СПК Орджоникидзе: от количества к качеству

Реклама

Племенной репродуктор по разведению овец села Ириб Чародинского района наверстал и превысил численность овцепоголовья, которое было в колхозе «Орджоникидзе» на момент падения советской власти. Теперь руководство одноимённого СПК поставило цель повысить качественные показатели – породные достоинства дагестанской горной овцы.

Реклама

Прирост на уровне чуда

СПК «Орджоникидзе» ведёт свою историю с 1933 года, когда в Дагестане заканчивалась всеобщая коллективизация. В селе Ириб тоже создали колхоз, который спустя четверть века объединился ещё с двумя хозяйствами.

На момент распада Советского Союза сельхозпредприятие располагало поголовьем в 12 тысяч овец. После этого численность животных много лет подряд падала, хозяйство терпело убытки. Так было до 2013 года, когда правительство страны обернулось лицом к отечественному сельхозтоваропроизводителю. С этого времени многое изменилось.

В СПК «Орджоникидзе» были построены 4 новые кошары на 1500 голов каждая. Их быстро заполнили парнокопытные обитатели. Понадобились дополнительные пастбища, и кооператив взял в аренду сельхозугодья других хозяйств.

За четыре года среднегодовое поголовье выросло с 6 тысяч до 17 тысяч! Из них 8 тысяч племенных овцематок и 500 баранов-производителей. Фактически половина стада представляет собой ценный генетический материал. Это не удивительно, ведь хозяйство имеет статус племенного репродуктора по разведению дагестанской горной овцы.

Трудности отгонного животноводства

В конце весны – начале лета чабаны СПК «Орджоникидзе» перегоняют овец с равнинных пастбищ в горы – в Чародинский и Тляратинский районы Дагестана. Это очень далеко от зимних кутанов, поэтому приходится прибегать к помощи транспорта.

Но если раньше на поездах животные преодолевали только часть пути, а от Кизилюрта их гнали пешим ходом, то сейчас все скотопрогонные участки заняты. По словам руководителя зоотехнической службы Магомедшарипа Шамсудинова, теперь надо нанимать автомобили до самых гор. А если учесть, что 1 километр обходится в 110-120 рублей, то перевозка овец становится серьёзной статьёй расходов.

Раньше государство дотировало транспортировку. На одну голову полагалось 60 рублей. Однако последние 3 года этих выплат нет.

С 2017 года урезана и племенная поддержка. Магомедшарипа Магомедалиевича удивляет, что дотации в Дагестане ниже, чем в соседних регионах.

«В Ставропольском крае, насколько я знаю, на одну условную голову платят около 5 тысяч рублей, в Астраханской области – около 4,5 тысяч рублей, а у нас в Дагестане 3,5 тысячи рублей на одну условную голову, – отметил наш собеседник. – Очень трудно в таких условиях вести отгонное животноводство. Стационарное хозяйство испытывает меньше проблем. У нас же возникают лишние затраты и требуются дополнительные трудовые ресурсы. Тем не менее, прошлый год мы закончили с прибылью, хотя и небольшой – 500 тысяч рублей».

В своей стихии

Магомедшарип Шамсудинов работает в СПК «Орджоникидзе» около 4 лет. Но за плечами у него огромный опыт ведения отгонного животноводства в соседнем хозяйстве – колхозе имени Карла Макса Чародинского района, которому он отдал 26 лет своей жизни. 15 из них он возглавлял это предприятие. Потом нашёл работу в Махачкале, устроился на завод безалкогольных напитков и соков.

Однако его знания в области сельского хозяйства по-прежнему востребованы. Он курирует зоотехническую службу СПК «Орджоникидзе».

«Животноводство – это моя стихия, я не могу без него, – признаётся Магомедшарип Магомедалиевич. – Хотя сейчас я живу в городе, я с детства занимался животноводством. После окончания института в 1972 году сразу же устроился в колхоз Карла Маркса – одно из ведущих хозяйств республики в советское время».

Выращено в Дагестане

Несмотря на то, что в наше время аграриям существовать сложнее, чем при социализме, они по-прежнему готовы обеспечивать страну необходимой сельскохозяйственной продукцией.

В прошлом году в СПК «Орджоникидзе» настригли 51 тонну высококачественной шерсти – в среднем по 3,6 килограмма с овцы. Её сдали заготовителям в Махачкалу.

Получили 165 тонн баранины, которую реализовали на местных рынках. 1200 голов баранчиков поставили на откорм, и уже в этом году впервые отправили их в Москву. Весь молодняк этого года, за исключением племенного, тоже планируют поставить на откорм.

Племенное поголовье частично останется на воспроизводство, а частично будет реализовано. Как правило, это делается, чтобы произвести обмен и, как говорят овцеводы, «освежить кровь». В позапрошлом году, например, закупили 250 баранов в Гунибском районе, а своих племенных производителей продали хозяйствам Чародинского района.

Помимо овец, СПК «Орджоникидзе» держит 600 коров кавказской бурой и красной степной пород, улучшая их мясо-молочной швицкой породой. Есть также табун лошадей. Из 120 голов 70 – это кобылы, 20 – рабочие лошадки, на которых доставляют съестные припасы для чабанов и корма для животных в горы, а остальное – молодняк, выращиваемый на мясо.

«Мясо – это стратегический продукт, – подчёркивает бригадир овцетоварной фермы Тагир Хабибулаев. – Свою продукцию нужно иметь, а не покупать у кого-то некачественное заграничное мясо. Это же позор, когда мы не можем сами обеспечить себя. Сейчас государство чуть-чуть внимание на нас обратило, поэтому надо работать. Уж где-где, а в Дагестане, где животноводство является главной отраслью экономики, своё население мясом мы можем накормить».

Зима позади

Тагир Магомедович второй год возглавляет бригаду ОТФ в СПК «Орджоникидзе», где работал несколько лет, пока не подался на заработки в соседние регионы. Чабановал он и в Ставропольском крае, и в Ростовской области. Но потом вернулся в родной Дагестан.

«В девяностых годах полный развал был, всё было плохо. Сейчас животноводам помогают. Чувствуется и забота со стороны государства, и контроль. У овцеводческих хозяйств появились доходы, – отмечает он положительные сдвиги. – В нашем СПК построены кошары, сараи. Созданы хорошие условия для чабанов».

Достаток чувствуется даже в кормах. Несмотря на холодную затяжную зиму, запасов, по словам Тагира Хабибулаева, хватило до весны. Зимние пастбища в Кочубейской отгонной зоне очень скудны на растительность, а сенокосов у СПК «Орджоникидзе» нет. Хочешь-не хочешь, а нужно закупать грубые корма.

От условий, в которых овцы переживают морозный сезон, во многом зависит успех окотной кампании. Когда мы побывали в СПК «Орджоникидзе», ещё не все овечки разрешились потомством, но на каждые 100 маток уже выходило по 105 ягнят.

Чабаны в цене

В отаре старшего чабана Ибрагима Гаджиева на 1000 маток было получено 1050 ягнят, или 105 %. Это более высокий показатель, чем в прошлом году, когда приплода было 102 %.

После окота молодняк ещё надо суметь сохранить, ведь по нормативам допускается не более 5 % падежа. Справиться с этой задачей может только бывалый чабан. Ибрагим Гаджиев является таковым. Старшим в отаре он работает уже пятнадцать лет.

«Мне это дело нравится. Я с десятого класса чабаную. Дед у меня был чабаном, и меня научил», – с благодарностью вспоминает он.

За другую отару отвечает Муртазали Муртазалиев. Он получил 1100 голов ягнят на 1000 овец, и полагает, что конечный показатель будет ещё выше.

«Чабаную я около тридцати лет. После девятого класса подался пасти овец, и по сей день с ними. У меня и родители в колхозе работали, так что я по их стопам пошёл».

На овцетоварной ферме 3 отары овцематок и одна отара молодняка. Около 4 тысяч поголовья ОТФ числится за хозяйством, и ещё порядка 3 тысяч – за чабанами.

«Чабанам мы разрешаем держать своё поголовье до 200 голов. Все затраты – перевозку, корма – берём на себя. Плюс месячный оклад у чабана 15 тысяч рублей. За каждым чабаном закрепляется 250 голов. Я могу уверенно сказать, что такой чабанской зарплаты ни у кого в республике нет, – гордится Исрапил Ибрагимов. – За обслуживание одной головы мы платим 60 рублей. В других хозяйствах платят 25-35 рублей за голову, соответственно чабан получает 7-12 тысяч рублей».

Как и многие овцеводческие хозяйства, СПК «Орджоникидзе» испытывает недостаток в молодых кадрах. Но высокая на фоне других предприятий зарплата всё же позволяет пополнять ряды животноводов местными жителями.

Сейчас в овцеводстве занято около 70 работников кооператива. Ещё 10 человек обслуживают крупный рогатый скот и двое – табун лошадей.

Курс – на качество

Возглавляет этот коллектив Исрапил Ибрагимов. 8 месяцев назад его выбрали председателем колхоза, когда его предшественник устал от тяжёлой ноши ответственности.

Исрапил Хабибулаевич 18 лет отработал этом же хозяйстве чабаном. Потом 4 года здесь же был бригадиром.

«Я всех тут знаю, и все меня знают. Это облегчает работу, – говорит председатель. – Тяжело , но работать надо. Количество поголовья до хорошего уровня дошло. Теперь нам нужно идти на улучшение качества».

Под защитой ветеринаров

Несмотря на сложную эпизоотическую обстановку в СКФО, СПК «Орджоникидзе» в прошлом году избежал всех инфекционных заболеваний, а значит, и экономических потерь. Эта заслуга лежит, в частности, на главном ветеринарном враче Имамшапи Абакарове.

«Мы каждый год несколько раз проводим профилактическую вакцинацию, и падёж у нас уменьшился в несколько раз. Прививаем за счёт государства от ящура, сибирской язвы, оспы овец, вакцина против которой работает и против нодулярного дерматита», – поясняет Имамшапи Курбанович.

В СПК «Орджоникидзе» он работает уже 10 лет, но в его обязанности, как заведующего ветлечебницей, входит контроль над 11 большими животноводческими хозяйствами. В общей сложности он отвечает за вакцинацию 40 тысяч голов мелкого рогатого скота, полутора тысяч голов крупного рогатого скота, полторы сотни лошадей, полсотни ослов и ещё собак, которых надо прививать от бешенства. Помогают ему в этой работе ветврач, ветеринарный фельдшер и санитарка – люди, от которых в немалой степени зависит благосостояние животноводов.

Реклама
Предыдущая статьяВ Грозном построят селекционно-генетический центр по разведению КРС и МРС
Следующая статьяПолная полеготовность!