Реклама
Производство индейки в России с 2015 по 2024 годы почти утроилось, тогда как в большинстве стран мира оно стагнирует или падает, рассказал президент консалтинговой компании «АГРИФУД Стретеджис» Альберт Давлеев на саммите «Аграрная политика России». Рост был бы больше, если бы не дефицит инкубационного яйца.

Реклама
В 2024 году в России было произведено 438 тыс. тонн индейки, что на 3,8% больше, чем в 2023 и на 186% больше, чем в 2015 годах, подсчитывает Давлеев. Сейчас РФ — лидер по производству этого мяса в Европе и второй в мире.

При этом Россия остается единственной страной, которая показывает устойчивый рост производства индейки на протяжении всех последних лет, утверждает Давлеев. Так, в США, которые выпускают почти половину всего мяса индейки в мире, продолжается снижение производства из-за гриппа птиц и распространения инфекции метапневмовируса. В прошлом году производство снизилось на 6,1%, за последние 10 лет — 3%. Индюшатина в США замещается курицей и свининой, а экспорт ограничивается до латиноамериканского региона и отдельных стран Африки.

Франция в прошлом году начала частично восстанавливать поголовье индеек за счет довольно успешного эксперимента с вакцинацией от гриппа птиц (+7,4%). Но в сравнении с 2015 годом производство снизилось на 38,1%.

В Бразилии и Великобритании и вовсе объем производства индейки за последние 10 лет рухнул на 61% и на 53,6% соответственно. В первом случае это объясняется торговыми барьерами при поставках в ЕС, во втором — снижением потребления индейки и конкуренцией со стороны более дешевого импорта из Польши.

В Германии, Канаде и Италии, считающимися традиционными историческими странами-производителей индейки, также производство этой птицы снижается (от -7% до -22%) из-за зрелости рынков, ограниченного экспорта и гриппа птиц.

«Из топ-10 стран только Польша, Испания и Россия показали прирост производства индюшатины в последнее десятилетие. При этом в 2024 году и польское, и испанское индейководство тоже ушли в минус (-5% и -6,8% соответственно) в связи с удорожанием себестоимости откорма и переходом значительного числа фермеров на выращивание курицы, обеспечивающей более быстрый оборот средств при более высокой сохранности поголовья», — рассказал Давлеев.

При этом рост производства индейки в России ограничен дефицитом инкубационного яйца, доступность которого сократилась из-за потерь племенного поголовья индеек в США, Канаде и Европе и ветеринарных ограничений на импорт из-за роста количества вспышек гриппа птиц в 2023-2024 годах, отметил эксперт. По данным Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) на первый квартал 2025 года, своим инкубационным яйцом мы закрываем только менее 60% потребностей.

«Несмотря на строительство новых племрепродукторов, в России нет собственного прародительского поголовья промышленных кроссов индейки, и его приходится ввозить из-за рубежа», — говорит Давлеев.

А поскольку к 2030 году планируется увеличить производство этого мяса еще почти в полтора раза (до 650 тыс. тонн), доля отечественного племенного материала снизится до 53%, что требует дополнительной государственной поддержки отрасли.

По данным НАПИ, подавляющее большинство произведенного мяса индейки потребляется внутри страны — в 2024 году из произведенных 438 тыс. тонн на экспорт было отправлено только около 27 тыс. тонн, 60% из которых пришлось на Китай. При этом потребление индейки в России выросло с 2012 года более чем в пять раз — с 0,52 кг до 2,85 кг на человека в год. В этом году производство индейки вырастет еще на 6%, до 465 тыс. тонн, прогнозировали ранее в НАПИ.

Впрочем, по данным исследовательской компании NTech, продажи индейки с апреля 2024 года по март 2025 года выросли на 12,2% в денежном выражении и сократились на 4,5% в натуральном по сравнению с периодом с апреля 2023 по март 2024 года. По словам директора по аналитике NTech Леонида Ардалионова, индейку нельзя рассматривать ни как альтернативу дешевой курице, ни как альтернативу дорогой говядине.

«Индейка — это отдельный продукт, в котором сосредоточено огромное количество инсайтов, подавляющее большинство которых связано с диетичностью продукта и его принадлежности к не очень понятной, но очень привлекательной для потребителя концепцией «правильного питания». И вот здесь возникает когнитивный диссонанс: индейка — здоровое питание (много белка, мало жира), но не самое вкусное (по той же причине, так как вкус мясу придает именно жир; абсолютно нежирное мясо по вкусу близко к бумаге). Поэтому мы и наблюдаем ситуацию, в которой потребление индейки растет, но растет за счет интересных продуктов, содержащих индейку (ветчина, мясо в маринаде и т.д.), а сами натуральные полуфабрикаты из индейки начинают слегка стагнировать», — говорит Ардалионов.

Реклама
ИСТОЧНИКРГ
Предыдущая статьяСАДЫ РОССИИ 2025 – перед отраслью стоят важнейшие задачи