Рыночная грамотность должна быть в приоритете аграриев

Компания ООО «Агроспикер», которая занимается фундаментальным и техническим анализом аграрного рынка для профессиональных менеджеров и руководителей сельхозпредприятий, функционирует не первый год. Возглавляет её В.А. Шамаев. Сегодня Виталий Анатольевич делится с аграриями своими наработками:

HY3Nnbq– Мы постоянно держим на контроле балансы рынка – базовые параметры ценообразования, влияние погодных условий на формирование урожая в России и во всём мире, раскрываем психологию и существующие тенденции движения цен на основе технического анализа. В соответствии с этим выстраивается и наша задача – научить фермеров грамотно продавать выращенную продукцию, то есть по максимальным ценам. Они должны возвращать свои средства, и это являются нормой в мировом аграрном производстве.

Бюджет одного пахотного гектара в нашей стране составляет 500 долларов, в развитых государствах – тысячу и более. В результате получается, что мы недофинансируем свою экономику, отчего добиваемся совершенно иных производственных показателей.

На развитие агропромышленного комплекса влияет много факторов, в том числе и необходимость грамотно работать на рынке. Приведу пример. В течение года цена на зерно может колебаться до 2000 рублей за тонну. Умножим эту разницу на урожай в четыре тонны, увидим спекулятивную прибыль в 8000 рублей с гектара. Согласитесь, редкие агротехнологии позволят земледельцам вернуть такую сумму.

Аналогичная ситуация происходит и с подсолнечником. Только здесь ценовые колебания составляют 8-10 тысяч рублей, а урожайность – две тонны. Отсюда спекулятивная прибыль доходит до 20 тысяч рублей с гектара. Умножьте полученную цифру на всю посевную прощать – потери впечатляют! Поэтому, ещё раз подчеркну, надо обладать рыночной грамотностью, понимать, как работает сельскохозяйственный рынок, и бороться за свои средства. Не стоит торопиться с реализацией выращенной продукции, настоятельно рекомендую продавать её частями в течение длительного времени. Для удобства советовал бы разработать карту сбыта урожая, где детально расписать, какой объём зерна реализовать в сентябре, какой – в ноябре, декабре и т.д.

Статистика показывает, что за последние 25 лет мировое потребление зерновых и масличных культур возросло на один миллиард тонн, то есть каждые два года рынок увеличивает своё потребление на весь урожай Российской Федерации – 100 миллионов тонн. Однако только три страны – США, Китай и Бразилия – за указанный период времени совместными усилиями увеличили производство продукции на 500 миллионов тонн. Если быть точнее, то прирост сельхозпродукции в США И Китае примерно одинаков и составляет около 150 миллионов тонн. Оставшиеся 500 миллионов тонн приходятся на все остальные государства. Так что у России имеется огромный потенциал в этом вопросе.

По последним данным, средняя урожайность озимой пшеницы в Поднебесной составляет 50 ц/га, кукурузы – 60 ц/га.

Данный показатель вполне приемлем для юга Российской Федерации, в том числе и Ставрополья. Только закупочная цена на зерно в Китае в три раза выше, чем у нас. Отсюда получается весьма интересная картина. Если фермеру необходимо приобрести трактор стоимостью 15 миллионов рублей, то в Китае подобную сумму обеспечат 100 гектаров, так как там надо продать всего 462 тонны зерна. В России нужны 500 гектаров и 1342 тонны продукции. Когда мы говорим о субсидировании техники, при наших низких ценах на пшеницу получается: 462 тонны – это пять миллионов рублей, значит, десять миллионов должно датировать государство. В мировой практике субсидии составляют две третьих части, у нас – одну четверть, что в денежном выражении далеко от идеала.

Имеется такой показатель, как общая стоимость урожая, который показывает основной кошелёк аграрной экономики. Опять же, в США и Китае он составляет почти десять триллионов рублей, в России – 1,7 триллиона, Аргентине – 2,5 триллиона. Для сравнения: Аргентина получает урожай 100 миллионов тонн, Россия – 105, то есть объём производства – одинаков, а в денежном выражении мы теряем 46 %. Почему? Потому что многие земледельцы сконцентрировали своё внимание на зернопроизводстве, хотя в мире ценятся кукуруза, масличные – подсолнечник, рапс, соя, лён. Что я хочу этим сказать? Необходимо постоянно следить за структурой посевных площадей и включать в севооборот разные культуры.

Начиная с 2000 года, при любом движении рынка лидером по получению прибыли с одного гектара пашни является подсолнечник, затем идут пшеница и кукуруза. По закупочным ценам на первом месте находится рис-сырец, потом – нут. А вот высокоурожайная кукуруза отстаёт в цене, однако рынок по данной культуре продолжает укрепляться. Кстати, в развитых странах к выбору культур фермеры относятся совершенно иначе, потому что там абсолютно иная государственная поддержка. Российские сельхозтоваропроизводители боятся возделывать затратные культуры. Уверяю, не стоит этого делать! Нужно запомнить прописную истину: вкладывать в один гектар столько, сколько определено мировыми нормами, а затем уже с рынка получать свои деньги, причём, по максимуму. И ещё. Следует понимать, в каком измерении фермеры намерены изучать рынок – в рублях или долларах, ведь экспортёры работают в валюте, производители – в рублях. Цены на зерновые и масличные культуры сегодня находятся в максимуме в рублёвом выражении. Но с учётом падения курса отечественной валюты появился большой разрыв между ценами в рублях и долларах. В случае падения мировых цен на сельхозпродукцию это не значит, что в России они тоже должны понизиться. У нас в стране, допустим, подсолнечник сейчас стоит 25-26 рублей за килограмм, в Европе – 30-35 рублей, то есть, нет никаких оснований для падения цен. Кроме того следует учитывать тот факт, что масличных культур на мировом рынке попросту не может быть много, особенно сейчас, когда активно развивается высокоолеиновое производство. Наоборот, в европейских странах за такой подсолнечник выплачивают премии и различные бонусы. Отмечу ещё один важный момент: если производство сои в мире наращивается быстро, то подсолнечника – нет.

Вот тоже интересная информация. В этом сезоне запасы зерна в России составляют 9 % от валового сбора, в США – 18 %, Китае – 50 %. Где же по логике должны быть максимально высокая цена? Там, где запасы продовольствия больше, цены – ниже, и наоборот. Но в реальности в России – 11 рублей за килограмм, США – 13, Китае – ещё выше. Вывод напрашивается сам собой: в какой стране действительно хотят развивать агропромышленный комплекс, там работают по мировым законам рынка. Сельхозтоваропроизводителям надо развивать большое складское хозяйство, потому как хранение зерна – это тоже золотовалютный резерв.

Наконец, несколько слов о погоде. Дневные температуры воздуха на юге страны уже давно положительные, снега на полях практически не осталось. Как только среднесуточные температуры достигнут плюс пять градусов, у озимых зерновых культур начнётся вегетационный период. Но по прогнозам март ожидается холодным и с обилием осадков, а апрель, наоборот, — теплее средних многолетних наблюдений.

Свой рассказ хотел бы завершить небольшой рекомендацией фермерам и менеджерам по продажам. Чтобы грамотно разбираться в рыночных отношениях, не достаточно раз в год поговорить о данной теме. Необходимо еженедельно интересоваться столь важным для аграрного бизнеса вопросом.

Николай НАЗАРЕНКО

Exit mobile version