Устойчивое развитие сельских территорий обсудили в Кремле

Сегодня в нашей стране наблюдается вполне очевидная тенденция – всё больше внимания государство уделяет развитию сельского хозяйства, чего не наблюдалось в прошлые годы. С чем это связано, можно только гадать. 

По нашему мнению, причин несколько. Это и ситуация, которая сложилась в прошлом году, когда АПК, по словам Президента России Владимира Путина, «вытянуло экономику страны», и сложившаяся в последнее время напряженная политическая ситуация, связанная с присоединением Крыма, и реальные опасения власти за обеспечение продовольственной безопасности государства. А скорее всего, все эти факторы вместе повлияли на разворот власти «лицом к сельскому хозяйству». Так, 21 апреля Президент России Владимир Путин провёл совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на котором в числе других тем были обсуждены вопросы обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Владимир Путин: 

В процесс преобразования сельской жизни должны активно включаться регионы

Открывая заседание, Президент России напомнил участникам, что восемь лет назад был дан старт национальному проекту в сфере АПК, на базе которого была сформирована специальная госпрограмма. Благодаря этим мерам, основанным на системном, программном подходе, по мнению Владимира Путина, в стране удалось добиться некоторых перемен по ряду направлений в этой отрасли, по созданию условий для внедрения передовых технологий, притока инвестиций, строительства жилья.

«Прекратились разговоры, что, мол, бесполезно вкладывать средства в сельское хозяйство, в село. Пресловутое словосочетание «черная дыра», мне кажется, уже, слава богу, ушло в прошлое. Мы на деле доказали, что при грамотной организации инвестиции начинают активно работать и дают запланированные результаты», — заявил Президент.

Тем не менее, Владимир Путин отметил, что на селе еще очень много проблем. Более того, есть немало мест, где жизнь словно остановилась, замерла. И речь не только об опустевших деревнях, но и о густонаселенных селах. Их отставание от городов все еще значительно. Характерны очевидные диспропорции и для самой сельской местности. В одном и том же субъекте Федерации могут соседствовать и перспективные, развивающиеся, и деградирующие хозяйства.

«Сейчас на селе проживает около 37 миллионов человек. А если вы помните, в 2000 году было 40 миллионов человек. Причем отток из сельской местности продолжается. Поселения, где живет до 10 человек, сейчас составляют около 24 процентов», — выразил озабоченность глава Государства.

Владимир Путин также остановился на глобальной проблеме урбанизации, отметив, что это не только проблема России и так происходит во всем мире. Но сегодня, уверен Путин,  деревня зачастую сама «выдавливает» значительную часть жителей из-за отсутствия работы, жилья, из-за плохого быта и общей невостребованности.

«Достаточно сказать, что средняя заработная плата на селе – чуть больше 14 тысяч рублей. На крупных и средних предприятиях немного больше – 17,5 тысячи рублей, что составляет 52 процента от средней по экономике. У нас средняя по экономике в прошлом году была почти 30 тысяч, 29 900», — подчеркнул Президент.

Владимир Путин убежден, что в процесс преобразования сельской жизни должны активно включаться регионы, органы местного самоуправления, сами жители, а на федеральном уровне необходимо определить финансовые и организационные механизмы достижения поставленных целей. Так, Рабочая группа Госсовета предлагает разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий. Под этим, члены рабочей группы Госсовета и понимают комплексное развитие именно территорий в целом, включая социальную составляющую.

«Считаю, что такой концептуальный документ действительно нужен, чтобы власти всех уровней, общественные структуры и политические партии, бизнес имели ясное представление о тех задачах, которые предстоит вместе решать, и действовали, что называется, единым фронтом», — отметил Президент.

Владимир Путин также остановился на том, какой должна быть эта стратегия. Он уверен, что при ее подготовке необходимо проанализировать всю законодательную базу, имеющую отношение к развитию сельских территорий, учесть, что финансовая поддержка сельского хозяйства должна быть сконцентрирована на магистральных направлениях, имеющих мультипликативное значение и эффект. Это программы регионального развития, совершенствование инфраструктуры и системы страхования. Это образование, научные исследования, подготовка кадров. При этом не стоит забывать, что село для России – это не только производство продуктов питания.

«Это свой, традиционный уклад и образ жизни. Это богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа нашей огромной страны», — заявил Президент.

В числе ключевых проблем, которые необходимо срочно решать, Владимир Путин выделил некоторые ключевые направления. Одно из важнейших — это обеспеченность жильем. По сравнению с 2000 годом сельский жилищный фонд увеличился на 20 процентов. Но это увеличение происходит за счет индивидуального сектора, площадь которого выросла на 36,2 процента. Здесь также присутствует значительная доля загородных домов горожан, а доля собственно сельских жителей, которые постоянно проживают на селе, минимальна. Сегодня на очереди по улучшению жилищных условий стоит более 490 тысяч сельских семей.

Второй важный вопрос – обеспеченность инфраструктурой. В первую очередь, дорогами. Всем известно, что бездорожье – это главный бич сельской местности. Отсутствие нормальных дорог лишает людей возможности изменить жизнь, «съедает» усилия государства по поддержке сельских территорий, тормозит развитие любой инициативы: в области образования, здравоохранения, досуга.

Следующая тема – эффективность работы органов местного самоуправления.

«Знаю, что труд здесь очень непростой, нелегкий. Особенно в поселковых администрациях, где занято, как правило, всего несколько человек, которые выполняют функции и юристов, и экономистов, и бухгалтеров. И все же при этом одни поселения успешно развиваются, а другие едва выживают, что называется. В одном поселении вовремя расчищаются дороги от снега, чтобы могла проехать «скорая» или пожарные, а рядом – заносы на всю зиму», — отметил Путин.

Он уверен, что причина здесь не только в финансовых ресурсах, которых не хватает.

«Для рачительных хозяев муниципального и регионального уровня должно быть делом чести обеспечить порядок на своих территориях. Здесь многое зависит от руководства органов местного управления, от их неравнодушного отношения к делу, от способности организовать жителей для решения насущных проблем, поддержать инициативных людей. Главы местных администраций и их команды должны быть, что называется, всегда на связи. Гонор, снобизм, начальственный раж еще никому не приносили пользы. Тем более на селе, где все друг друга знают и всегда оценят открытость, заботу, работу на общее благо», — сказал Глава Государства.

Еще один важный вопрос, который выделил Владимир Путин, – это развитие предпринимательства на селе. Здесь, по его мнению, наиболее острая проблема заключается в информационном вакууме. Люди не знают, как можно об этих мерах поддержки узнать, неизвестно насколько доходчива и доступна эта информация.

«Ведь чего греха таить, собственно, это не только наша беда – во всем мире так происходит, но, тем не менее, это так, чтобы понять, что написано в некоторых законах и подзаконных актах, нужно перевести для нормального человека все, что там написано, с юридического на бытовой русский язык. Причем перевод этот должен осуществляться высококлассными специалистами, иначе там вообще разобраться невозможно. Должен сказать, уверен, что и к вам приходит немало писем, и до меня доходит тоже достаточное количество, где люди жалуются как раз на невозможность получить нужную информацию и вовремя. При таком положении дел село будет поднять очень сложно, обращаю ваше внимание на эту в принципе абсолютно решаемую, можно сказать, бюрократическую проблему», — сказал Президент.

Владимир Путин также отметил, что остается невостребованным туристический и рекреационный потенциал сельских территорий. Правительству нужно детально проработать условия и механизмы, которые бы позволили привлечь в эти сферы инвесторов.

Кроме того, Президент обратился с просьбой к участникам заседания уделить внимание и системному развитию кооперации, а также подготовить предложения по созданию банковских продуктов, ориентированных на поддержку малого и среднего бизнеса на селе, в том числе в социально-бытовой сфере, имея в виду и парикмахерские, и кафе, небольшие гостиницы. Все это нужно не только сельским жителям, но и для развития внутреннего туризма в стране в целом.

«Однако на такие проекты невозможно сегодня получить доступных кредитов. Считаю и обращаю внимание наших коллег, которые работают в финансовой сфере, Центральный банк, Министерство финансов, которые напрямую с банками работают, нужно предпринять все усилия для того, чтобы ситуацию изменить в этом направлении, кредитовать не только производственные, но и социальные проекты, они могут быть вполне окупаемыми. Важно также организовать для предпринимателей специальную консультативную помощь», — подчеркнул Владимир Путин.

Несколько слов Президент России сказал о  привлечении молодежи для работы в сельских территориях. Он уверен, что здесь необходимо выстроить комплексную систему поддержки, обеспечить выплату подъемных, достойную заработную плату, предоставление жилья, дополнительные социальные услуги. 

«Я знаю, что во многих регионах эта работа проводится, и нужно здесь тоже ориентироваться на самые лучшие практики. В период реализации нацпроектов такой подход полностью себя оправдал. Это начинание надо, безусловно, поддержать и дальше. Знаю, что некоторые территории, некоторые регионы уже самостоятельно организовали такую работу. Нужно, повторяю, это тиражировать, тем более что практика положительная, молодежь едет в такие территории. Прошу Правительство обобщить все эти практики и познакомить с ними руководителей субъектов Федерации, там, где этого еще не сделано. Рассчитываю, что этот опыт будет востребован и в большинстве регионов Российской Федерации. По большому счету, в городе тоже жизнь не без проблем. И когда на селе для молодых специалистов предлагаются более привлекательные условия, они осознанно выбирают сельские территории», — заключил Президент России.

Николай Фёдоров: 

Человеку разумному равно необходимы и хлеб насущный, и пища духовная

Свое выступление Николай ФЕДОРОВ, министр сельского хозяйства России, традиционно начал с цитирования народной мудрости

«Если исходить из народной мудрости, что человеку разумному равно необходимы и хлеб насущный, и пища духовная, думается, не будет преувеличением, если заметим, что село, именно село и кормит страну, и не только кормит страну, но еще и сохраняет, самое главное, народную, духовную культуру, которая является основой самой Российской Федерации. Поэтому деятельная поддержка российского села, которая демонстрируется и сегодня на заседании Государственного совета, по нашей оценке, это, конечно, не только экономический и социально значимый вопрос, но еще вопрос нравственного и исторического долга нашего поколения перед будущими поколениями россиян».

По мнению министра, в данном контексте формула «кадры решают все» звучит особо актуально для села, откуда долгие годы трудовые ресурсы действительно только выкачивались для индустриализации, для строительства новых городов.

«При этом нельзя не признать, что деревенская жизнь все-таки честнее и искреннее, чем иная, чем сформированная и не всегда продуманная урбанизация, которая сопутствует не только деформации окружающей среды, но и деградации нравов. Противостоит этим угрозам снова потенциал российского села», — утверждает Федоров.

Он отмечает, что Министерство сельского хозяйства РФ в своей работе исходит из того, что создание благоприятных условий жизни и труда – основное звено в цепи насущных проблем российского села. За  период действия Нацпроекта и Госпрограммы, на каждый рубль, выделенный из федерального бюджета, привлечено более четырех рублей из региональных бюджетов и внебюджетных источников. В результате этой работы уровень газификации сельского жилищного фонда за этот период вырос без малого в 2 раза – с 33 процентов до 57, обеспеченность сельского населения питьевой водой в 1,5 раза – с 40 процентов до 60. Жилищные условия смогли улучшить без малого 270 тысяч сельских семей. Стали доступнее и качественные образовательные и медицинские
услуги, появилось больше возможностей для занятий спортом. Соответствующие объекты построены практически во всех субъектах Федерации.

Но положение российского села действительно в целом остается сложным, с сожалением констатирует федеральный министр: уровень безработицы на селе в 1,8 раза выше, чем в городе, а размер заработной платы почти в 2 раза меньше от средней оплаты труда по стране.

Соответственно, в этих условиях локомотивами развития АПК, такими инструментами решения острейших проблем, таких, как занятость, повышение доходов сельских тружеников, помимо индустриализации сельского хозяйства через крупные агрохолдинги, могут и должны стать малые формы хозяйствования, сельская кооперация, уверен Николай Федоров.

«Именно для этого, кстати, с 2012 года в госпрограмме развития сельского хозяйства появилась грантовая поддержка начинающих фермеров объемом в 1,5 миллиарда рублей, семейных животноводческих ферм с объемом в 2 миллиарда рублей. Только за счет этих грантов ежегодно дополнительно в стране появляется от двух до трех тысяч фермеров и от 700 до 800 семейных животноводческих ферм», — подчеркнул министр.

Николай Федоров также проинформировал участников заседания, как идет работа по развитию сельской кооперации и аграрного туризма. Он, в частности, сообщил, что на днях Правительством приняты предложения по изменению госпрограммы для целенаправленной грантовой поддержки сельхозкооперативов. В ряде регионов при федеральной поддержке власти активно строят агропромпарки, оптово-распределительные центры, которые крайне востребованы как фермерами, так и главами товарных личных подсобных хозяйств. Некоторые субъекты Федерации начинают активно заниматься развитием сельского туризма.

Однако, по мнению министра, у субъектов Российской Федерации, у губернаторов есть и другие возможности для усиления поддержки малого бизнеса на селе. В 2013 году из федерального бюджета было выделено порядка 20 миллиардов рублей по госпрограмме поддержки малого и среднего бизнеса, включая малое предпринимательство в АПК. На долю аграрного сектора пришлось менее 10 процентов этой суммы.

«А с учетом того, что во многих регионах от 30 до 40 и более процентов населения составляют сельские жители, региональным властям стоило бы активизировать работу и через дополнительные организационно-разъяснительные усилия и консультационные услуги подтянуть участие сельского бизнеса в таких программах», — уверен Федоров.

Николай Федоров рассказал и о том, что с этого года действует новая федеральная программа устойчивого развития сельских территорий. Имея в виду потенциал инициатив с мест, важность и ценность творческой активности органов местного самоуправления, в новой ФЦП предусмотрена грантовая поддержка местных инициатив по таким проектам, как создание зон отдыха, парков и скверов, спортивных и детских площадок, восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников. Но эта работа идет не слишком активно.

«И что имеем, уважаемые коллеги губернаторы? 56 глав регионов не представили ни одной инициативы своих сельских поселений в Минсельхоз для софинансирования или выделения грантов. Но при этом, обратите внимание, большую активность проявили Алтайский край, республики Коми, Якутия, Татарстан, Иркутская, Вологодская, Ульяновская и Ростовская области и получили соответствующую федеральную поддержку», — с сожалением отметил Федоров.

Не без причин тема неразвитости дорожной сети на селе звучит постоянно и на всех уровнях. Почти во всех регионах жители жалуются на неразвитость дорожной сети в сельской местности, что заметно ухудшает качество жизни селян. Во многих районах, практически, недоступно оказание скорой помощи, обеспечение пожарной безопасности и работа других экстренных служб. В этой связи, считает министр, целесообразно, во-первых, включить в программу устойчивого развития сельских территорий мероприятия по строительству автомобильных дорог, сняв известные ограничения в пять километров и 125 жителей. И, во-вторых, разрешить строительство дорог к объектам сельхозпроизводства, для чего необходимо будет внести соответствующие изменения в законодательство.

Развитие сельских территорий – это сфера компетенции и зона ответственности субъектов Российской Федерации по всему действующему законодательству, в помощь им действует целый ряд федеральных программ. Однако, Николай Федоров считает, что регионы в этом отношении, к этой ответственности и к этой помощи ведут себя очень по-разному.

«Поскольку дела говорят убедительнее слов, приведу пример. В соответствии с пунктом 4.1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса региональные власти должны, подчеркиваю, должны обеспечить предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог для сельских населенных пунктов в размере не менее 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда. И как исполняем, уважаемые члены Госсовета, требования Федерального закона по строительству сельских дорог? Докладываю. В прошлом году поддержали селян, выделив не менее 5 процентов от объема дорожного фонда, как того требует закон, всего 12 регионов. Это Курская область, Якутия, Ставропольский край, Тамбовская область, Еврейская автономная область, Марий Эл, Пермский край, а Удмуртия, Красноярский край и Татарстан выделили от 8 до 9 даже процентов, Сахалин – 12 процентов, Калмыкия – почти 34 процента. А для остальных, получается, закон, как на Руси говорят, иногда не указ, что ли, везде меньше, чем положено императивно по Федеральному закону, или даже вовсе ноль», — заявил глава аграрного ведомства.

Более того, он обратился к Президенту с просьбой выделить в показателях оценки эффективности деятельности руководителей субъектов Федерации, не увеличивая их общего перечня, данные по развитию сельских территорий.

«Иначе нередко получается, что в среднем по больнице, то есть по региону, температура нормальная, а в сельской местности она критическая. Федеральный центр должен за этим следить, по нашему убеждению», — заявил Федоров.

В заключение своего выступления Министр сельского хозяйства РФ обратил внимание участников на необходимость расширения горизонта планирования госполитики в области устойчивого развития сельских территорий. И целевые показатели в этой сфере, нужно ориентировать на достижения нормативов доступности социальных услуг для селян.

«Уважаемые коллеги! В этих залах Московского Кремля, в этой аудитории нет нужды доказывать значимость государственного суверенитета на всей территории России, но полноценность суверенитета обеспечивают не только пограничники и Вооруженные Силы. Страна по-настоящему крепка и сильна, если ее кормильцы – земледельцы, животноводы, включая оленеводов, рыбаки – живут и работают в достойных условиях. Создавать их – наша общая первоочередная задача», — закончил свое выступление министр.

Сергей Аксенов: 

Без федеральной помощи проблемы аграрной экономики сельских территорий Крыма мы не решим

Сергей АКСЕНОВ, исполняющий обязанности Главы Крыма, отметил, что 18 апреля исполнился месяц, как Республика Крым стала субъектом Российской Федерации. За это время произошли значительные изменения в управлении всеми сферами жизнедеятельности полуострова.

«Обсуждение проблем по развитию сельских территорий на заседании Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации для Крыма особенно актуально. У нас в сельской местности 947 сельских населенных пунктов, 243 сельских совета, проживает около 37 процентов населения Республики Крым. Общая площадь сельскохозяйственных земель составляет 1850 тысяч гектаров, из них удельный вес пашни в общей площади земель – примерно половина, 49 процентов. Пастбища составляют 433 тысячи гектаров, многолетние насаждения, сады и виноградники, эфироносы – около 76 тысяч гектаров», — сообщил Аксенов.

Но при всем этом богатстве, уверен он, в Крыму отсутствовала эффективная концепция развития сельских территорий, а попытки, которые предпринимались в этом направлении, носили скорее пропагандистский характер. На их реализацию в республиканском бюджете средств не хватало, а центральные органы власти их практически не предоставляли. Как результат, Крым занимал по уровню газификации села одно из последних мест на Украине, только каждый третий населенный пункт газифицирован. И это несмотря на то, что на полуострове добывается газ, его в полном объеме хватит на обеспечение нужд всего полуострова.

Он также отметил, что на полуострове существуют значительные трудности с водоснабжением. Практически каждое десятое село живет на привозной воде. Там, где есть централизованное водоснабжение, треть сетей водопровода находится в аварийном состоянии. 

А из-за отсутствия средств не закончена работа по составлению генеральных планов развития населенных пунктов. Это приводит к коррупции, сдерживает развитие инженерно-социальной инфраструктуры и выделение земель под жилищное строительство. Имеющиеся планы генеральной застройки не в полной мере учитывают экологическое состояние, сохранение природно-ресурсного и историко-культурного потенциала городов и сел. 

Низкий уровень жизни и развития инженерно-социальной инфраструктуры приводит к резкому оттоку трудоспособного населения из села, особенно молодежи. Не хватает детских садов, очередность составляет более 17 тысяч мест. На селе закрываются фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы. В отдельных населенных пунктах автобусное сообщение практически отсутствует.

«Нам не хватает специалистов, в том числе врачей и учителей. За годы независимости почти полтора десятка сел исчезли с административной карты полуострова. Конечно, может сложиться ошибочное впечатление, что в Крыму живут бездельники и непрофессионалы. Хочу доложить, что мы в меру своих сил решаем задачи интегрирования села в единую общеэкономическую и социальную систему Крыма. Положительная динамика в этом отношении у нас есть», — отметил Аксенов.

Исполняющий обязанности Главы Крыма рассказал и о том, что сегодня делается в регионе для развития аграрного сектора. Он сообщил, что, прежде всего,  идет работа над инвестиционной привлекательностью аграрного сектора. Каждый четвертый реализуемый инвестиционный проект связан с агропромышленным комплексом. Только в прошлом году введено в строй семь крупнейших сельскохозяйственных предприятий.

«Мы последовательно работаем над тем, чтобы технологически и технически обновить сельское хозяйство, структурно модернизировать его. Структура сельской экономики не отвечает социальным потребностям Крыма. В агропромышленном производстве удельный вес мелкотоварных хозяйств населения составляет 54 процента, тогда как в 90-е годы был почти в два раза меньше. Это привело к тому, что Крым значительно сократил экспорт сельхозпродукции и ее переработку. Стыдно говорить о том, что в последние годы мы собираем зерновых почти в 2,5 раза меньше, чем в советские времена. Этих негативных тенденций не избежали и наши прославленные отрасли – плодоводство и виноградарство», — с сожалением сказал Аксенов.

Тем не менее, Сергей Аксенов считает, что, прежде всего, необходимо решить, первоочередные задачи, главной из которых является реконструкция основных мелиоративных фондов, капитальный ремонт межхозяйственной сети и восстановление внутрихозяйственных мелиоративных сетей, так как фактически 230 тысяч гектаров орошаемых земель уже утрачены.

«Требует восстановления и расширения парк дождевальной техники. За всю историю независимой Украины мы не получили на эти нужды ни копейки. Острой проблемой является восстановление плодородия почв. Крыму угрожает вторичное засоление почв. Еще раз хочу подчеркнуть, что без орошения Северный Крым может превратиться в пустынные степи», — предупредил Аксенов.

Сегодня в Крыму уже проводится анализ ситуации в части восстановления площадей садов, виноградников и плантаций эфирно-масленичных культур; расширение предприятий сельхозпереработки и создание современных овощехранилищ и холодильников. Привлекаются инвесторы, создаются условия для того, чтобы в данную сферу вкладывались серьезные инвестиции.

«Но рассчитывать только на бизнес-структуры мы не можем. Без федеральной помощи проблем аграрной экономики сельских территорий мы не решим. В настоящее время совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ведется разработка республиканской целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Крым на 2015–2017 годы. Приоритетными направлениями программы будут: строительство, реконструкция локальных сетей водоснабжения и газификации; жилищное строительство, в том числе для молодых семей и специалистов; поддержка малых форм хозяйственной кооперации, включая создание логистических центров и оптово-розничных рынков. Вместе с тем Крым может претендовать на такой сектор туристической индустрии, как сельский и экологический туризм. Культурно-историческое разнообразие сельской местности, несомненно, будет способствовать развитию интереса в этом направлении. Село нуждается не в одноразовой социальной помощи, а в последовательной программе модернизации и объемном финансировании», — сказал в заключение Сергей Аксенов.

Юлия Оглоблина: 

Об основных естественных ожиданиях сельской молодежи

Юлия ОГЛОБЛИНА, председатель центрального совета Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» выступила очень эмоционально. И высказала ряд «основных естественных ожиданий современной сельской молодежи».

Первое ожидание сельской молодежи, по мнению Юлии Оглоблиной – получать достойную заработную плату, гарантированную в долгосрочной перспективе.

«В настоящее время предприятия агропромышленного комплекса являются основными работодателями на сельских территориях, но хочу отметить, что молодежь не стремится туда трудоустроиться. К сожалению, сложился стереотип, что работать в сельском хозяйстве очень трудно, не престижно, отрасль зачастую ассоциируется с грязным халатом, сапогами. В средствах массовой информации, к сожалению, недостаточно освещаются положительные изменения условий труда, которые произошли при внедрении современных технологий в АПК», — заявила Оглоблина.

Она подчеркнула, что здесь важно отметить, что существует ряд рисков. Трудно быть уверенным в гарантированном источнике дохода, в своей заработной плате, если ты работаешь в сфере агропромышленного комплекса.

«Мы этот вопрос неоднократно обсуждали в рамках нашей рабочей группы поддержки молодежного предпринимательства на селе и пришли к выводу, что необходимо предусмотреть в системе государственного регулирования продовольственных рынков долгосрочное поддержание цен на основные виды продукции. Это позволит убрать риск потери заработка для молодежи», — заявила лидер сельской молодежи.

Второе ожидание сельской молодежи, как полагает Юлия Оглоблина – это уверенность молодых людей в том, что у них появится свое жилье.

«Сегодня также уже отмечалось, что работает принятая федеральная целевая программа устойчивого развития сельских территорий до 2020 года. С момента работы программы социального развития села, за 10 лет, более 265 тысяч сельских семей, из них более 91 тысячи молодых семей и молодых специалистов, улучшили свои жилищные условия. Наконец, с 2012 года в очереди на улучшение жилищных условий насчитывалось более 490 тысяч человек. Озвученные цифры говорят о востребованности данной программы, но фактически недоступности для молодого специалиста, так как часто при таком темпе развития очередь придет к молодому человеку, когда он уже перестает быть молодым. И несложно посчитать, что без учета региональной специфики при сохранении указанных темпов программы, вступив в нее в 22 года, получить субсидию можно и в 42 года. И большинство молодых специалистов не готовы ждать, они пересматривают свои планы и уезжают в город. В связи с этим мы просим рассмотреть возможность сокращения очереди до трех лет. По мнению опрошенных нами молодых специалистов, это тот срок, который они готовы подождать», — заявила Юлия.

Третье ожидание – это доступная и современная инфраструктура. По мнению молодежного лидера, здесь первостепенным является вопрос строительства дорог.

«Есть сельские населенные пункты, где есть какая-то социальная инфраструктура, есть газ, есть водоснабжение, но нет дороги, так как там численность меньше 125 человек и протяженность более пяти километров. Мы надеемся, что эти критерии будут пересмотрены», — высказала свое пожелание Оглоблина.

Что касается развития досуга на селе, то Юлия Оглоблина поблагодарила власти за появление спортивных объектов в районных центрах с бассейнами, с катками, с тренажерными залами, но отметила, что, к сожалению, ребята из отдаленных сел и деревень не имеют возможности там заниматься.

«В связи с этим просим организовать доставку сельских детей в райцентры на школьных автобусах для занятий в спортивных секциях. Многие районы пытаются самостоятельно запустить такие маршруты, но все упирается в расходы на топливо. И, соответственно, местные власти сетуют, что для дополнительных рейсов средства отсутствуют. Мы считаем, что школьный автобус мог бы возить детей не только на спортивные секции, а также и в творческие секции, кружки, музыкальные школы», – сказала Оглоблина.

В завершение своего выступления Юлия Оглоблина обратилась к Президенту России Владимиру Путину: «Мы уверены и надеемся, что благодаря Вашему постоянному вниманию и поддержке вопросов развития села будут созданы условия, когда не только сельская, но и городская молодежь будет стремиться жить и работать на селе».

Владимир Жириновский: 

Легче восстановить крепостное право, чем выполнять обещания 

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель фракции ЛДПР, не смог не прокомментировать выступление  председателя центрального совета Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» Юлии Оглоблиной. В частности, он сказал: 

«То, что Юля сейчас здесь просила от имени сельской молодежи, этого даже Маркс не обещал, Сталин не смог и Брежнев молчал про это. Поэтому легче восстановить крепостное право, чем выполнять обещания. Но это моя позиция, можно, конечно, просить, но это трудно очень (исполнить). Просить можно».

Остальное выступление Владимира Жириновского приводим полностью, без купюр и цитат, в точном соответствии со стенограммой, опубликованной на сайте Кремля, учитывая одиозность позиции политика:

«Здесь было предложение переименовать Министерство, добавить еще позицию по сельским территориям. Не согласен, не надо трогать названия ведомств, функции добавлять, перераспределять. Посчитайте, сколько нужно печатей поменять, вывесок, бланков и запомнить нужно, как теперь будет называться Министерство. У нас было царское министерство просвещения, и сколько его меняли. Комитет, ПТУ, образование – это одно и то же. Было Министерство путей сообщения, отдельно ОАО «РЖД», отдельно у нас транспорт. По-русски было – всех путей сообщения. Поэтому не надо трогать ведомства.

И несколько вопросов. Допустим, я беру из доклада: «Зачастую пессимизм сельских жителей, их пассивность обусловлены закрытостью местной власти, ее ориентацией на вышестоящие органы власти, а не на повседневные проблемы и нужды простых людей. Отношение народа к своей власти всегда определял и определяет внутренний потенциал любой государственности». Это лучший абзац доклада. 172 страницы убираю, оставляю только эту, 91-ю страницу.

Вот насчет пессимизма. Один из районов, не буду называть губернию, у нас все люди обидчивые, звоню туда, прошу просто позвонить мне по одному вопросу. Неделю (руководитель района) не хочет даже позвонить. В пятницу я обещаю ее наказать, через полчаса она мне звонит. Я представляю, что с простыми людьми. Не хотят даже разговаривать с людьми, не хотят. Надо повернуть сельских чиновников к сельским жителям, что они главные. У нас правильная вертикаль власти, без этого Россия не может, но вертикаль-то власти должна быть повернута к гражданам, а не чиновник к чиновнику, и только смотреть наверх, как тебя оценит начальник.

Другой вопрос, тоже опять в одном из районов: два года пробивают граждане чуть-чуть отремонтировать дорогу за свой счет. 42 справки требуют. Для чего? Чтобы взять взятку. А они взятку не дают. Аналогичный документ дали за 17 дней. Когда дали взятку, 17 дней достаточно, когда без взятки – 42 справки и два года. Вопрос до сих пор еще не решен. Это вот насчет пессимизма сельских жителей.

Еще один вопрос, новый вид коррупции, я бы так назвал. Разрешают на местах строить, школы – вряд ли, дома, может быть, гостиницы. Построили. Заведомо закладывает ошибку в оформлении чиновник, что-то не так оформлено. Объект сдавать, а он говорит: нет, сдавать не будете, у вас неправильно оформлены документы. Что делать? Сносить, и за ваш счет.

Люди взяли кредиты в банке, а теперь они должны за свой счет снести. Мы разоряем людей. Потому что они намекают: надо дать хорошее, так сказать, поощрение. Вот такой вид взятки, когда специально провоцируют людей… Вернее, не провоцируют, получают разрешение, делают, все-все, сделали. Потом смотрю – бульдозерами сносят. Да что вы делаете? Оставьте строения в покое. Действительно, бывает с нарушениями построено, но сноситься-то зачем? Ну, поменяйте собственника, накажите строителя, но готовые дома, объекты зачем сносить? Зачем бульдозером?

При советской власти старый телевизор сдаешь – дают 30 рублей, идешь и покупаешь новый. Старый кувалдой разбивают. Я им говорил: «Отдайте в детский интернат, в интернат для престарелых. Зачем вы разбиваете хорошие телевизоры?» До сих пор у нас мебель списанную ломают, сжигают, а отдать бесплатно в какие-то детские или интернаты инвалидов нельзя. Когда мы это прекратим? Это имеет отношение, конечно, и к селу.

Дальше. И вот по этому вопросу, Владимир Владимирович, насчет «кто-то управляет». Я к Вам обращался, к Председателю Правительства. Вот объект недвижимости на селе. Козак у вас занимался, вы ему дали поручение, Володин, суды – все занимались. Всех на уши поставил, шесть месяцев (прошло) – вопрос стоит. Один чиновник сидит где-то там, в Краснодарском крае, и мешает. Один сильнее всех вас вместе взятых. Губернатор Ткачев помогает, он все делает, но он бессилен. Подхожу, стоят Козак, Ваш помощник по экономике Белоусов и Улюкаев – Министр экономики. Ну как бизнесом заниматься? Деньги есть, все есть – бизнес сделали и уходите.

Ну, кто это делает? Какая это четвертая сила или пятая? Я Александру Бортникову, директору ФСБ звонил. Ну, кому еще звонить, Пан Ги Муну, чтобы решили вопрос? Почему вы отказываете, в чем причина, что люди не могут вложенные деньги, объект продать и деньги в банк вернуть? Дайте задание, пожалуйста, Козаку, он Вам все доложит, кто этот человек. Один сидит где-то в Сочи и командует всей страной. Это не годится.

Дальше. На местах очень много земли купленной, собственники разные. Как используют эту землю? Должен глава администрации их собрать и сказать: ребята, мы сделаем большую пасеку или скот будем разводить, ваша земля лежит, потому что вы купили, чтобы деньги как-то «заземлить».

Но они же по отдельности ничего не могут делать, должны быть проекты, которые вызовут энтузиазм, неравнодушие, но они городские жители. Запустите, чтобы давал доход, дайте команду, сколько купленных участков земли пустует и сколько они могли дать прибыли за истекшие 2–3 года. Миллиарды. Но глава администрации должен работать. А он о чем думает? Оформил документы, иногда получил за это вознаграждение. Но землю-то запустить в оборот только он должен, ибо собственники сидят в Москве, Петербурге, им некогда заниматься. Участок не очень большой, это вот они тоже должны сделать, потому что опять на этой же странице, 92-й: «Особенно ценно, что эти проекты позволяют объединить, выявить инициативных, неравнодушных людей в территориях, высказаться людям. Принять совместное участие не только в обсуждении, но в реальных делах». Делайте это вот вы, главы администраций сельских районов.

Сельский туризм, прозвучало здесь: не хватает денег. Денег не надо, для сельского туризма денег не надо. В туризм пойдут люди, если будет крестьянская изба XIX века, колодец, вырытый в начале ХХ века, петушок где-то там кричит, корова мычит, удобства на улице, печка, котелок со щами и баня «по-черному». А если там пятизвездочный отель построите, к вам никто не поедет. Люди хотят вернуться в патриархальщину, вернуться в первобытно-общинный строй и за это заплатят деньги, за это. Вот такой должен быть сельский туризм, и стонать, что нужны деньги здесь, не надо. Надо, чтобы была инициатива у главы сельской администрации. Дайте объявление, к вам из больших городов приедут отдохнуть именно вот так, в древнее село, колодец там, девушка с коромыслом несет воду, вода плещется. Вот это дайте: где-то лошадь заржала, сельская идиллия, тишина, кукушка, там, не знаю, медведь в лесу рычит.

Вот родные деревни – это последнее, что я хочу сказать. У всех из вас сидящих здесь есть родное село, откуда ваши предки. Я изучил деревню Лаушки, Мордовия, за 300 лет, там род: Половинкины, Горбуновы, Сергучевы, Макаровы. Глава администрации: «Владимир Вольфович, приезжай, помоги нам чего-нибудь здесь отремонтировать. Дом твой родной, вот здесь у тебя бабушка жила».

Никакой инициативы. Всех людей известных позвать, поднять родную деревню хотя бы, там, где корни ваши, это же все с удовольствием сделают, потому что оттуда мы вышли все. Мы давно живем в городах, но у всех есть в ХIХ веке, в начале ХХ родная деревня. Но ни один глава сельской администрации ничего не хочет делать. У тебя же родом известные люди, хотя бы напиши письмо, намекни. Меркушкин Николай Иванович тут иногда проявлял инициативу, новый глава республики вообще ничего не знает.

И последнее. Кроме того, что родные деревни и корни наши там, тоже можно было бы сагитировать, родословную узнать, повесить там памятные доски, жители бы знали, откуда вы все родом и кто сегодня где-то в Москве или в Питере находится во власти. А это ваши люди. Вы здесь сидите, может, у вас родственники Петра I, Ломоносова, Косыгина, известных людей.

Я изучил, Владимир Владимирович, что Институт генетики у нас есть, лаборатория в Америке, анализ крови стоит дорого, зато вы узнаете, где были ваши предки 25 тысяч лет назад. Это общие предки, это Восточная Африка, потом мы ушли в Северную, потом пришли в Европу и сюда пришли. Мы же одна семья, европейцы, а нас представляют в Европе за азиатов.

У меня общие корни (это не мои анализы, это американские специалисты сделали), общие корни – Альберт Эйнштейн и Наполеон. Вот общие корни. Вы изучите, кто у вас, из какой вы семьи, рода. Это, конечно, большой род: не значит, что это два человека – я и Наполеон, я и Альберт Эйнштейн. Но это большая семья, это тысячи людей, но корни общие есть. И вы узнайте, какие у вас общие корни. И все это имеет отношение к селу. Люди знали, откуда мы все. И они бы гордились своими, так сказать, потомками, вышедшими из этих деревень, и было бы им более радостно жить на селе».

Геннадий ЗЮГАНОВ: 

В селе наши корни и песни

Геннадий Зюганов, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ, член Совета Государственной Думы сообщил собравшимся о своих крестьянских корнях.

«У меня, вообще говоря, крестьянские корни. Зюганка – это древний сорт зимостойкой пшеницы, который выращивался испокон веков на Руси. Так что я ближе к крестьянам, нежели к Наполеону», — прокомментировал выступления Владимира Жириновского Геннадий Зюганов.

Далее он сообщил, что за последние годы в России удалось сформировать качественно новый курс. 

«Проведена более четко национальная идея, которая объединяет нашу тысячелетнюю державность и государственность; решен принципиальный вопрос геополитики – воссоединение Крыма и Севастополя с матерью-Родиной; дано поручение Председателю Госдумы плотно работать над качественно новым учебником истории, без чего невозможно воспитывать молодое поколение, поставлена задача подготовить 25 миллионов квалифицированных кадров, решаются проблемы более интенсивного развития ВПК, где у нас самые новейшие технологии», — сказал лидер компартии.

Но он уверен, что сегодня принципиально важно перейти к более качественной внутренней политике. И сам факт рассмотрения вопроса, связанного с устойчивым развитием сельских территорий, свидетельствует об этом. 

Он напомнил, что в прошлом году в 40 странах мира прогрохотали голодные бунты, сегодня на планете каждому четвертому не хватает куска свежего хлеба и стакана чистой воды. 

«Мы бы на своих землях могли выращивать продовольствие экологически чистое, которое способно прокормить 700 миллионов человек. Это была бы статья дохода гораздо более энергичная и полезная, чем нефть и газ, тем более это возобновляемые ресурсы, а половину нефти и газа уже на планете истопили», — отметил Геннадий Зюганов.

О том насколько важен вопрос социального развития сельских территорий в России говорят многие цифры и факты. 

«В селе наши корни и песни. Если посмотреть на олимпийских чемпионов, 8 из 10 родились в деревне. Если возьмете биографию всех командующих, которые обеспечили победу Красной армии, почти все из дальних русских и национальных деревенек. Они впитали лучшие корни. Но проблема сегодня стоит исключительно остро, прежде всего, потому, что, мне кажется, мало уделяем внимания народным предприятиям. Владимир Владимирович, когда Вы выступали в Думе с отчетом Правительства, я и Харитонов обратились к Вам с просьбой поддержать народные предприятия, прежде всего крупнейшее объединение «Звениговский» в Марий Эл, и положили на стол 1200 подписей тружеников этого коллективного хозяйства. Сегодня докладываю Вам: в этом хозяйстве 160 тысяч голов свиней, 2500 лошадей. Оно заплатило в прошлом году почти 400 миллионов налогов. Средняя зарплата – 30 с лишним тысяч рублей. 200 своих магазинов, транспортная сеть и полный цикл переработки – от нуля до продажи. Оно выдержало удар ВТО и продолжает быть флагманом в сельской индустрии.

Наше объединение, колхоз, который рядом с Москвой, овощеводческий «Грудинино», остается лучшим в Московской области: самое большое клубничное поле страны, великолепная социальная база. Сдали жилье, построили классный детский сад. Приглашаю посмотреть, как работает это народное предприятие, где средняя зарплата 55 тысяч рублей. И народное объединение – колхоз «Богачево»* в Ставрополье, выращивает зерновые. Собрал зерна более 50 тысяч тонн и продолжает быть флагманом на Ставрополье – этой хлебной житнице.

Мы подготовили прекрасный фильм о работе народных предприятий, но никак не можем его пропихнуть даже на российское телевидение, которое лояльно относится к лучшему опыту. Я бы попросил поддержать нас. Пусть люди посмотрят, как даже в нынешних сложных условиях можно эффективно и достойно работать», — рассказал лидер КПРФ.

Однако Геннадий Зюганов уверен в том, что невозможно полностью реализовать политику развития сельских территорий при условии, когда в бюджете расходная часть на сельское хозяйство равна 1,2 процента. 

«Минимум должно быть 10, американцы в прошлом году истратили 24 %, европейцы – почти треть, у нас новая трехлетка пока не обнадеживает. Поэтому предлагаю внимательно рассмотреть предложение о том, чтобы расходная часть на эти цели была увеличена, и тогда результаты мы непременно получим», — подчеркнул Зюганов.

В заключение своего выступления Геннадий Зюганов остановился на кадровой политике в сельском хозяйстве и отсутствии профессионализма в руководстве отрасли:

«Что бы ни говорили, земля и село – это образ жизни. Он должен быть хорошо понимаем руководителем. Работал Гордеев – грамотный, профессиональный человек, занимался Зубков, я у него был в советское время еще в хозяйстве, он понимает. Можно тут упрекать нас в том, что мы переходим на личности. Но как бы кто ни относился, но Дворкович не понимает, что такое село, и не будет им заниматься. Федоров, может, неплохой юрист, но он не осознает до конца все проблемы и трудности, что показало сегодня его сообщение. Агролизинг превратился, по сути дела, в филиал прокуратуры. Агробанк сегодня правильно критиковали: иди, попробуй, возьми кредит и так далее. Поэтому к новой политике внутри страны нужна и сильная команда в этой сфере, способная решать эти проблемы. У нас впереди 70-летие Великой Победы. Мы бы могли сложить усилия и доказать, что в течение года можно реально изменить ситуацию в лучшую сторону. Надо осознавать и понимать, что после женевских соглашений не стало легче, нас будут окружать, нам будут диктовать. Наша независимая и сильная внешняя политика не нравится, но она должна быть подкреплена и продовольственной безопасностью, и новой промышленной политикой, и реальной новой индустриализацией. Хотелось, чтобы все мы 70-летие Великой Победы встретили достойно».

Сергей Миронов: 

Многие предприятия АПК уже стоят перед угрозой банкротства

Сергей МИРОНОВ, руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в ГД РФ, затронул всего одну, но очень важную проблему отрасли. В частности он отметил, что в современных условиях существование села без конкурентоспособного агропромышленного комплекса, конечно же, невозможно. За последние годы в этом направлении немало сделано, и не признавать этого было бы просто несправедливо. Изменения, конечно же, есть. Но точно так же нужно признать, что присоединение к ВТО стало для аграрно-продовольственного комплекса очень серьезным вызовом.

«Приведу только одну цифру. Сальдированный финансовый результат отрасли за прошлый, 2013 год буквально рухнул, в том числе и по этой причине, сразу на 43 процента. На все огромное сельское хозяйство, и это еще с учетом лесной отрасли, результат составил только 74 миллиарда рублей.

Почему данная цифра является критической? Потому что для модернизации производства хозяйства в предыдущие годы набрали огромные кредиты. Объем ссудной задолженности составляет около 2 триллионов рублей. То есть, исходя из существующего финансового результата, на возврат долгов понадобится более четверти века, а ведь реальные сроки по кредитам гораздо меньше.

Таким образом, множество предприятий уже стоят перед угрозой банкротства. Нашим депутатам от нашей партии «Справедливая Россия» на местах поступают сигналы, что многие сельхозпредприятия уже практически стоят перед такой проблемой, и такой процесс уже начался. Причем трагедия в том, что речь идет как раз о лучших хозяйствах, тех, которые поверили в политику государства и взяли кредиты на модернизацию своего производства», – сказал Сергей Миронов.

В связи с этим он внес предложения от партии «Справедливая Россия» для исправления этой ситуации: «Первое. Правительством предложена мера поддержки молочного животноводства: увеличить сроки кредитования до 15 лет. По данным, которые предоставил Минсельхоз, чтобы продлить для этого сектора уже выданные кредиты, требуется 1,7 миллиарда рублей. Для спасения целого сектора АПК это очень разумная сумма. В связи с этим мы предлагаем использовать ту же меру и для других секторов АПК, сильно пострадавших от присоединения к ВТО, например свиноводство или птицеводство. Это позволит и сохранить предприятия, и создать новые рабочие места, и придать импульс развитию всей отрасли, и обеспечить в конечном итоге продовольственную безопасность, что сегодня в условиях постоянно грозящих нам санкций, с которыми к нам обращаются, более чем актуально.

Второе. Поскольку при таком объеме долгов сложности неизбежны, необходимы инструменты для их преодоления, один из них – создание так называемого банка «плохих» долгов. Мировой опыт подтверждает, что он может работать вполне эффективно, а создать его можно, например, на базе того же Россельхозбанка.

И третье. Мы уже много раз видели: когда западным коллегам чего-то хочется, они прекрасно умеют ограничивать торговлю с нами, невзирая ни на какую Всемирную торговую организацию. Евросоюз применяет антидемпинговые процедуры к целому ряду российских отраслей: в химии, металлургии, заявляя, что у нас якобы нерыночное ценообразование на газ, а газ – серьезная составляющая себестоимости. Поэтому нам здесь тоже не нужно стесняться, тем более возможности есть.

К примеру, страны Евросоюза, а также Соединенные Штаты Америки также используют нерыночное ценообразование, когда речь идет о стоимости кредитов. Ставка ведь определяется абсолютно централизованно, и это, кстати, приводит к колоссальному дисбалансу мировой экономики. Однако стоимость кредитов, особенно в России, также является серьезной составляющей себестоимости. И поэтому мы должны ставить вопрос об антидемпинговых процедурах и в отношении их продукции. Это даст реальный шанс для развития всех секторов, где отечественные производители могут производить качественную продукцию, но сталкиваются с нечестной конкуренцией субсидируемых, по сути, государством производителей в США и Евросоюзе. И особенно это касается агропродовольственного комплекса».

Аркадий Дворкович: 

Необходимо стабилизировать те механизмы поддержки, которые есть

Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель Председателя Правительства РФ, не обиделся на обвинение в непрофессионализме со стороны  Геннадия Зюганова и отметил, что он делает все, что возможно и необходимо делать в рамках тех бюджетных ограничений, которые есть. 

«Геннадий Андреевич сказал, что в других странах тратится в разы больше денег на поддержку сельского хозяйства, чем в России, и это действительно так. И в Евросоюзе, и в США, и даже у нашего партнера по Союзному государству, в Белоруссии, объем поддержки в расчете на единицу производимой продукции, будь то тонна зерна или тонна молока, больше, чем в России. Коллеги это делают, в том числе, за наш счет, по большому счету, потому что мы им помогаем в целом стабилизировать бюджетную ситуацию. Они больше поддерживают и сельхозтехнику, производство своей сельхозтехники, тоже фактически осуществляя ее бюджетную поддержку», — признал зампред Правительства.

Он также сообщил, что сформирована заявка на корректировку госпрограммы на ближайшие годы. Самый минимальный уровень дополнительной необходимой поддержки составляет примерно 30 миллиардов рублей в год. 

«Конечно, лучше в разы больше, но сейчас мы тратим примерно 250 миллиардов рублей в год в целом с региональными бюджетами, чтобы покрыть даже самые минимальные потребности. Вот 1,7 миллиарда на продление кредитов по молочному животноводству до 15 лет. Очевидная мера, понятная сумма. Чтобы выдавать новые, нужно еще, соответственно, хотя бы столько же, на самом деле чуть-чуть больше. Чтобы стабилизировать цены на молоко и на ряд других товаров, тоже нужно несколько миллиардов рублей в год. Чтобы отдать долги по субсидиям за предоставленные кредиты, еще несколько миллиардов рублей. 30 миллиардов рублей – это минимальная заявка», — подчеркнул вице-премьер.

Что касается распределения объемов между разными механизмами поддержки, то Аркадий Дворкович считает, главное, что нужно для социального развития села, – это создать устойчивый агропромышленный комплекс. 

«Необходимо стабилизировать те механизмы поддержки, которые есть, в том числе по растениеводству, не отказываться от погектарной поддержки и добавить деньги на поддержку животноводства, иначе мы получим дисбаланс в другой части; иначе у нас снизится производство зерна, возрастут цены на корма и нам придется еще больше поддерживать животноводство, иначе не сложится картина в целом. Инфраструктура: дороги и вода. Дело не в том, чтобы делать новые программы, новые федеральные целевые программы. Все равно все упрется в деньги. На новые программы нужны будут те же самые дополнительные деньги. Нужно в рамках тех объемов поддержки, которые есть или которые могут быть увеличены, дать максимально широкие полномочия регионам по тому, каким образом использовать эти поддержки. Было сказано, что у нас жесткие критерии по дорогам. Эти критерии не нужны абсолютно. Губернатор лучше других знает, как использовать деньги поддержки, и можно вполне ограничиться установлением общего потолка расходов». – уверен Дворкович.

Он также высказался по поводу народных предприятий, о которых упоминал Геннадий Зюганов. Аркадий Дворкович считает, что есть успешно действующие народные предприятия, но есть и другие формы успешные, есть успешные сельские кооперативы, есть успешные крупные хозяйства, успешные фермерские хозяйства. И лучшую практику в разных сегментах рынка нужно поддерживать.

Зампред Правительства также остановился на финансовых механизмах АПК. В частности, на деятельности Россельхозбанка. 

«Действительно, сильнейшая закредитованность сейчас у хозяйств после трех неудачных лет с точки зрения природных условий. К этому добавились некоторые вызовы, связанные со вступлением России в ВТО. Действительно, требуется стабилизация работы Россельхозбанка. Мы приняли принципиальное решение о том, что это должна быть отдельная строчка в госпрограмме, чтобы у Россельхозбанка были стабильные перспективы по капитализации. Но в рамках нынешних бюджетных ограничений это не решит проблему накопленных «плохих» долгов, которые составляют порядка 50 миллиардов рублей минимум. То есть мы сможем стабилизировать текущую работу, но останется проблема «плохих» долгов. Это должно быть, по сути, отдельное финансовое решение, которого сейчас в бюджете, в текущем бюджете, найти невозможно. Поэтому мы представим эти расчеты, а дальше вопрос за поддержкой и руководства исполнительной власти страны, и Государственной Думы, поскольку потребуется найти эти средства в бюджете, тогда банк сможет полностью выполнять свои функции», — завершил свое выступление Аркадий Дворкович.

Мы не стали цитировать все выступления, остановившись, на наш взгляд, на мнениях основных представителей государственной власти. Тем не менее, очень жаль, что на заседании совершенно не были учтены мнения самих аграриев. В который раз их судьбы решали политики и чиновники. А жаль! 

Галина Шишкина 

(по материалам сайта Кремля)

 

Exit mobile version