Борис Катрюхин: Новые тенденции развития винодельческой отрасли

Реклама

Начало 2014 года для алкогольной отрасли оказалось бурным. Так, 1 февраля в Москве в рамках деловой программы ПРОДЭКСПО-2014 прошло заседание IX Алкоконгресса, где были освещены основные проблемы и перспективы ее развития. Прежде всего, участников Конгресса интересовали следующие вопросы:

Реклама

специфика государственного регулирования отдельных отраслей алкогольного рынка;

обсуждение проекта Соглашения о регулировании деятельности участников алкогольного рынка на территории государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и ходе его принятия;

влияние Таможенного союза на российскую алкогольную отрасль;

акцизная политика в РФ в 2006-2016годах.

В работе Конгресса приняли участие и представители виноградовинодельческой отрасли Краснодарского края. Они приняли участие в дискуссии «Российское качественное виноделие — итоги и перспективы», где были обсуждены проблемы развития виноградовинодельческой отрасли.

Вопросы, как видим, обсуждались достаточно серьезные, кроме того уже есть конкретные результаты, поэтому мы попросили прокомментировать итоги Конгресса Бориса Александровича Катрюхина, известного отраслевого эксперта, генерального директора НП «Винодельческий Союз».

Государство видит виноградарей и виноделов

Алкоконгресс традиционно является основной дискуссионной площадкой для представителей всей алкогольной отрасли. Здесь собираются специалисты, представители общественных организаций, государственных структур, критики для того, чтобы обсудить все актуальные вопросы отрасли. Могу сказать, что эта площадка постоянно совершенствуется, становится более открытой и более результативной. Если раньше это были какие-то общие выступления, то сегодня в выступлениях спикеров речь уже идет не только о конкретных достижениях, но, к сожалению, и о реальных проблемах, имеющихся не только в виноградарско-винодельческой отрасли, но и в других отраслях алкогольного рынка. К сожалению, взаимосвязь участников алкогольного рынка стала такова, что мы все непосредственно влияем друг на друга. Это связано как с акцизной политикой, так и со вступлением в нашей страны в Таможенный Союз, а также с появлением новых законопроектов, внесением изменений в 171 ФЗ, что влияет на всю отрасль в целом, и, конечно, исполнением концепции нашего государства по снижению масштабов злоупотребления алкоголем, которая на то, чтобы наше общество перешло с потребления крепких напитков, на менее крепкие, натуральные вина и, как это принято во всем мире.

Кроме того, здесь были отражены и новые тенденции развития в винодельческой отрасли. В частности, Валерий Логинов, Председатель «Винсоюза», руководитель движения «гаражистов», возникшего не так давно на Кубани, выступая в ходе заседания, отметил, что в настоящее время виноградовинодельческая отрасль находится на подъеме. В частности, появилось объединение «гаражистов», собравшее в свои ряды самоотверженных, увлеченных людей, которые сегодня на своих небольших виноградниках производят качественные натуральные вина, имеющие награды престижных мировых конкурсов и выставок. Он также отметил, что «гаражисты» уже заняли определенную нишу в российском виноделии, поэтому все они надеются, что государство обратит внимание на развитие малых форм виноделия, что дало бы возможность малым крестьянско-фермерским хозяйствам производить и реализовывать вина в нормативно-законодательном поле.

В рамках Алкоконгресса, также было принято решение о создании рабочей группы Экспертного совета Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по вопросам оптимизации требований к крестьянским (фермерским) хозяйствам, занимающихся производством вина, которая будет заниматься выработкой проектов законодательных актов для малых форм виноделия. То есть можно сказать, что государство видит малое виноделие, видит, что здесь производятся хорошие вина из отечественного винограда. И я думаю, что, если брать всю виноградовинодельческую отрасль, то первый шаг навстречу, который будет сделан государством в отношении производителей вина, это будет шаг именно к малому виноделию. Уже состоялось рабочее совещание в РАР в рамках подготовки к созданию рабочей группы по этому направлению, где были обсуждены тезисы, в первую очередь, связанные с «Дорожной картой» (в прошлом году на Кубани главой региона Александром Ткачевым и руководителем ФС РАР Игорем Чуяном был подписан важный для российского виноградарства и виноделия документ, озаглавленный «Дорожная карта по развитию виноградарства и виноделия в Краснодарском крае», в котором намечен целый ряд направлений важных для развития всего российского виноделия. Прим.ред.). В рамках этого документа, много внимания уделено вопросам развития малого виноделия, эти же пункты есть и в плане Правительства РФ, в соответствии с положениями РАР, направленными на развития винодельческих предприятий, выпускающих продукцию защищенных географических наименований. Поэтому мы надеемся, что в ближайшее время группа начнет работать, и мы получим конкретные результаты, которые будут выражены в законопроекте, поддержанном РАР. Это, возможно, произойдет уже в конце этого года или в начале следующего и станет знаковым событием и свидетельством того, что государство все-таки обратило внимание и увидело отечественных виноградарей и виноделов.

Алкогольная отрасль нуждается в консолидации

На конгрессе прозвучала важная мысль, которую высказывали разные стороны, о том, что отрасль нуждается в консолидации своих усилий, направленных на достижение конкретных результатов, что отражено и в резолюции Алкоконгресса.

Мы все сегодня ожидаем принятия Технического Регламента Таможенного Союза «О безопасности алкогольной продукции». Это, несомненно, поворотный документ, который даст нам ориентир на дальнейшее развитие. Этот документ наполовину технический, наполовину политический. Мы ждем, чтобы его, наконец, приняли. В последнее время в отрасли сложилась ситуация, когда идут постоянные изменения, меняются законы, подзаконные акты, ГОСТы. И сегодня настал такой момент, когда все это нужно унифицировать и гармонизировать, чтобы ГОСТы соответствовали законодательству, терминология совпадала и в законе и в подзаконных актах. А когда мы обращаемся с соответствующие наши институты и в службу Россстандарта, нам отвечают – вот будет принят регламент ТС, и тогда начнем приводить нормативную документацию в соответствие.

Работа над Техрегламентом ТС идет. И мы надеемся, что он будет принят в этом году. Но, к сожалению, ясно, что здесь еще достаточно много вопросов неурегулировано. Есть претензии к этому документу со стороны наших коллег из Белоруссии и Казахстана. Например, РБ не хочет признавать пиво алкогольной продукцией, потому что у них работает программа импортозамещения, и в последнее время там создана мощная пивоваренная индустрия, которая поддерживается государством. А попав под действие ТР ТС, здесь будут наложены определенные обременения. С Казахстаном сложно продвигается урегулирование акцизной политики, трудности возникают и с таможенными вопросами. Остаются и проблемы ценообразования – стоимость нашей водки 200 рублей, казахстанской около 100 рублей.

По работе Алкоконгресса результаты уже есть. В ТПП РФ возродилась площадка для работы отрасли, создан Подкомитет по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при Торгово-промышленной палате РФ. Это стало достаточно неожиданным. Но к этому подвела сама жизнь. Но к этому подвела сама жизнь. 25 февраля прошло первое организационное заседание, состоялось обсуждение плана работы, был утвержден состав подкомитета по алкогольной отрасли. Возглавил его Владимир Цыганков, который и ранее занимался этими вопросами. Эта площадка хороша тем, что объединяет проблемы всей отрасли, у нас достаточно много экспертных советов, рабочих групп при государственных органах, но ТПП априори была создана для того, чтобы поддерживать бизнес. И эта площадка, это место, куда не нас приглашают, а мы сами собираемся и решаем все актуальные проблемы отрасли.

 Более 50 % российского рынка крепкого алкоголя занято нелегальной продукцией

Конечно, больше всего всех участников алкогольного рынка интересуют акцизы. Потому что, к сожалению, акцизная политика государства, направленная на увеличение акцизов, приводит к увеличению стоимости алкогольной продукции. Таким образом, создался определенный дисбаланс и в обществе, и в отношениях с партнерами по ТС и СНГ. Исходя из высокой цены, в России все больше расцветает рынок нелегальной и контрафактной алкогольной продукции. И уже, по данным Росстата, более 50 % рынка крепкого алкоголя занято нелегальной продукцией. Здесь присутствует контрафакт из Казахстана, Подмосковья, Северного Кавказа. К сожалению, государство в лице контролирующих органов не может справиться с этой проблемой. Кроме того, этот вопрос больше не фискальный, а экономический. Открыв любой интернет-ресурс и увидеть сообщения, что задержаны крупные партит спирта, огромное количество бутылок разлитой алкогольной продукции с акцизными марками не соответствующими требованиям. То есть борьба ведется, но без экономических мер, без правильной политики государства справиться с этой проблемой мы не сможем. На Алкоконгрессе прозвучало показательное выступление Ирины Теларовой, заместителя руководителя департамента потребительского рынка Ростовской области. Она правильно обозначила существующую тенденцию – все ужесточения, в том числе, и по розничной торговле алкоголем, приводят к тому, что количество лицензий, выданных розничным магазинам в сельской местности Ростовской области, резко уменьшилось. Но вы не думайте, что там алкоголь не продается. Его можно купить свободно в любое время в разных местах, хорошо известных местным жителям и не только им. Кроме того, активизировалось самогоноварение.

Все нелегальная схема прекрасно работает, но нет акцизов, налогов, поступлений в бюджет точки прекрасно работают без акцизов и налогов. Но это не главное, главное – негативные последствия для здоровья потребителей такой продукции. Нужна четкая, выверенная политика государства. С нелегальным рынком алкогольной продукции необходимо бороться не запретительными методами, а решать комплекс задач. Должна быть четкая программа, учитывающая все интересы государства и общества. Кроме того, одними запретами добиться чего-то конструктивного не получается. Этому есть многочисленные примеры в истории. У нас были периоды «сухих» законов, которые, как все знают, ни к чему хорошему не привели. Мы также должны понимать, что сегодня мы находимся в рамках ТС и ВТО, где происходит оборот алкогольной продукции, и контролировать его достаточно сложно. Политика государства должна быть сбалансирована и в этой сфере и направлена, в первую очередь, на повышение культуры пития, на увеличение в структуре потребления доли вина, других качественных слабоалкогольных продуктов. К сожалению, в настоящее время ограничена реклама этих продуктов. И виноделы, получая прекрасные вина, не могут довести до потребителя информацию о них. Хотя мы знаем, что наши европейские соседи – Франция, Италия, Греция, Испания считают виноделие национальным достоянием. Это везде подчеркивается в контексте правильного образа жизни, пропагандируется умеренное потребление вина, улучшение качества жизни. У нас тоже есть какие-то подвижки в этом направлении, та же Олимпиада показала, что мы можем достигать прекрасных результатов. Но на тех же олимпийских площадках наши виноделы не могли в полном объеме представить кубанские вина. В Сочи были представлены лучшие вина наших кубанских производителей – ОАО АПФ «Фанагория», ООО «Кубанские вина», ОАО «Аврора»- Шато Ле-гран Восток, ЗАО «Абрау-Дюрсо». И сразу было видно, что отношение иностранцев и наших соотечественников к вину очень отличалось. Иностранцы даже на потребительском уровне хорошо разбираются в вине, и употребляли его как некий продукт, продукт питания, обсуждали его вкусовые качества. Россиянам не достает культуры потребления вина, необходимо повышать его уровень, меняя менталитет. Должна быть разрешена реклама вина, должно быть продвижение региональных продуктов, как это делается во всем мире.

Виноделам не хватает государственной поддержки

В последнее время на Кубани виноделие хорошо развивается именно в качественном сегменте. К сожалению, нам не хватает поддержки государства, которое бы четко обозначило ее приоритеты и направление, И самое главное, создало условия для виноделов и виноградарей. Они должны быть уверены в том, что если сейчас купят виноградник и начнут делать вино, то в течение 20-30 лет будут спокойно этим заниматься, получать результат и определенный доход. У нас, к сожалению, каждый год меняются правила, ужесточаются законы, появляются новые ограничения. И очень тяжело заставить бизнес вкладывать деньги в эту очень инвестиционноемкую отрасль, где значительные средства нужно вкладывать сегодня, а результат появится, по меньшей мере, через пять лет: виноград в промышленных масштабах можно получить на четвертый, а вино только на пятый год при ежегодных значительных затратах.

Для развития виноделия нужны несколько условий. Первое, это условия для увеличения посадок винограда. Второе, реальная поддержка со стороны государства. Третье, стабильность алкогольной политики государства. Необходима реклама продвижения вина как регионального продукта. Это важно, у нас южный кластер, вино из собственного винограда у нас производят всего несколько регионов. Достаточно много здесь и туристов, проходит масса деловых и политических мероприятий. И правильная организация регионального продвижения продукта может дать колоссальные результаты.

Мы достаточно давно проводим выставки достижений отрасли, но сегодня уже изменились условия. Когда начало возрождаться виноделие, примерно 5-7 лет назад выставку посещали, чтобы увидеть что-то новое. Сегодня есть много информационных ресурсов, в том числе и интернет, все в курсе событий, знают, что есть российское виноделие. Нам хотелось бы изменить формат этих выставок, чтобы они проходили в форме фестивалей. Это более живое продвижение винодельческой продукции до конечного потребителя. Потому что рынок уже сформировался. Все оптовики в курсе событий, а вот потребитель нуждается в этой информации, он хочет узнать новое о вине, познать культуру его потребления. У нас курортный регион, можно развивать различные программы, но это должна быть не только презентация вина, но и продажа винодельческой продукции. Но пока закон это запрещает.

Кроме того необходимо расширить географию этих фестивалей, делать фестивали кубанского вина в городах-миллионниках на территории РФ. Одно дело видеть вино в магазине, другое познакомиться с ним в хорошей обстановке, с шоу, дегустациями, разъяснениями специалистов. Это дает более очевидный результат. Мы вышли с предложением в администрацию края, что бы в курортный сезон организовать такие фестивали, в основных наших курортных районах. Нужно перенимать опыт зарубежных стран, делать винные деревни, центры. Это вопросы на перспективу, мы уже работаем в этом направлении.

Реклама
Предыдущая статьяЗАО «Агросистема»: Получение экологически чистых продуктов через высокое плодородие почв
Следующая статьяКачество и безопасность зерна: Производителям придётся задуматься