Реклама
На юге России завершается уборка зерновых. К пятому августа в ЮФО намолочено 20,7 миллиона тонн зерна. Это немного ниже уровня прошлого, весьма удачного года. Экспорт зерна из России за последний год вырос значительно. В этом сезоне он составит около 30 миллионов тонн, но дефицит злаков стране не грозит. По словам экспертов, пока государству удавалось соблюсти баланс интересов аграриев и потребителей. Задача на новый сельхозгод — сохранить этот паритет в условиях постоянно меняющегося рынка.

Кто главный

Реклама

Уборка на юге еще продолжается, но основные производители — Краснодарский край и Ростовская область уже отчитались о своих успехах. Жатва на Кубани завершилась с рекордными показателями. Как сообщили корреспонденту «РГ» в минсельхозе региона, собрано свыше 9,8 миллиона тонн зерна, что на 650 тысяч тонн больше, чем в прошлом сезоне, это самый высокий урожай за всю историю края.

Рекордной оказалась и урожайность — 58,4 центнера с гектара, на 2,9 центнера выше уровня минувшего года.

— До первого августа практически все районы Краснодарского края завершили уборку зерновых, — уточнили в региональном министерстве. — Качество зерна хорошее, прошедшие дожди на него практически не повлияли.

— Уборка зерновых в нынешнем году проходила на фоне крайне неблагоприятных погодных условий, — говорит председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Краснодарского края Виктор Сергеев. — На Кубани был на редкость дождливый июль. В отдельных районах за несколько дней выпадало три месячные нормы осадков. Однако опасения специалистов, что зерно испортится, к счастью, не подтвердились.

Министр сельского хозяйства России, экс-губернатор Кубани Александр Ткачев похвалил своих земляков за успешную уборочную кампанию.

— Считаю, кубанские аграрии отлично потрудились, собрав рекордный урожай. Сейчас главное не останавливаться на достигнутом. В период, когда экономика имеет проблемы с ростом, очевидно, что сельское хозяйство остается одним из важнейших драйверов развития, — сказал он.

В Ростовской области урожай чуть ниже — 8,5 миллиона тонн. Это ровно столько же, сколько было собрано в прошлом году — рекордный за последние 20 лет показатель.

Впрочем, ситуация с урожаем в стране весьма неоднородна. Гораздо хуже обстановка в регионах к востоку от передовиков. В Калмыкии и Волгоградской области объявлена чрезвычайная ситуация в связи с засухой. А всего ЧС ввели уже в девяти центральных и приволжских регионах. Гибель посевов произошла на 1,7 миллиона гектаров, предварительный ущерб — 7,6 миллиарда рублей, говорится в сообщении аграрного ведомства.

Несмотря на очевидно ухудшающиеся погодные условия, Минсельхоз не изменил свой более ранний прогноз относительно урожая 2015 года в 100 миллионов тонн. Более того, по данным ведомства, в случае благоприятной погоды в ближайшие недели можно говорить и о большем — еще полтора-два миллиона тонн дополнительно.

— Скорее всего, прогноз урожая будет пересмотрен в ближайшее время, — говорит глава агентства «Стратег», координатор агропромышленного клуба «Земляне» Владимир Решетняк. — По нашим оценкам, засуха в Поволжье и Черноземье приведет к сокращению урожая на 10 — 15 процентов относительно прошлого года, до 85 — 90 миллионов тонн.

Набивают цену

В любом случае урожай будет хорошим, резюмируют опрошенные «РГ» эксперты. Из-за роста курса доллара в последние десять месяцев стоимость зерна в рублях выросла. По данным Южного аграрного агентства на 5 августа, в ЮФО тонну пшеницы третьего класса можно продать по цене 9500 — 9970 рублей. При себестоимости тонны в 4500 рублей доходность производства пшеницы получается более 100 процентов. Сегодня редко какой бизнес может похвастать такой рентабельностью. Тем не менее среди экспертов есть и скептики.

— Ситуация на российском рынке зерна складывается печальная. А если мы посмотрим на мировой рынок, то увидим, что российские аграрии продают зерно за бесценок. В некоторых регионах тонна пшеницы третьего класса — 6500 рублей. По нынешнему курсу это менее 100 долларов. Конечно, на юге России, который ориентирован на экспорт, на Дону и на Кубани цена чуть выше, — говорит независимый аналитик, глава агентства «Агроспикер» из Волгограда Виталий Шамаев.

Но сами аграрии говорят, что в целом довольны сложившимся уровнем цен.

— В 1990 — 2000-е годы было обычным делом, когда зерно во время уборки стоило ниже себестоимости, — говорит аналитик Южного аграрного агентства Артем Федоров. — Хозяйства, которые получали кредиты под посевную, в середине лета остро нуждались в наличных деньгах, поэтому продавали перекупщикам зерно по любой цене, которую им предложат. Сегодня ситуация на рынке иная. В прошлом году зерно дорожало даже во время уборки — беспрецедентный случай в современной российской истории.

— Действительно, если взять среднегодовую стоимость пшеницы на мировых торговых площадках, то она колеблется в районе 275 долларов за тонну. Это около 17 — 18 тысяч рублей, и это справедливая мировая цена, — отмечает Владимир Решетняк. — Сегодня уровень цен не совсем справедливый, но приемлемый. При этом стоит отметить, что и на мировом рынке идет сезонное снижение цен и за 275 долларов сейчас пшеницу никто не покупает.

По данным минсельхоза Ростовской области на 29 июля, мировые фьючерсные цены в июле 2015 года на продовольственную пшеницу составили 182,3 доллара США, или 11253 рубля за тонну (по курсу Центробанка на этот день).

Тонкий расчет

С 11 августа в России вводятся государственные закупочные интервенции на рынке зерна. Уже объявлены цены, по которым Минсельхоз РФ готов выкупать зерно с рынка. В разных регионах страны эти показатели, естественно, разные. Для ЮФО они такие: пшеница 3-го класса — 9700 рублей за тонну, 4-й класс — 8900, 5-й класс — 8600, продовольственная рожь группы «А» — 6400 рублей, ячмень фуражный — 6500, кукуруза 3-го класса — 6900 рублей.

Это «ниже рынка», но, как говорят эксперты, у интервенции и задачи другие. Она нужна для ювелирной подстройки рынка. Во-первых, она играет роль этакого порога, ниже которого цена не упадет.

Во-вторых, таким образом государство пополняет резервы. В прошлом и в текущем сельхозгоду трейдеры наращивают экспорт. По оценке Александра Ткачева, в новом сезоне из страны может быть вывезено около 30 миллионов тонн зерна. Причина та же — девальвация. За счет изменения курсов валют российское зерно стало более конкурентоспособным на мировых рынках. Но возникла угроза неконтролируемого вывоза урожая из России. Покупка зерна в интервенционный фонд позволит сохранить разумные переходящие запасы.

Кроме того, Россия применила еще одну защитную меру: с 1 июля введена новая экспортная пошлина. Согласно распоряжению правительства РФ, если контрактная цена экспортной поставки в пересчете на рубли будет менее 11000 за тонну, то ее размер составит символические 50 рублей (за ту же тонну). В случае если цена выше, то размер пошлины будет вычисляться как половина от этой цены минус 5500 рублей. Это, с одной стороны, остановит спекулянтов. С другой — позволит добросовестным экспортерам продавать зерно без ограничений и выполнять все международные контракты, заключенные ими с иностранными компаниями.

При этом осложнение деловых отношений с Западом никак не скажется на доходах российских аграриев, говорит Артем Федоров. Российская пшеница традиционно продается в страны Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки. Поставки туда уже начались из портов Ростовской области и Краснодарского края.

Тем временем

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев сообщил, что осенью в России планируется засеять зерном 17,2 миллиона гектаров. Это почти на полмиллиона больше, чем в прошлом году.

— Прогноз следующей посевной кампании в целом оптимистичный. У России есть уникальная возможность в несколько раз увеличить свой экспортный потенциал продовольствия на мировом рынке. И для этого у нас есть большие резервы за счет расширения посевных площадей, прежде всего, введения в оборот заброшенных земель, которых у нас более 20 миллионов гектаров, — сказал министр.

Он также отметил, что Россия может увеличить производство зерна до 130 миллионов тонн к 2020 году.

Реклама
ИСТОЧНИКРГ
Предыдущая статьяКому на селе жить хорошо
Следующая статьяГермания готова обсуждать снятие эмбарго «в любое время и в любом месте»