Производство индейки в России растет вопреки мировым тенденциям

Производство индейки в России с 2015 по 2024 годы почти утроилось, тогда как в большинстве стран мира оно стагнирует или падает, рассказал президент консалтинговой компании «АГРИФУД Стретеджис» Альберт Давлеев на саммите «Аграрная политика России». Рост был бы больше, если бы не дефицит инкубационного яйца.

В 2024 году в России было произведено 438 тыс. тонн индейки, что на 3,8% больше, чем в 2023 и на 186% больше, чем в 2015 годах, подсчитывает Давлеев. Сейчас РФ — лидер по производству этого мяса в Европе и второй в мире.

При этом Россия остается единственной страной, которая показывает устойчивый рост производства индейки на протяжении всех последних лет, утверждает Давлеев. Так, в США, которые выпускают почти половину всего мяса индейки в мире, продолжается снижение производства из-за гриппа птиц и распространения инфекции метапневмовируса. В прошлом году производство снизилось на 6,1%, за последние 10 лет — 3%. Индюшатина в США замещается курицей и свининой, а экспорт ограничивается до латиноамериканского региона и отдельных стран Африки.

Франция в прошлом году начала частично восстанавливать поголовье индеек за счет довольно успешного эксперимента с вакцинацией от гриппа птиц (+7,4%). Но в сравнении с 2015 годом производство снизилось на 38,1%.

В Бразилии и Великобритании и вовсе объем производства индейки за последние 10 лет рухнул на 61% и на 53,6% соответственно. В первом случае это объясняется торговыми барьерами при поставках в ЕС, во втором — снижением потребления индейки и конкуренцией со стороны более дешевого импорта из Польши.

В Германии, Канаде и Италии, считающимися традиционными историческими странами-производителей индейки, также производство этой птицы снижается (от -7% до -22%) из-за зрелости рынков, ограниченного экспорта и гриппа птиц.

«Из топ-10 стран только Польша, Испания и Россия показали прирост производства индюшатины в последнее десятилетие. При этом в 2024 году и польское, и испанское индейководство тоже ушли в минус (-5% и -6,8% соответственно) в связи с удорожанием себестоимости откорма и переходом значительного числа фермеров на выращивание курицы, обеспечивающей более быстрый оборот средств при более высокой сохранности поголовья», — рассказал Давлеев.

При этом рост производства индейки в России ограничен дефицитом инкубационного яйца, доступность которого сократилась из-за потерь племенного поголовья индеек в США, Канаде и Европе и ветеринарных ограничений на импорт из-за роста количества вспышек гриппа птиц в 2023-2024 годах, отметил эксперт. По данным Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) на первый квартал 2025 года, своим инкубационным яйцом мы закрываем только менее 60% потребностей.

«Несмотря на строительство новых племрепродукторов, в России нет собственного прародительского поголовья промышленных кроссов индейки, и его приходится ввозить из-за рубежа», — говорит Давлеев.

А поскольку к 2030 году планируется увеличить производство этого мяса еще почти в полтора раза (до 650 тыс. тонн), доля отечественного племенного материала снизится до 53%, что требует дополнительной государственной поддержки отрасли.

По данным НАПИ, подавляющее большинство произведенного мяса индейки потребляется внутри страны — в 2024 году из произведенных 438 тыс. тонн на экспорт было отправлено только около 27 тыс. тонн, 60% из которых пришлось на Китай. При этом потребление индейки в России выросло с 2012 года более чем в пять раз — с 0,52 кг до 2,85 кг на человека в год. В этом году производство индейки вырастет еще на 6%, до 465 тыс. тонн, прогнозировали ранее в НАПИ.

Впрочем, по данным исследовательской компании NTech, продажи индейки с апреля 2024 года по март 2025 года выросли на 12,2% в денежном выражении и сократились на 4,5% в натуральном по сравнению с периодом с апреля 2023 по март 2024 года. По словам директора по аналитике NTech Леонида Ардалионова, индейку нельзя рассматривать ни как альтернативу дешевой курице, ни как альтернативу дорогой говядине.

«Индейка — это отдельный продукт, в котором сосредоточено огромное количество инсайтов, подавляющее большинство которых связано с диетичностью продукта и его принадлежности к не очень понятной, но очень привлекательной для потребителя концепцией «правильного питания». И вот здесь возникает когнитивный диссонанс: индейка — здоровое питание (много белка, мало жира), но не самое вкусное (по той же причине, так как вкус мясу придает именно жир; абсолютно нежирное мясо по вкусу близко к бумаге). Поэтому мы и наблюдаем ситуацию, в которой потребление индейки растет, но растет за счет интересных продуктов, содержащих индейку (ветчина, мясо в маринаде и т.д.), а сами натуральные полуфабрикаты из индейки начинают слегка стагнировать», — говорит Ардалионов.

Exit mobile version