Быть полезным в важном деле

3

Высокий уровень инженерно-технической службы – ​залог стабильности и успеха каждого предприятия АПК. От готовности сельхозтехники к каждому этапу полевых работ напрямую зависит будущий урожай.

Техническое вооружение – ​основа современного земледелия

Доказано, что при грамотном подходе инженеров-механиков к делу уровень рентабельности сельхозпроизводства возрастает. Положительным примером здесь можно назвать СПК «Путь Ленина» Апанасенковского района, руководит которым Николай Полянский. Когда-то он получил диплом инженера-механика, трудился в МХП, то есть данную отрасль знает не понаслышке. В течение длительного времени он прикладывает максимум усилий, чтобы растениеводство не страдало от неисправности техники, и рад, что эту службу в хозяйстве на протяжении почти 30 лет возглавляет толковый специалист – ​Александр Сенокосов.

Сегодня технический арсенал производственного кооператива весьма внушительный. Тракторный парк представляют 36 Кировцев разной модели и восемь МТЗ‑15-23 – ​они задействуются в основном на выращивании озимой пшеницы. А «МТЗ‑80» и МТЗ‑82 – ​55 единиц – ​привлекаются чаще к заготовке кормов, обслуживанию животноводческих точек. Ещё здесь имеются 44 зерноуборочных комбайна, все агрегаты – для внесения удобрений, проведения химических обработок. В автогараже размещаются 77 грузовых машин, легковой автотранспорт. К ним следует приплюсовать разнообразный навесной и прицепной инвентарь. И задача у главного инженера одна – ​всё это в нужный момент должно находиться на линейке готовности.

— В нашем сельхозпредприятии – большая площадь пашни: ежегодно под зерновые культуры отводятся порядка 22-23 тысяч гектаров и столько же занимает паровой клин, плюс – ​около одной тысячи гектаров выделяются под кормовые травы, – ​говорит Александр Николаевич. – ​Чтобы осуществлять агротехнические мероприятия в сжатые сроки, нужна техника, причём, исправная. Так что в устранении поломок у нас участвует огромная «команда», начиная от механизаторов, сварщиков, слесарей, мастеров-наладчиков и заканчивая механиками, заведующими мастерскими и инженерами.

— Имея такое разнообразие техники, работать Вам, наверное, очень сложно? – ​спрашиваю у главного инженера.

— Как это ни странно, однако сейчас мне проще исполнять свои обязанности! – ​отвечает мой собеседник. – ​Объясню почему. Прежде всего, на рынке – изобилие запчастей, нет необходимости ломать голову, где же их приобрести, как в советские годы. Если требуется, то и в хозяйство продавцы сами доставят. Важно и то, что в СПК давно уже нет финансовых трудностей, как были раньше. Наконец, у тружеников совершенное иное сознание и взгляд на работу. Сегодня никого не надо заставлять добросовестно выполнять поручения, каждый земледелец старается относиться к агрегату бережно, проводить своевременно техобслуживание. Но ведь были годы, когда ни денег, ни запчастей не имелось. Чтобы починить один трактор, столько времени уходило. Тут сев – в разгаре, а механизатор ​без дела слоняется. Председатель соберёт нас, механиков и инженеров, и просит: «Сделайте же хотя бы что-то, чтобы техника не простаивала!» Тогда мало того, что запчасти были в большом дефиците, так их ещё и некачественными изготовляли.

— А как Вы оцениваете их сейчас?

— Почему-то в нашей стране изъянов в производстве хватает во все времена и во многих изделиях. Единственное, что радует в настоящий момент, бракованную деталь можно по гарантии обменять на другую.

Агрегаты восстанавливаются сообща

Для восстановления тракторного парка в СПК «Путь Ленина» построены две централизованные мастерские. В одной ремонтируются Кировцы, в другой – ​Беларусы. Здесь функционируют восемь цехов – ​моторный, токарный, слесарный, топливной аппаратуры и т. д., работают специалисты. В каждом подразделении тоже имеются пункты техобслуживания. Вообще, в бригадах ответственность за подготовку техники возложена на механиков. Им помогают устранять неисправности сварщики, мастера-наладчики, слесари. Так что в хозяйстве всё направлено на то, чтобы любые самоходные машины, в зависимости от проводимой в данный момент кампании, работали бесперебойно.

Кстати, в предприятии имеются свои негласные правила. Например, как только завершится уборка зерновых, комбайнёры сразу же приступают к подготовке агрегатов к зимнему хранению. Потом вместе с инженерно-технической службой проводят деффектовку. На основании этого составляется список необходимых запчастей. Так как цены на них постоянно повышаются, то их стараются приобретать заранее. Обычно до наступления новогодних праздников покупают 70% от потребности. До первого октября бригады обеспечиваются всем необходимым для устранения неисправностей в боронах и сцепах. Их ставят на линейку готовности осенью, ведь они могут понадобиться уже в февральские «окна».

Что касается капитального ремонта тракторов, то здесь большая ответственность возложена на механиков подразделений. Именно им следует установить степень изношенности ходовых узлов, ссылаясь на норму выработки агрегата в целом за текущий сезон.

— Скажите, какая сельскохозяйственная кампания для Вас самая сложная?

Немного задумавшись, Александр Николаевич ответил так:

— Лично для меня нет разницы, к чему подготавливаться – ​севу, жатве хлебов или заготовке кормов, основной или поверхностной обработке пашни. Ответственность всюду одинаковая. Разница лишь в том, что на ремонт тракторов отведено больше времени, механизаторы занимаются этим делом в соответствии с установленным графиком. А потом уходят в отпуска. К наладке комбайнов приступаем в мае, за полтора-два месяца до косовицы. Причём, все хлеборобы занимаются ремонтом одновременно.

Да, несложно представить, как на машинном дворе СПК собираются не менее 90 человек, ведь каждый экипаж состоит из двух человек. И каждому что-то требуется – ​запчасти, масло, инструменты, сварщик… Суматоха, словно в большом муравейнике. Однако, как только главный агроном даёт команду, что пора приступать к жатве, все разъезжаются по бригадам и наступает затишье. До тех пор, пока не вый­дет из строя какой-нибудь агрегат. И тогда снова начинается суета, спешка…

Осознанный выбор

Профессию инженера простой не назовёшь – ​она требуем большого внимания и ответственности.

— Александр Николаевич, жалеете, что выбрали эту специа­льность? – ​продолжаю беседу с главным инженером.

— Если некоторое время назад сомнения какие-то и были, то сегодня уверено скажу, что – ​нет! За 30 лет я многому научился: устройство любого имеющегося в предприятии агрегата – ​знаю прекрасно. Запросто делюсь своим опытом с теми, кто в этом нуждается. До недавних пор я думал, что до выхода на пенсию осталось – ​рукой подать. Но теперь придётся ещё поработать! Тем не менее, молодёжь всегда надо обучать, готовить себе достойную смену, – ​ответил Александр Сенокосов.

Как выяснилось, специальность инженера он выбирал осознано. Потому что техника сельского мальчишку интересовала с детства. В школе Александр был высокого роста, и уже после завершения седьмого класса его взяли штурвальным на комбайн. Парень каждое лето, пока не получил аттестат об образовании, трудился на жатве. Только прежде чем приступить к уборке, следовало отремонтировать агрегат. Будучи школьником, довелось ему и трактором управлять – ​в те годы в рагулинской УПБ имелись и гусеничные ДТ‑75, и колёсные МТЗ‑80.

Собственно говоря, герою данного рассказа пришлось очень рано повзрослеть. Дело в том, что когда он был восьмиклассником, в семье Сенокосовых произошла непоправимая трагедия – ​в аварии погиб отец. Помимо старшего Александра имелись ещё трое младших детей. Вот и взял подросток на себя немалый груз ответственности, чтобы маме стало хоть немного легче в этой жизни. Кроме того, он прекрасно понимал, что, как бы ни оказалось тяжело, ему необходимо освоить профессию. После школьной десятилетки решил поступать в Ставропольский политехнический институт. Было очень обидно, что для зачисления в учебное заведение не хватило лишь три десятых балла! Поэтому, когда исполнилось 18 лет, ушёл в армию. За два года мысли о получении высшего образования у молодого человека только укрепились. Так что, вернувшись в родное село, Александр Сенокосов решил поговорить с руководством сельхозпредприятия, чтобы получить целевое направление на поступление в аграрный вуз, выбрав факультет механизации. В этот раз удача ему улыбнулась, и он стал студентом. После первого курса парня направили на практику в село Ольгино Степновского района. Здесь он работал в местном колхозе на уборке зерновых культур.

— Вместе со своим напарником мы, иногородние, тогда даже первое место заняли среди молодёжных экипажей, – ​вспоминает Александр Сенокосов.

Когда получил диплом, то прибыл домой и сразу направился в хозяйство писать заявление о приёме на работу. Трудился он сразу инженером по эксплуатации. Эту должность Александр Николаевич занимал всего лишь полтора года, после чего получил назначение на пост главного инженера. В тот момент ему едва исполнилось 26 лет. Только данное обстоятельство ни сколько не смутило председателя и правление колхоза. Ещё в ту далёкую пору руководство хозяйства видело в нём деятельного, толкового специалиста. Время показало, что поступили тогда правильно.

За годы своей работы Александр Николаевич не однократно доказывал своё высокое профессиональное мастерство. Вопреки различным сложностям ему удалось поставить инженерно-техническую службу производственного кооператива на значимый уровень. Как следствие, сельхозпредприятие неоднократно оказывалось победителем в районном соревновании по подготовке техники к весенне-полевому сезону. В этой номинации СПК оказывался лидером и на краевом уровне в первой почвенно-климатической зоне. Центральная мастерская давно признана образцово-показательной в регионе, а после недавно проведённого ремонта и вовсе сложно найти ей равную. Сам Александр Николаевич тоже имеет различные награды, врученные за многолетний добросовестный труд и вклад, внесённый в развитие агропромышленной отрасли.

Фото автора