноводов. Только, что называется, всем миром, можно противостоять экологическому бедствию. Поэтому овцеводы надеются, что с поддержкой государства совместная борьба вой­дет в новую фазу и завершится победой человека. От ее успешности во многом зависит настоящее и будущее животноводства в Прикаспийской низменности.

Реклама
Предыдущая статьяФинансы, технологии, импортозамещение – фокус выставки «PRO ЯБЛОКО 2023»
Следующая статьяКабмин продлил до 30 ноября действие квот на вывоз из России минеральных удобрений