Международная школа современного садоводства: семь шагов к успеху

Год назад, 19 декабря 2018 года, на Северном Кавказе стартовал уникальный российско-­европейский образовательный проект. Первых абитуриентов, агрономов и производственников из разных уголков России, приняла Международная школа современного садоводства. В садах и питомниках, на самых передовых производственных площадках страны свой опыт, знания и мастерство передают в теории и практике ведущие отечественные и зарубежные эксперты. В основу обучения взята семиступенчатая модель, которая охватывает все значимые аспекты современного садоводства.

Кадровый голод

Северный Кавказ – ​колыбель интенсивного садоводства в России. Около полутора десятков лет назад передовые европейские технологии выращивания плодов впервые применили в Кабардино-­Балкарии. Сады интенсивного типа с капельным орошением требовали немало затрат на приобретение саженцев из Европы, установку шпалер и противоградовой сетки, технику и другие расходные составляющие, но при этом сулили немалые прибыли. Несомненный плюс такого сада – ​его быстрая окупае­мость за счёт высокой урожайности и качества плодов, а также раннего плодоношения, которое начинается уже спустя два года после закладки сада.

Однако первопроходцы интенсивного садоводства сразу столкнулись с многочисленными трудностями. И главной проблемой оказались вовсе не финансы, а полное отсутствие квалифицированных специалистов. Оказалось, что интенсивное садоводство – ​это не только капиталоёмкая, но и наукоёмкая отрасль. Многолетний опыт, полученный в традиционных садах, не давал ответов на большинство вопросов. В поиске новых знаний российские садоводы-­новаторы отправляли специалистов на обу­чение в Италию и Голландию – ​страны, считавшиеся «законодателями мод» в интенсивном садоводстве, где это направление получило наибольшее развитие. Но вернувшись домой, агрономы с горечью сознавали, что передовой европейский опыт зачастую не применим в условиях нашей страны.

Становление интенсивного садоводства в России шло путём проб и ошибок и, как следствие, больших финансовых потерь. Однако прогресс не остановить: внедрения новых технологий требовало время и российские реалии: в то время страна лишь на 10 процентов обеспечивала собственные потребности в яблоке – ​самом популярном и любимым народом фрукте. В отличие от традиционных садов сады интенсивного типа, способные дать невиданные прежде урожаи – ​до 90 центнеров плодов с гектара – ​могли значительно улучшить ситуацию на оте­чес­твенном яблочном рынке.

Запрет на импорт плодовой продукции из ряда стран Европы и курс на импортозамещение открыли новые возможности для развития отрасли. После введения продовольственного эмбарго спрос на отечественную плодовую продукцию резко возрос, да и государство стало уделять садоводству больше внимания, существенно увеличив финансирование отрасли. Не только Кабардино-­Балкария, но и Ставрополье, республики Ингушетия и Карачаево-­Черкессия, Кубань начали стремительно наращивать объёмы производства. Однако проблема кадрового голода не только осталась прежней, но даже усугубилась. Чем больше садов – ​тем больше требовалось специалистов.

Утолить кадровый голод оказались неспособны ни высшие учебные заведения, ни средне-­профессиональное образовательное звено. Неизвестно, сколько времени потребовалось бы неповоротливой системе образования, чтобы восполнить этот пробел. Выправить ситуацию с нехваткой специалистов высокой квалификации взялись сами производственники. Инициатором и идейным вдохновителем создания обучающей площадки по подготовке профессиональных кадров для работы в современных садах стал председатель Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края, председатель совета директоров ООО «Плодобъединение «Сады Ставрополья» ­Айдын Ширинов.

— Российская образовательная система оказалась не готова обеспечить тот уровень знаний, который требуют прорывные технологии в садоводстве, – ​объясняет Айдын Ширинович. – ​Более того, методы, которые применяются в садах современного типа, до сих пор даже не воспринимаются всерьёз некоторыми нашими учёными. А между образовательной системой и производством образовался такой радикальный разрыв, какой ещё нескоро удастся преодолеть. Если раньше производственная практика занимала существенный объём в процессе обучения в школах, техникумах и вузах, то сегодня она фактически исчезла из учебных программ. В итоге мы имеем выпускников учебных заведений, которые не обладают ни достаточным уровнем теоретических знаний, ни практическими навыками.

Ждать, пока в России произойдёт интеграция производства и науки, повысится уровень образования, времени не оставалось. Тем более, что потребность в повышении квалификации была не только у начинающих, но и у опытных садоводов, желаю­щих эффективно работать в отрасли интенсивного садоводства. Так возникла идея создания образовательной площадки, в которой будет сконцентрирован опыт европейских специалистов, российских учёных и передовых садоводческих хозяйств.

Бесценный опыт

Международная школа современного садоводства – ​это первый российско-­европейский образовательный проект, созданный при участии ФГБУ «Федеральный научный центр имени И. В. Мичурина».

— Мы опираемся не только на отечественный педагогический опыт, но и следуем международным обучающим стандартам, – ​говорит координатор Международной школы современного садоводства Александра Иванова. – ​Наша школа совмещает в себе качественный контент, удобный график обучения, гибкость программ, предполагает вовлечённость слушателей в образовательный процесс. Мы учим на различных площадках и в лучших садах и питомниках России. Занятия выстроены таким образом, чтобы помимо большого пласта теоретических знаний слушатели смогли получить опыт применения этих знаний на практике.

В школе преподают ведущие зарубежные и российские эксперты в области современного садоводства. Профессионалы с мировым именем раскрывают все секреты успешного садоводства в теории и на практике. Владимир Александрович Гудковский – ​заслуженный деятель науки РФ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН. Эрик Байтенхайз (Голландия) – ​основатель консалтинговой компании «ЕB Fruit Projects BV», консультант «Delfi BV». Замир Хакяшевич Балкизов – ​генеральный директор крупнейшего в России современного сада ООО «Сад-­Гигант Ингушетия».

В современном мире технологии развиваются очень быстро. Постоянно занятые на производстве агрономы не всегда имеют возможность переработать весь объём поступающей информации об инновациях в отрасли. Понимание актуальных проблем садоводства и большой опыт работы в садах интенсивного типа позволяют преподавателям синхронизировать знания с производственными реалиями: они делятся бесценным опытом ведения садоводческих проектов, рассказывают об инновационных разработках и последних достижениях науки.

Международная школа современного садоводства – ​это проект нового поколения. В уникальных программах аккумулирован весь передовой садоводческий опыт, за которым раньше приходилось ездить только за рубеж. Контент полностью адаптирован к российским условиям. Благодаря этому весь багаж знаний, полученный во время обучения, можно смело применять в отечественных садах и питомниках.

Годовой образовательный курс включает семь ступеней (занятий), которые проводятся на протяжении всего сезона.

Ступени обучения

На всероссийской выставке-­конференции «PROЯБЛОКО-2019», одним из организаторов которой выступила международная школа современного садоводства, Эрик Байтенхайз рассказал об уникальной обучающей программе. Первое, на что обратил внимание известный консультант по садоводству, актуальность курсов повышения квалификации.

— Любой человек может посадить сад даже на 200‑300 гектарах, и большинство таких садов переживут первый год, – ​утверждает эксперт. – ​Но если вы хотите получить хороший урожай и чтобы он был качественным, вам совершенно необходимо, чтобы персонал обладал знаниями и практическими навыками. Цель нашей школы – ​внедрение современных технологий. Мы готовим специалистов такого уровня компетенции, который отвечает требованиям, предъявляемым для работы в садах интенсивного типа.

Первое занятие включает теоретические и практические основы интенсивного садоводства. Оно рассчитано не только на агрономов, но и на инвесторов и владельцев садов. Сад начинается не с саженцев, а с подбора участков под закладку плодовых насаждений. И здесь очень важно знать множество нюансов. Например, какими качественными характеристиками должны отвечать почва и вода для полива. Кроме того, преподаватели делают акцент на условиях, которые требует подвой М9.

— Традиционно в России занимались садами экстенсивного типа, которые закладываются на саженцах других подвоев, – ​говорит Эрик Байтенхайз. – ​То, что вы покупаете подвой М9, не означает, что вы знаете, как с ним надо работать. Поэтому я считаю нужным каждый раз объяснять, какие условия необходимо соблюсти, чтобы получить желаемый результат.

Второе занятие посвящено формированию кроны, обрезке деревьев и контролю роста. Придать яблоне близкую к идеальной форму – ​это целая наука. Закрепить материал помогают часы практических занятий, которые проводятся непосредственно в садах. Преподаватели устраивают для слушателей школы мастер-­классы, а затем выдают секаторы слушателям, чтобы проверить полученные знания на практике и предупредить возможные ошибки.

Очень важная тема – ​защита растений и работа по уходу за плодовыми насаждениями. Оно посвящено основным болезням и вредителям, которые встречаются в садах. В отличие от семинаров, которые проводят компании-­производители средств защиты растений, здесь не услышишь рекламных обещаний. Не зная особенностей конкретного сада, преподаватели не предлагают слушателям готовые решения, а преподносят только тот объём необходимых знаний, который будет востребован в дальнейшей работе. В частности, рассказывают, как применять для защиты сада современные технологии, например, оросительные системы, как правильно использовать феромонные ловушки и те продукты, которые имеются на российском рынке, чтобы получать длительный эффект и не вызвать быстрого привыкания к препаратам.

Тема четвёртого занятия – ​фертигация и водопользование. Оно посвящено минеральным удобрениям и управлению водными ресурсами. Слушателям школы объясняют, какие удобрения и микроэлементы нужны для выращивания качественных плодов и как их вносить через почву, листовую подкормку или методом фертигации посредством капельного орошения.

— Получив в прошлом учебном году наибольшее количество отзывов по этой теме, мы поняли, что она особенно интересна и полезна для наших слушателей, – ​отмечает эксперт. – ​На данный момент на российском рынке присутствует широкий спектр минеральных удобрений. Поэтому агрономам бывает сложно переработать всю эту информацию и разобраться в ней. Мы не занимаемся рекламой. Для нас важно, чтобы наши слушатели начали думать самостоятельно. Наблюдать, что происходит в их садах, осознавать, что нужно деревьям и покупать те продукты, которые могут справиться с их проблемами. Только научившись внимательно следить за своим садом, можно анализировать и понимать, что в нём происходит.

Пятый семинар всегда особенно интересен, потому что он посвящён тому, как избежать эффекта периодичности. Его тема – ​технология регулирования урожайности во время цветения. Причиной перехода деревьев от регулярного к периодичному плодоношению является перегрузка их цветковыми почками и высоким урожаем при ослабленном поступательном росте. Для ежегодного плодоношения необходимо, чтобы одновременно с развитием плодов текущего года на дереве закладывались цветковые почки для урожая следующего года.

На шестом занятии слушателей обучают организации питания дерева, регулированию калибра и окраса плода, а также различным зелёным операциям. Правильное питание провоцируют дерево на активный рост, умеренное плодоношение и формирование побегов резервного плодоношения для последующего урожайного года.

Последнее занятие обучающего курса проводится летом. Оно посвящено организации сбора урожая, подготовки плодов к хранению. Слушатели узнают, какие параметры используются для определения степени спелости плодов и какие условия нужно соблюсти, чтобы обеспечить качество и сохранность фруктов.

По дороге знаний

Эрик Баттерхайз, за плечами которого многолетний практический успешный опыт ведения садоводческих проектов по всему миру, объяснил преимущества многоступенчатой программы.

— Невозможно за одну презентацию раскрыть все секреты работы в саду современного типа, – ​говорит он. – ​Преимущество этой программы, которая состоит из семи ступеней, в том, что мы не обсуждаем все темы за один раз. Мы разделили курс обучения на семь частей и проводим его в течение года. Таким образом на каждом этапе работ мы встречаемся, обсуждаем проблемы и закрепляем знания на практике. В программе аккумулирован передовой опыт людей, которые достигли больших результатов в этой отрасли. Это позволяет по-настоящему обучить слушателей-­агрономов.

Помимо основных семи ступеней обучения слушателям школы доступны дополнительные курсы по интересующим их темам. Например, в мае этого года было организовано занятие на базе «Сад-­Гигант Ингушетия» по хранению плодов. Его провели знаменитый «мичуринец», доктор сельскохозяйственных наук, академик РАН, эксперт в области послеуборочных технологий хранения плодов Владимир Александрович Гудковский и Негован Крсманович, ведущий инженер-­технолог по хранению плодоовощной продукции сербской компании ЕНО d. o. o., специализирую­щейся на холодильных системах и системах хранения и дозревания. Этот курс по-достоинству оценили все присутствовавшие, и в адрес школы поступило множество просьб о его повторении.

— Наша программа – ​это живой организм, – ​отмечает координатор проекта Александра Иванова. – ​Она будет постоянно развиваться и расширяться, в том числе за счёт ведения дополнительных спецкурсов не только по хранению, но и другим темам. Например, по эффективной работе с торговыми сетями, экономическим вопросам. Мы внимательно прислушиваемся к мнению и пожеланиям наших слушателей и постараемся дать максимум интересной и полезной информации, привлекая грамотных преподавателей. Дополнительные курсы будут доступны не только нашим выпускникам, но и другим специалистам, уже имеющим опыт работы и знания в области интенсивного садоводства.

Второй год обучения предполагает ещё большее углубление в тео­рию и проработку деталей. Одна из тем для выпускников школы будет использование компьютерных моделей QMS – программы, которая позволяет принимать правильные решения, основываясь на объективных данных.

Впервые уникальный образовательный проект Международной школы современного садоводства презентовали на крупнейшей выставке сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции «ЮГАГРО‑2018». В этом году на выставочном стенде не иссякал поток желающих узнать о возможности обучения. За год работы школа успела завоевала популярность у слушателей, среди которых студенты и профессионалы из Ставро­полья и Кубани, Ростовской, Волгоградской, Тамбовской и Липецкой областей, Кабардино-­Балкарии, Дагестана, Карачаево-­Черкесии, Чечни, Санкт-­Петербурга и даже Казахстана.

У дороги знаний нет конца. Выпускники первого годового курса уже готовы взойти на вторую ступень обучения. Новые абитуриенты приступят к занятиям в декабре. Впрочем, присоединиться к обучению никогда не поздно. Каждая ступень – ​это отдельная тема, и люди могут выбрать не полный курс, а только те направления, которые им кажутся наиболее интересными и актуальными. После каждого занятия по итогам обучения выдаётся сертификат международного образца.