«Быть житницей России ко многому обязывает…»

Реклама

Краснодарский край уже давно получил статус ведущего аграрного сектора страны и уверено держит марку «Крупнейший производитель основных сельскохозяйственных культур высокого качества». Именно поэтому ежегодная агропромышленная выставка «Кубанская Ярмарка» пользуется огромным спросом, привлекая на свою площадку порядка сотни тысяч посетителей.

Реклама

Тяжёлая ноша кубанцев

В торжественном открытии восьмой «Кубанской Ярмарки» приняли участие губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев и председатель законодательного собрания края Юрий Александрович Бурлачко.

«Кубанская Ярмарка» – ​это не просто выставка, а настоящий смотр достижений кубанских сельхозтоваропроизводителей, площадка, на которой аграрии обмениваются опытом, собирая ценные знания в собственную копилку. Здесь аграрии учатся конкурировать на современном рынке, создавать рентабельные фермы, получать необходимую финансовую поддержку, а также знакомятся с научными разработками, которые позже применяют у себя в хозяйствах. Участники и гости выставки ощутили на себе истинный кубанский колорит, прочувствовав активность, самобытность и вольность сельхозтружеников Кубани.

В этом году участниками ярмарки стали около 800 сельхозтоваропроизводителей, представивших качественную, натуральную продукцию, выращенную на Кубани. Как отметил глава региона Вениамин Иванович Кондратьев, быть житницей России ко многому обязывает кубанцев – ​выращивать половину всех яблок в стране, собирать треть всех овощей, получать рекордные урожаи зерновых.

— На плечах кубанских аграриев тяжёлая ноша – ​ответственность за то, что край должен накормить всю страну, поэтому мы обязаны сохранить нашу стабильность, чтобы развивать наш агропромышленный комплекс и поднять его до современного уровня, – ​отметил губернатор.

Такая стабильность, по его мнению, во многом зависит от мер государственной поддержки. В 2018 году субсидии на развитие крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств края составят около 1,3 млрд рублей, чего нет не в одном другом субъекте РФ.

— Не разговорами, а реальными делами фермеры должны завоёвывать внимание покупателей, чтобы устоять на сегодняшнем рынке, при этом они должны не только оставаться конкурентоспособными, но и осваивать торговые площадки далеко за пределами региона, – ​отметил Вениамин Иванович.

Глава региона убеждён, что ритм развития, который был задан за последние три года, сохранится, а кубанская продукция под лейблом «Сделано на Кубани» будет идти на внутрироссийский рынок, вытесняя с полок магазинов любую импортную сельхозпродукцию.

Юрий Александрович Бурлачко, в свою очередь отметил, что с каждым годом выставка становится продуктивней – ​всё больше завязывается деловых контактов, обширнее становится деловая программа.

— С каждым годом выставка «Кубанская ярмарка» приобретает всё более и более интересные краски и очертания. Во всём мире набирают популярность гастрономические кулинарные туры, один из которых сейчас приехал к жителям города Краснодара, – ​заключил председатель ЗСК.

Не словом, а делом

После церемонии открытия Вениамин Иванович Кондратьев и Юрий Александрович Бурлачко посетили выставочные павильоны, пообщались с сельхозпроизводителями, которые не на словах, а на деле продемонстрировали свои достижения.

Не первый год на «Кубанскую Ярмарку» приезжает глава крестьянско-фермерского хозяйства Вадим Васильевич Коржов. Хозяйство Коржовых расположено в станице Роговской, где фермер занимается выращиванием птицы. В год он производит порядка 7‑8 тонн мяса, из которого здесь же изготавливает полуфабрикаты. Собственный цех позволяет перерабатывать около 150‑200 килограммов мяса в сутки.

Как отмечает глава, пельмени, вареники, котлеты, а также копченые и охлажденные тушки птицы пользуются особым спросом у городских жителей. Покупатели ценят продукцию фермера не только за качество, но и вкус. За истёкший период 2018 года в К(Ф)Х «Коржов» произведено по 500 кг пельменей и котлет и около одной тонны разнообразных колбас.

— Изготовленную продукцию мы реализовываем через магазины, один находится в Краснодаре, три других – ​в Тимашевске, – ​рассказал фермер.

На «Кубанскую Ярмарку» Вадим Васильевич приехал уже в шестой раз. Признаётся, что приезжает сюда не ради продаж, а больше для налаживания деловых контактов.

Впервые на ярмарке этого года представил сыры, изготовленные из натуральных продуктов на собственной сыроварне, Игорь Алексеевич Кузьмин. Его личное подсобное хозяйство, которое в семье назвали «ХуторВилли», занимается разведением дойного стада. Всего фермер содержит 17 голов, в сутки надой составляет 250‑300 литров молока. Пока муж занимается производством молока, жена Наталья Алексеевна Кузьмина решила пойти дальше и начать заниматься сыроварением.

— Основная часть молока реа­лизуется на молзавод, часть я оставляю себе на переработку, – ​поделилась Наталья Алексеевна.

Идея заниматься переработкой пришла в семью после того, как молоко стали забирать практически даром.

— Если бы мы занимались только производством молока, нам бы не на что было жить, поэтому идея пришла сама собой – ​либо перерабатывать, либо бросать. Мы оба – ветврачи и любим свое дело, поэтому бросать его не хотим, вот я и начала изучать технологии производства сыров, чтобы хоть как-то увеличить семейный доход, – ​рассказала Наталья Кузьмина.

Продукция «ХутораВилли» пользуется спросом пока только среди друзей и знакомых. Ассортимент поражает, импортозамещение идёт полным ходом, Наталья Алексеевна научилась производить как твёрдые, так и мягкие сыры, которые по вкусовым качествам ничуть не хуже импортных аналогов. Особый интерес у покупателей вызвал сыр «Белпер Кнолле» – ​маленький сырный шарик в специях.

— Побывав на ярмарке, я поняла, что наше производство пора расширять. Такая площадка, как «Кубанская Ярмарка» – ​это большой шанс для таких же начинающих фермеров, как мы, здесь можно показать себя, дав возможность попробовать свою продукцию, – ​отметила Наталья Кузьмина.

А вот Валерий Никитович Замашной привёз на ярмарку овощи. Его личное подсобное хозяйства участвует в выставке во второй раз. На территории Новоленинского сельского поселения Валерий Никитович выращивает овощи в открытом и закрытом грунте: перец, баклажан, огурец, томаты, кабачки, зелень, капуста, картофель. Помогает ему в этом вся семья, самому младшему помощнику всего четыре года. В своё время фермер начинал с выращивания одних огурцов, дальше развивался – ​расширял ассортимент, строил теплицы. Сегодня площадь теплицы в хозяйстве составляет 5500 квадратных метров.

Стоит отметить, что фермеры удивляли гостей своими идеями в оформлении стендов и продукции: винные фонтаны, пирамиды мясных деликатесов, ажурные булочки, зеленые ландшафты, виноградные погреба и беседки. Каждый привлекал народ по-своему. Детям же особенно полюбился павильон с животными, где они с рук кормили гусей и уток, гладили пушистых кроликов и перемигивались с козочками и овечками. Насыщенной была и деловая программа.

«Школа Агротуризма»

В 2017 году предприниматели, развивающие сельский туризм на Кубани, организовали в крае первую «Школу Агротуризма», которая за два года из семинара переросла в формат деловой площадки. В ее рамках руководители объектов сельского туризма, туроператоры и турагенты обсуждают дальнейшее развитие аграрного туризма, находят новые деловые контакты.

На четвёрной сессии «Школы Агротуризма» участники бизнес-конференции на действующих предприятиях, специализирующихся на эногастрономическом туризме, познакомились с инструментами создания комплексного туристического продукта.

Владельцы, организовавшие рентабельные предприятия в этом направлении, отметили, что современного туриста уже сложно привлечь на своё предприятие, предлагая только дегустации горячительных напитков и блюд региональной кухни.

— Сегодня нужно удивлять и завлекать избалованного туриста, например, проводя на базе своего предприятия фестивали, праздники и мастер-классы либо организовывая ознакомительные экскурсии на виноградники, в яблоневые сады или на производство напитков, – ​отметил руководитель отдела маркетинга агротуристического комплекса «Усадьба Мысхако» Игорь Тимофеевич Верховцев.

На сегодняшний день в Краснодарском крае успешно реализуют свою деятельность более сотни предприятий аграрного туризма, из них, по данным министерства курортов края, 35 объек­тов специализируется на эногастрономическом направлении.

На сегодняшний день туристам предлагают комплексные агротуры, которые позволяют познакомиться сразу с несколькими объектами. Маршруты туров проложены по известным винодельням Кубани с посещением главных достопримечательностей курортов региона, агротуристических комплексов и дегустаций.

Продвижение продукции местных аграриев

Согласно национальному проекту по экспорту, Кубань к 2024 году должна почти в два раза увеличить объём несырьевого экспорта. Создание системы продвижения продукции кубанских аграриев обсудили в рамках круглого стола представители регионального министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, АО «Российский экспортный центр».

По словам начальника управления пищевой и перерабатывающей промышленности краевого минсельхоза Сергея Евгеньевича Михайлова, у региональных переработчиков в этом вопросе есть существенный резерв. Они готовы расширять как географию, так и объемы поставок.

— Ежегодно перерабатывающие предприятия Кубани выпускают порядка 3,5 тыс. наименований продукции различных направлений. Основные отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности работают согласно международным требованиям, что позволяет продукции конкурировать на европейском рынке, – ​отметил Сергей Евгеньевич.

Также он добавил, что ряд наименований продукции кубанские переработчики успешно экспортируют уже не первый год. Например, мороженое поставляется в государства СНГ, Китай, Германию, Монголию; сгущенные молочные консервы – ​в страны Прибалтики, СНГ, Румынию, Германию, Китай, Вьетнам, Израиль, Канаду и США; молочная, колбасная и кондитерская продукция отправляется в страны СНГ.

Для того, чтобы помочь региональным производителям, создан государственный институт поддержки несырьевого экспорта – ​АО «Российский экспортный центр». Как сообщили на совещании его представители, центр оказывает правовую и консультационную поддержку в сферах логистики, таможенного администрирования, сертификации, патентования и возврата.

Нужно ли упаковывать пищу?

На сегодняшний день в Краснодарском крае производится полный спектр упаковочной продукции, потребителем которой могут быть предприятия пищевой промышленности. По мнению руководителя департамента промышленной политики края Ивана Алексеевича Куликова, в условиях рынка высокой конкуренции необходимо развивать кооперацию между кубанскими производителями данных отраслей, что позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и предприятий регио­­на в целом.

В ходе дискуссии выяснилось, что предприятия пищевой промышленности нуждаются в качественном гофрокартоне, спе­циальном нанесении изображений на упаковку, производстве жестяной банки нужного формата. Кроме того, производители продуктов питания нуждаются в праздничной и сувенирной упаковке, а также в упаковочном материале в небольших партиях. Чтобы решить сложившиеся проблемы, департамент промышленной политики выступил с инициативой запустить программу организации кооперации между производителями пищевой промышленности и производителями упаковки. Планируется, что в ней будут задействованы также министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона, администрации муниципальных образований.

Успешно в этом направлении развивается Тимашевский район, где и были запланированы первые мероприятия. Программа будет включать в себя выставку, экскурсии на предприятия, деловые встречи. По мнению главы района Андрея Владимировича Палия, такая дискуссионная площадка, где каждая из сторон будет проинформирована о производственных потребностях и возможностях друг друга, позволит наладить и модернизировать производство с максимальной точностью.

Шаг вперёд

Агропромышленная выставка «Кубанская ярмарка» стала мероприятием, о котором жители нашего края знают не понаслышке. Она объединила в себе сразу две площадки – ​торговую и деловую. В 2018 году фермерам удалось за четыре дня реализовать более 530 тонн сельхозпродукции и наладить сотни контактов для дальнейшей работы.

По словам вице-губернатора Андрея Коробки, «Кубанская Ярмарка» показала, насколько далеко вперед шагнули за последние восемь лет малые формы хозяйствования. Они адаптировались к рыночным условиям, к запросам потребителей и производят именно такой продукт, который востребован.

 

Фото автора

Реклама
Предыдущая статьяНовая агротехнология на 30% увеличивает урожайность кормовых трав
Следующая статьяБогатство нив Петровских