Реклама

Ногайцы бережно относятся к историческому наследию и традиционным ценностям своего народа

В Дагестане, в посёлке Сулак Кировского района Махачкалы, с размахом отметили завершение 3‑го Всеногайского конного перехода. Он стартовал 16 мая в селе Терекли-­Мектеб Ногайского района. Конный маршрут пролегал через сёла, где компактно проживают ногайцы Дагестана. Переход длился четыре дня, и последней его точкой стал посёлок Сулак. В честь этого события в этногородке устроили большой всенародный праздник.

Реклама

Из прошлого в настоящее

К встрече участников конного перехода в поселке подготовились основательно. Заранее был выбран земельный участок, находящийся почти в центре Сулака. Его обустроили в стиле древних поселений ногайцев: установили белоснежные юрты с праздничным убранством, возвели хозпостройки, окружили этногородок охранными башнями. Целостность восприятия обеспечила сама природа, подарившая теплый, но не жаркий день, – ​весенние степи вблизи побережья Каспийского моря словно напоминали о былой кочевой жизни ногайцев.

Надо отдать должное главе поселка Сулак Бадрудину Суюндукову. Он приложил максимум усилий, чтобы всенародный праздник прошел организованно и на высоком уровне. Прорабатывал детали, изучал особенности исторических построек, чтобы воссоздать картинки из прошлого в реалиях настоящего.

Каждая юрта была непохожей на другую и таила в себе новые открытия из далекой жизни ногайского народа. Над большой открытой площадкой витали непередаваемые ароматы национальных блюд. Возле многочисленных кипящих чугунных котлов «колдовали» ногайские хозяюшки. С шашлыком на мангалах умело управлялись мужчины. Примечательно, что все угощения для участников и гостей мероприятия были бесплатными.

Женская часть поселка бойко сновала между большими столами, постепенно добавляя на них все новые яства. Девочки щеголяли в национальных кос­тюмах, а мальчишки в одеждах предков-­воинов всем своим видом демонстрировали, что готовы повторить их подвиги.

Все гости и хозяева этногородка с нетерпением ждали появления конников. Организаторы заблаговременно предупреждали людей не занимать дорогу, чтобы невзначай не попасть под копыта горячих ногайских лошадей. Прибытие всадников в Сулак стало самой радостной и долгожданной нотой всенародного праздника. Люди восторженно встречали участников конного перехода, выражая свое одобрение приветственными возгласами и продолжительными аплодисментами.

С уважением к традициям

Въехав в этногородок, конники совершили несколько почетных кругов, продемонстрировав верховое мастерство. Особенно порадовало участие в конном переходе молодого поколения. Родные братья Куруптурсуновы из села Огузер Кизлярского района Дагестана – ​7‑летний Сулейман и 11‑летний Карайдар – ​вошли в число участников перехода и стали самыми юными среди них. А самым старшим всадником оказался 63‑летний Камалдин Донбузов. Он тоже из Кизлярского района, житель села Сангиши.

Именно ему и предоставили первое приветственное слово. От лица ногайских конников он поздравил всех с праздником и поблагодарил сулакцев за организацию мероприятия.

— Благодаря вам, дорогие ­братья и сестры, мы преодолели этот путь и приехали сегодня, – ​сказал Камалдин Донбузов. – ​Дай Аллах всем здоровья и благополучия, кто оказал посильную материальную и моральную помощь в организации и проведении такого масштабного мероприятия.

Далее перед публикой выступил представитель ногайцев Карачаево-­Черкессии Арслан Исергиев.

— Раньше наши мудрые предки говорили, что ногаец без коня как без крыльев, – ​отметил он. – ​Мы, участники конного перехода, просим всех вас поддержать наш призыв и так же, как и мы, заняться разведением и развитием коневодства.

Представитель ногайских всадников из Чечни от имени всех участников конного перехода поблагодарил жителей Дагестана за оказанное теплое гостеприимство.

Неизгладимое впечатление произвела речь почтенного старейшины из Кизлярского района, 78‑летнего Алимгазы Менли­баева, который заострил внимание на демографической проблеме ногайского народа. Он рассказал, что в 1912 году в двух приставствах: Ачикулакском и Караногайском – ​проживало более 250 тысяч ногайцев. Однако революция 1917 года и последовавшие за ней события привели к резкому падению численности народа.

— В 1946-47 годах в Ногайской степи осталось 46 тысяч ногайцев, – ​сообщил Алимгаза Менлибаев. – ​Но после вой­ны, благодаря сталинской политике в ногайских селах начали открываться интернаты, жизнь начала улучшаться, и к 1969 году нас стало более 70 тысяч.

Старейшина призвал молодое поколение внести свой посильный вклад в увеличение рождае­мости и улучшения демографической обстановки.

Поздравления со сцены звучали одно за другим, переме­жаясь с различными музыкальными номерами. Творческие коллективы – ​певческие и танцевальные – ​заряжали позитивными эмоциями многочисленных зрителей.

Участников Всеногайского конного перехода также поздравили старейшина из Ногайского района, ветеран труда Енали Копиев, имам села Огузер Кизлярского района Магомед-­хаджи, председатель Дагестанского регионального отделения федеральной национально-­культурной автономии ногайского народа РФ Зейдулла Аджибайрамов, а также один идейных вдохновителей развития коневодства у ногайцев – ​предприниматель Залимхан Ваисов.

Время возрождения

За четыре дня, которые продолжался 3‑й Всеногайский конный переход, всадники из Дагестана, Ногайского района Ставропольского края, Карачаево-­Черкесской и Чеченской республик преодолели верхом на лошадях более 300 километров пути. Конный маршрут прошел через селения Эдиге Ногайского района, Новодмит­риевка, Аневское Тарумовского района, Серебряковка, Малая Арешевка, Цветковка, Большой Бредихин, Ново-­Владимировка, Боранбай, Сангиши, Бирюзяк, Новая Коса Кизлярского района.

По рассказам конников, в каждом из населенных пунк­тов местные жители встречали их очень тепло. Но особенно запомнилась «кочевка» посещением села Новая Коса. Кто знает, возможно, в следующем году имеет смысл устроить конкурс между селениями, по которым пролегает конный маршрут, на лучшую организацию встречи всадников. За особое гостеприимство, которое отвечает традициям ногайского народа, лучшая награда – ​почет и уважение.

Цель конного перехода – ​возрождение исконно народного, традиционного ногайского коневодства, которое было одной из важнейших отраслей ногайской экономики в прошлом. Ногайские кони поставлялись в Бахчисарай, Казань, Астрахань. Но главным рынком сбыта живого товара стало усиливающееся Московское государство. По свидетельствам архивных документов, в XVI веке каждое посольство из столицы Ногайской Орды – ​города Сарайчика – ​приводило с собой в Москву до 40-50 тысяч лошадей для продажи. Выведенная ногайскими кочевниками порода лошади получила впоследствии название «ногайской». Она приняла участие в формировании многих других конских пород, в частности известной кабардинской лошади. Ногайская порода лошадей прекрасно зарекомендовала себя также в составе русских кавалерийских полков в различных военных конфликтах Средневековья.

— Сегодня наши ребята вновь загорелись желанием возродить исконное традиционное ногайское коневодство, – ​подчеркнул Зейдулла Аджибайрамов. – ​Для широкой пропаганды этой своей благородной и очень необходимой в наше время идеи ногайские конники почти ежегодно организовывают подобные мероприятия, а также скачки с участием многих известных не только в республике, но и далеко за ее пределами мастеров конной верховой езды. Подобные мероприятия возрождают любовь к красоте, укрепляют дружбу и единство между народами, проживающими в разных регионах нашей Родины – ​России. Этим мероприятием, кроме всего, мы также поддерживаем и наших земляков, мужественно выполняющих свой долг в наши дни на Донбассе, отважно участвуя в специальной военной операции российских вой­ск в этом регионе.

Возвращение к истокам

История ногайского народа уходит вглубь веков. Ногайцев обоснованно причисляют к азиа­там, подтверждением чему служит в том числе выраженный азиатский тип лица. В то же время ученые утверждают, что именно благодаря ногайцам на Кавказе получил распространение традиционный ислам ханафитского толка.

Территория проживания ногайцев брала начало от Иртыша и доходила до Днепра. Само название «ногайцы» произошло от именитого полководца Ногая, организовавшего государство от Днепра до Днестра. И хотя в Золотой Орде никому, кроме Чингизидов – ​прямых потомков Чингизхана, не дозволено было выпускать собственные деньги, до наших дней сохранились монеты с изображением Ногая, который был настолько могущественным, что смог себе позволить это. Через сто лет еще один полководец, предок, которого ногайцы называют Эдиге, основал новое государство – ​Ногайское. В 1991 году во всем мире праздновали 600‑летие Ногайского государства и эпоса Эдиге.

Рассказать о традиции Всеногайского конного перехода мы попросили главу поселка Сулак Бадрудина Суюндукова.

— Ногайцы расселены по всему миру, много представителей нашего народа живут и в различных регионах Северного Кавказа, – ​объяснил Бадрудин Алие­вич. – ​Общение между нами по-прежнему существует, мы держим связь друг с другом, но собираться в одном месте, заводить новые знакомства, когда живешь на большом расстоянии, достаточно проблематично. Пять лет назад зародилась идея ежегодно встречаться в определенной локации. С тех пор на конные мероприятия со всех уголков России стекаются всадники. Переходы стали нашей возрожденной традицией. Поселок Сулак находится на южной границе зоны проживания ногайского народа в Дагестане. Через видеообращение мы пригласили всех ногайцев принять участие в конном переходе. Всадники из разных регионов страны прискакали сюда, и это знаковое событие для всех нас, поскольку подчеркивает единство нашего народа. Народ един, где бы он ни находился. И от этого эмоции переполняют. Нынешняя молодежь очень сильно подвержена влиянию социальных сетей и мессенджеров. Они даже не задумываются о том, к каким проб­лемам это может привести. Мы считаем, что наше молодое поколение нужно обязательно возвращать к истокам. И сейчас, возрождая конные переходы, я считаю, мы делаем очень большое дело во благо последующих поколений.

Привить культуру

Несколько сотен человек приняли участие в сулакском празднике, ставшем поистине всенародным. После приветствий и поздравлений состоялся большой концерт, в котором номера исполнили известные солисты Государственного ногайского оркестра народных инструментов, детский хореографический ансамбль «Карлыгашлар» из села Терекли-­Мектеб Ногайского района Дагестана.

Праздничное действо отнюдь не ограничивалось сценической площадкой. Повсюду резвилась детвора, работали аниматоры. Апофеозом мероприятия стали традиционные состязания – ​борьба на лошадях.

— Корнями такие соревнования уходят в 13-14 века, это наше историческое наследие, – ​рассказал Бадрудин Суюндуков. – ​Два всадника надевают пояса и пытаются сбросить друг друга с лошади. Выигрывает тот, кому удалось удержаться в седле.

По словам руководителя, ногайский этногородок был специально подготовлен для конного перехода. Локацию планируется оставить, чтобы прививать детям ногайскую культуру и традиционные семейные ценности. Это позволит пробудить в молодом поколении интерес к историческим корням. Кроме того, этногородок имеет все шансы стать новой точкой привлечения туристов. Не только жителям Дагестана, но и гостям из других регионов будет интересно ознакомится с самобытной культурой и многовековыми традициями ногайского народа. С учетом того что в регион в последнее время стекается большой туристический поток, новая локация расширит маршруты по достопримечательностям республики и раскроет новые возможности для познания истории России и народов, ее населяющих.

— Все наши первые конные переходы – ​это лишь задел на будущее, – ​констатировал глава поселка. – ​Мы собираемся посетить город Сарайчик – ​столицу Ногайской орды, которая расположена на границе Астраханской области и Казахстана. Хотим там собрать всех всадников, включая конников из Сулака. Надеемся, что эти планы будут реализованы в обозримом будущем.

Участникам и гостям мероприятия этот день надолго запомнится радостным настроением, весельем, добрым общением, зрелищными состязаниями и насыщенной культурной программой. Ногайский народ заявил о себе как о большой общности людей с уникальной историей.

Чувство гостя, которому все рады, стало главным впечатлением от пребывания в Сулаке. Незнакомые люди улыбались, здоровались, приглашали отведать разнообразных народных кушаний, сладостей.

Приобщившись к празднику, мы прочувствовали дуновение веков и прониклись большим уважением к народу, который чтит свои традиции и строит будущее на незыблемом, крепком базисе исторических корней.

Фото автора

Реклама
Предыдущая статьяСеверный Кавказ – ​в приоритете
Следующая статьяКАС‑32: как, сколько и когда?