Реклама

Одним из мероприятий деловой программы Агропромышленного форума Юга России, вызвавшем неподдельный интерес и оживлённую дискуссию, стал круглый стол «О мерах поддержки малых форм хозяйствования на 2023 год». На нём присутствовали фермеры Ставрополья, Кубани, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областей. Опыт ростовчан оказался полезен их коллегам из соседних регионов.

Реклама

Господдержка фермеру необходима

Дискуссию начали и вели в основном хозяева мероприятия, т. е. принимающая сторона. Так, начальник областного управления развития малых форм хозяйствования Татьяна Снитко рассказала о том, что фермерам даже проще получить господдержку, чем крупным организациям.

— Для получения субсидии на технику, например, крупным животноводческим организациям нужно выйти на 200 голов скота, а фермерам достаточно иметь в хозяйстве лишь 50 голов молочного или мясного направления, – ​пояснила Татьяна Снитко.

В то же время грантовая форма поддержки, как отметила спикер, в этом году сокращается для фермеров и увеличивается для кооперативов, что, казалось бы, должно мотивировать К(Ф)Х к объединению, но этого не произошло в той мере, на которую рассчитывали власти.

— Действительно, – ​отметила эксперт, – ​фермеры по-прежнему осторожно воспринимают идею создания кооперативов, а к работе в кооперативе относятся скептически.

И таких немало, несмотря на то, что поддержка кооперативов государством всячески продвигается «в массы». В данном случае позиция министерства такова: фермерам выгодно объединяться в кооперативы, кооперация фермеру поможет, так как позволит снизить затраты и вый­­ти на крупные рынки.

— Фактически каждый десятый фермер развивается с помощью грантовой поддержки, – ​заявила Татьяна Снитко. – ​Но мы понимаем, что важно не столько количество, сколько качественная работа. И грантовая поддержка – ​это не единственная мера, которой фермер может пользоваться. Например, положительно зарекомендовала себя программа льготного кредитования, уже отработаны все «острые углы», по крайней мере, по краткосрочным кредитам.

Еще один вид помощи, который активно продвигается ­властью, по информации спикера, касается субсидирования кооперативов, что, конечно же, заинтересовало присутствующих. Господдержка касается организованных закупок. Например, если у кооператива есть договоры со свои­­ми членами на поставку сельхозпродукции, то до 15% затрат на эту закупку кооперативу возмещается за счёт бюджета. Есть сложности и здесь: немногие объединения фермеров способны правильно вести бухгалтерию. Зачастую фермеры используют для переводов не расчётный счет ИП, а свой личный, что, конечно же, не может быть принято к субсидированию.

Татьяна Снитко также заострила внимание на правиль­нос­­ти оформления документов. Без этого условия с мечтой о субсидии можно попрощаться. Однако благодаря развитию центров помощи и консультаций фермеров господдержка поддержка облегчается, время на подготовку документов сокращается, а сроки стабилизируются.

О реализации продукции

Одна из проблем большинства К(Ф)Х – ​организация малозатратного сбыта. Об этом говорила директор областного департамента потребительского рынка Татьяна Савицкая. По ее словам, государство расширило меры поддержки сбыта. Так, в Ростовской области было увеличено количество бесплатных или недорогих точек реа­лизации, однако не все фермеры ещё об этом знают.

— Ярмарки и рынки традиционно являются для фермеров основным каналом реализации. Именно там приобретают продукцию кафе и рестораны, бары, – ​подчеркнула она. – ​В области функционируют 42 розничных рынка на 16 800 торговых мест, из них 23 рынка являются универсальными, 17 – ​сельскохозяйственными. Для реализации сельхозпродукции у нас отведено порядка 11 000 торговых мест.

Интересная деталь – ​фермеры могут не только арендовать торговые места. Им дан «зеленый свет» для бесплатного учас­тия в муниципальных ярмарках. По мнению Татьяны Савицкой, это очень удобно К(Ф)Х: «низкое количество требований и издержек, попасть туда проще».

И всё‑таки…  при всем при этом спикер заметила, что фермеры неохотно идут на рынки – ​средняя заполняемость торговых мест на рынках не превышает 60%. Чуть меньше – ​свободные места в сезон. И тут снова встает вопрос кооперации, кто‑то должен работать в поле, не отвле­каясь на организацию реализации, а кто‑то – ​грамотно торговать.

Нестационарные торговые объек­­ты – ​еще один вариант реализации товара. На первый взгляд, очень удобно. Но ранее через киоски, палатки, навесы фермеры не хотели торговать, так как размещение НТО проводилось на конкурсной основе, а аграриям приходилось «заморачиваться» оформлением конкурсной документации. Кое-что изменилось…

— Удалось внести изменения в законодательную базу нашего региона, в частности принято Постановление правительства Рос­товской области № 583. Органы местного самоуправления вносят изменения в свои муниципальные программы и дают возможность сельхозтоваропроизводителям без проведения торгов занимать НТО на муниципальной земле на 7 лет, – ​сообщила Снитко. – ​Оформлено 312 участков, на которых могут работать или уже работают фермерские НТО без торгов.

Самый непопулярное у фермеров направление реализации – ​сетевая торговля. Это и понятно, у федеральных торговых сетей – ​особые условия по объемам и логистике. Можно понять ритейлеров, но фермеру крайне сложно соблюдать требования «больших китов». Потому что он – ​фермер, а не потому что у него некачественная продукция. Зачастую овощи и фрукты на фермерских рынках выглядят свежее и вкуснее, чем на некоторых прилавках.

Однако менять правила игры потихоньку приходится и сетям, потому что из-за геополитической ситуации многие логистические цепочки были нарушены, с импортом возникли проблемы. Было озвучено, что «сетевики» разворачиваются в сторону некрупного отечественного производителя. Так, X5 Retail group предлагает организовать региональный агрегатор, который будет собирать продукцию от разных фермерских хозяйств для ее переработки и поставок в «Пятерочку» и «Перекресток». Компания «Магнит» предложила фермерам более упрощенную систему доступа на полки – ​уменьшила спектр ответственности, а также готова заключать контракты на поставки не на всю сеть, а на определённые магазины.

Консультационная помощь

Есть такая организация – ​Центр компетенций –место, где малому бизнесу помогают выигрывать гранты господдержки и в первую очередь консультируют при подготовке документов. Более всего востребованы гранты «Семейная ферма», «Агростартап».

Директор Центра Алексей Братухин кратко рассказал о порядке взаимодействия.

— Центр работает в режиме «горячей линии»: сельхозпроизводитель может позвонить и задать вопрос о поддержке. Например, о документах, обязательствах после получения гранта. Можно задавать разные вопросы, – ​напомнил спикер. – ​Если специалист центра не сможет ответить, то его данные запишут и обязательно перезвонят, когда будет найден ответ. Но чаще – ​ответ на вопрос уже есть в информационно-­методических материалах. Это памятки для предпринимателей по сбору документов, есть также обзорная брошюра по 27 видам господдержки и услугам.

А что «Росагролизинг»?

АО «Росагролизинг» также спешит на помощь фермерам. Что предлагает компания в настоящее время, рассказал ее представитель Иван Новожилов.

— За последние 3 года наши продукты не подорожали. То есть мы предлагаем те же условия, что и прошлом году. Срок лизинга может достигать 7 лет, есть возможность выбора удобных графиков погашения. Например, возможен как сезонный график выплат, так и регрессивная модель, когда график идет на убывание, – ​заявил он.

И снова всплыла тема кооперации: спикер отметил, что для членов фермерских ассоциаций и союзов предлагаются льготы, например отсрочка по основному долгу до полугода.

Что касается финансирования покупок импортной сельхозтехники, то Иван Новожилов говорил исключительно о приобретении агромашин из Республики Беларусь. С 2023 года эту технику возможно приобрести с авансом 0%.

Практики учат

О наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми фермеры обращались в 2022 году в АНО «Защита агробизнеса Рос­товской области», рассказала директор организации Светлана Терентьева. В частности, она посоветовала стремиться к получению господдержки уже в самом начале бизнеса. Главное – ​правильно оформить документы и подать заявку.

— Важно, чтобы сельхозтоваропроизводитель знал и понимал свой бизнес-план. Я говорю, что надо так выучить его, чтобы вы могли этот бизнес-план пол­ностью пересказать, если вас разбудили в 3 часа ночи. Ведь только вы отвечаете за тот бизнес, – ​объяснила Светлана Терентьева.

Понимание цифровых технологий – ​еще одна проблема и в то же время обязательное условие современного сельского хозяйства. Необходимо учиться действовать, например через личный кабинет на сайте контрагента, как это делает «Росагролизинг».

— Люди иногда пренебрегают правилами заполнения документов. Надо помнить, что если один важный документ оформлен неправильно, то субсидию не получишь! Из-за того что многие все делают в последний момент, не хватает времени на исправления, – ​акцентировала Терентьева. – ​Очень важно вовремя обратиться к профессиональным консультантам, чем потом пытаться доказывать свою правоту в суде.

Тут спикера поддержала фермер Виктория Рамазанова, она в 2021 году получила грантовую поддержку на развитие мясного скотоводства. Виктория подчеркнула, что при составлении бизнес-­плана фермеру надо уделить внимание таким разделам, как направление расходов, условия использования гранта, плановые показатели деятельности.

По ее словам, важнейшей ­частью бизнес-­плана является план расхода с указанием приобретаемого имущества за счёт собственных средств и с привлечением средств гранта с указанием количества и цены.

— Не забывайте в договорах, которые вы будете заключать, прописывать согласия поставщиков на осуществление по ним проверок министерством и органами государственной власти, – ​напомнила Виктория Рамазанова.

Опытом создания целого кооператива с помощью господдержки поделилась председатель «Южного мясного дома» Юлия Мельникова.

— Наш кооператив не занимается откормом, мы закупаем скот у своих членов. И такая форма взаимодействия выгодна. Решение открыть кооператив приняли именно его члены, чтобы впоследствии не искать разные рынки сбыта (1-2 головы вряд ли кто‑то приедет покупать). Ведь если вы сдаете 15-40 голов – ​это цена другая и вопрос другой, – ​пояснила председатель «Южного мясного дома».

Вскоре кооперативу потребовался собственный логистический центр. Воплотить идею в жизнь стало возможно лишь с по­мощью господдержки. Государство помогло – ​логистика выстроилась нужным образом.

ИП глава К(Ф)Х Анастасия Жукова рассказала о своем опыте решения проблем. В 2022 году ее семья получила грант «Семейная ферма», благодаря которому была закуплена первая партию нетелей.

— Первая ошибка – ​мы не все продумали, например не запланировали трактор. А у нас увеличилось поголовье. Второе. Тем, кто сейчас оформляет документы на грант, надо посоветовать согласовывать реконструкционные моменты, если они связаны с казначейством. Лучше сразу консультироваться со всеми службами, со стройконтролем, – ​пояснила спикер.

Важно отметить, что дискуссия прошла в реально живом формате активного обмена мнений, опыта, знаний.

Кирилл СОЧИЛОВ

Реклама
Предыдущая статьяПроизводство «органики» – ​это системный процесс
Следующая статьяВ Ростовской области представят передовые сорта и гибриды отечественной селекции